Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этика .doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
2.29 Mб
Скачать

Раздел II. Общие моральные понятия

качестве идеалов представляют'именно такую схему. Впрочем, эта схема органична самой морали. Одно из базовых моральных требований, золотое правило, гласит:

«Во всем ка» хотите, чтобы с вдми поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Мф., 7:12).

Здесь «как хотите», конечно, подразумевает не каприз и при­страстие («хочется!»), а желаемое всегда и для всех. Такова логика обычного морального, шире — ценностного, сознания. Тем не менее трудно избежать впечатления произвольности выбора жела­емого при апелляции к потребностям человека в таком определе­нии идеала.

Во-вторых, идеал может представляться результатом обобще­ния содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия. Так, люди на основании опыта приходят к пониманию того, что в определенных ситуациях следует поступать определенным образом, это понимание отража­ется в норме (правиле, законе). Существованием нормы человеку вменяется определенное поведение (определенные действия), од­нако нормой же предполагается, что она может быть не исполнена (из-за незнания или по своеволию). Подобным образом понятый идеал представляет такое положение, когда норма исполняется всегда по свободному выбору человека. Но тогда получается, что идеалов столько, сколько норм и нет идеала вообще, но есть идеалы добра, справедливости, человечности и т.д.1 Мораль остается без общего нормативно-ценностного стандарта, без универсального критерия суждения и действия.

В-третьих, идеал может пониматься как вытекающие из соци­альной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные пер­спективы . Идеал сохраняет при этом образ совершенства. Это очень важно для миросозерцания человека, поскольку предъявляет ему требование самосовершенствования. Однако так понятый идеал оказывается сведенным к ценностной ориентации или по­веденческой установке и также остается лишенным универсальных и абсолютных характеристик.

1 Такую точку зрения развивают некоторые современные последователи утилитариз­ма Дж.С Милля.

2 Эта точка зрения представлена Э. Дюркгеймом.

Тема 15. Идеал

235

При трансценденталистском подходе к морали идеал рас­сматривается существующим как бы независимо от реальности и данным человеку непосредственно в его нравственном опыте. То, как он дан человеку, может трактоваться по-разному: как результат божественного откровения или интуитивного прозрения, как «голос совести» или сознание безусловности долга. Такая концеп­ция идеала предполагает, что высшие моральные представления радикально противостоят реальности, должное (т.е. то, что и как должно быть) противостоит сущему (т.е. тому, как обстоят дела в действительности), а ценности фактам .

Эти подходы, выраженные в соответствующих теориях морали, можно рассматривать как типологически различные. Они дейст­вительно противоположны в вопросе о происхождении идеала. Однако если рассмотреть их с точки зрения проблемы идеала в целом, то натуралистические концепции идеала можно признать в качестве теории происхождения и становления идеала как формы ценностного сознания, тогда как трансцендентные концепции идеала — в качестве теории, представляющей логические и пси­хологические аспекты функционирования идеала в ставшем виде, как особого рода — универсальной — ценности.

Независимо от того, каковы реальные истоки высших ценностей и идеала, они функционируют автономно по отношению к действи­тельности — как действительности частных интересов, социальных групп, ситуативно меняющихся ролей личности, различных профес­сиональных, статусных или функциональных обязанностей и т.д. Аристотель, Фромм или религиозные мыслители существенно рас­ходятся в своих теоретических идеях. Но все они утверждают, что содержание идеала обусловлено тем, что есть человек как человек. Они указывают, что ценностный мир человека в самом деле автоно­мен — по отношению к социальной реальности, или реальности, воспринимаемой практическим, эмпирически ориентированным со­знанием, что бы ни говорили на этот счет исторические материалисты.

Высшие ценности представляют собой часть духовного мира. Даже обусловленные эмпирически в своем становлении и развитии, они — безусловны в своем ставшем и развитом виде. Отчасти здесь

1 Такая точка зрения получила последовательное развитие в немецком неокантиан­стве конца XIX в. (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Р. Лотце) и в русской религиозной философии конца XIX — начала XX вв. (B.C. Соловьев, С.Л. Франк, Г.О. Лосский).

236