Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этика .doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
2.29 Mб
Скачать

Тема 22. Польза

325

программировать результаты своих усилий. Иными словами, чело­век, исповедующий принцип полезности, проявляет себя преиму­щественно в сфере сущего, в сфере текущих задач и конъюнктурных решений, он не нуждается в идеале и выходящих за рамки ситуации ценностных основаниях своих действий. Поэтому, какими бы ни были результаты усилий прагматика, их моральная сторона, с эти­ческой точки зрения, не вызывает доверия.

Но не только с абстрактной этической точки зрения прагматизм вызывает критику. Принцип полезности сомнителен и с точки зрения гедонизма: полезность провоцирует меркантилизм, застав­ляет человека суетиться. С точки зрения чести, следование прин­ципу полезности может порождать беспринципность и конфор­мизм. С позиций трудовой морали в принципе пользы преобладает дух своекорыстия и эксплуатации. А для человека творчества стяжание успеха и предприимчивость одним из своих реальных результатов имеет бездуховность. Все эти аргументы, разные по содержанию, близки по своему внутреннему пафосу неприятия утилитаризма, и в целом все они моралистичны. В них очевидна оппозиция практичности и принципу реальности. И хотя в них нет прямой апелляции к высокой морали, они передают то опасение, что принятие полезности в качестве доминирующей ценностной ориентации может вести к серьезным нравственным противоречиям в случае, если польза трактуется как благо вообще или как моральное добро. Вот здесь и начинаются этические коллизии в собственном смысле этого слова.

Принцип пользы подвергался критике и с различных социаль­но-нравственных позиций - - патриархальной и аристократичес­кой, религиозной и пролетарской, революционной и богемной. С каких бы позиций ни проводилась эта критика, в ней так или иначе ставилась или предполагалась важная социально-этическая пробле­ма: стремление к пользе своекорыстно, чрезмерная забота об успехе ведет к игнорированию обязательств; последовательно осу­ществленный принцип полезности не оставляет места человечнос­ти, а с точки зрения жизни сообщества, он косвенно подпитывает центробежные силы. Полезность как ценность отвечает интересам людей. Однако принятие полезности в качестве исключительного критерия поступков ведет к конфликту интересов.

В этом есть своя логика. В исторически раннем или неразвитом (т.е. внутренне недифференцированном) ценностном сознании

326

Раздел III. Нравственный опыт

понятие пользы исчерпывается значением удовлетворения жизнен­ных потребностей. Во всех традиционных обществах стремление к пользе как к наживе осуждалось. Наиболее ценными признава­лись блага, 'доставшиеся в* наследство, в результате дара или благодеяния, и даже по случаю. Иные ценностные ориентации начинают формироваться с развитием товарного производства и денежного хозяйства. В рамках экономических, вещных отноше­ний полезность становится приоритетной ценностью, ключевым принципом деятельности. Мышление и деятельность по логике полезности рождаются в условиях обособления, атомизации соци­альных интересов; более того, ориентация на полезность закреп­ляет атомизированность интересов.

Наиболее типичным выражением пользо-ориентированной де­ятельности является предпринимательство как деятельность, на­правленная на достижение прибыли посредством производства товаров и предоставления услуг, которые, во-первых, необходимы обществу в лице различных частных потребителей и, во-вторых, способны конкурировать с аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми другими производителями. Социально узнаваемые персонификации пользо-ориентированной деятельности — торго­вец, ростовщик, коммерсант, предприниматель. Как показывает история культуры, эти виды деятельности воспринимаются нега­тивно (с насмешкой, с презрением, в крайнем случае с сомнени­ем) сознанием, покоящемся на коллективистских ценностях. Пат­риархальная, традиционалистская, общинно-коммунитарная оп­позиции принципу полезности апеллируют к общему (обществен­ному) интересу. Однако ориентация на полезность при этом толкуется как своекорыстие, а сама полезность признается и высоко оценивается только как общеполезность, как общее благо.

Общий и частный интерес

Идеология общего блага имеет непосредственное отношение к принципу пользы. С одной стороны, она изначально возникает из неприятия своекорыстия и меркантилизма (к которым принцип пользы оказывается сведенным) и постоянно подпитывает себя этим пафосом. С другой стороны, в реальных условиях, когда возведенный на престол частно-групповой интерес не имеет ника­ких противовесов, а любые другие возможные интересы подавля-