Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этика .doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
2.29 Mб
Скачать

Раздел II. Общие моральные понятия

к нормам сексуальной морали, но в христианской этике употреб­ляемое для обозначения добродетельности вообще, прямо указы­вает на «умудренную целость» внутреннего мира человека.

В этическом плане в квнцепции добродетели (и как противо­положности — порока) подчеркивается важный аспект нравст­венности, а именно личностный. Этика норм отражает ту сторону нравственности, которая связана с формами организации, или регуляции, поведения. Этика ценностей анализирует то позитив­ное содержание, которое посредством норм вменяется человеку в исполнение. Этика добродетелей указывает на то, каким должен быть человек, чтобы реализовать должное и правильно себя вести. В этико-философских исследованиях эти разные стороны нравст­венности далеко не всегда представлены дифференцированно. Однако предполагаемое ими различие акцентов в восприятии нравственности позволяет более тонко анализировать этические проблемы.

Учение Аристотеля о добродетелях

Аристотель различает разумные и нравственные добродетели, или, иными словами, добродетели ума и добродетели характера. Первые развиваются в человеке благодаря обучению; таковы мудрость, сообразительность, рассудительность. Вторые рождаются из при­вычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Как строителями стано­вятся на основе опыта строительства домов, а музыкантами •— практикуясь в игре на инструментах, так и справедливыми люди становятся, поступая справедливо, благоразумными — поступая благоразумно, мужественными — действуя мужественно. Русское слово «добродетель» также указывает на практические основания нравственных качеств человека, однако одновременно подсказыва­ет, что эти качества утверждаются активно, деятельно: в деянии добра.

Однако не всякие действия сами по себе ведут к добродетели и удерживают от порока. Добродетель --ив этом заключается ключевой момент учения Аристотеля — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недо­статком. Другое важное определение добродетели состоит в том, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всем,

Тема 19. Добродетель и порок

285

что касается удовольствии и страдании, а порочность — это ее противоположность» .

Добродетель и порок у Аристотеля не симметричны. Мера противостоит безмерности; но безмерность «разномерна»: безмер-ностей много, тогда как мера — только одна. Так и в отношении каждой добродетели Аристотель выявляет два порока, которые в свою очередь внутренне неоднородны.

Будучи серединой между крайностями пороков, добродетель оказывается вполне строгой и определенной; порок же беспределен. Добродетель как бы устанавливает предел пороку - - формирует бесформенное. Эта мысль в различных вариациях проходит через всю историю европейской философии: добро проявляется через ограничение, формование стихии естества, зло — бесформенно (в смысле необузданно). Вышеприведенное кантовское понимание добродетели как «силы в исполнении своего долга» или «образа мыслей, имеющего твердую основу», оказывается вполне созвучным аристотелевскому пониманию (хотя непосредственно оно восходит к стоической традиции). При том, что высказывание Канта следует отнести к первому подходу в понимании добродетели (как обобща­ющего выражения характера), а трактовку Аристотеля — ко второ­му (добродетели — моральные качества человека), оба мыслителя указывают на одно: добродетель -- это внутренний порядок, или склад души; этот порядок не случается, а обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

В разъяснение своего учения Аристотель дает небольшой очерк, представляющий «таблицу» добродетелей и пороков в их соотне­сенности с различными видами деятельности. Этим очерком пред­варяется подробный анализ отдельных добродетелей. Итак, добро­детель — это середина между пороками чрезмерности и недоста­точности того качества, которое олицетворяет добродетель. Так в отношении к опасности мужество — это середина между безрас­судной отвагой и трусостью. В отношении к удовольствиям, свя­занным с чувством осязания и вкуса, благоразумие — это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать (поскольку ни во времена Аристотеля, ни в наши специального термина нет) «бесчувственностью». В отношении к материальным благам щедрость — это середина между мотовством и скупостью.

1 Аристотель. Никомаховл этика //Указ. изд. С. 82.

286

Раздел П. ОБЩИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

В отношении к чести и бесчестию величавость — это середина между спесью и приниженностью. Так и ровность — середина между гневливостью и «безгневностью»; правдивость — середина между хвастовством и притворством; остроумие — середина между шутовством и неотесанностью; дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством; стыдливость — середина между бесстыдством и робостью. И т.д.

Следует помнить, что названные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н.э.; они не всегда однозначно совпадают с нашими современными представлениями о должном и предосудительном. Схема Аристотеля интересна не только как пример определенной — телеологической — теории добродетели. В ней показана континуальность (непрерывность и органическая целостность) нравственного опыта человека. Неяв­ность практической границы между добродетелью и пороками (при ее концептуальной однозначности) подчеркивает трудность осуществления человеком своего нравственного предназначения в той ситуации, каковой является жизнь, когда каждое деяние прямо или косвенно опосредовано выбором между добром и злом, добродетелью и пороком (малодушное воздержание от принятия решения тоже отражает определенный, хотя и скрытый выбор).

Внутренний конфликт

Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Приводившее­ся уже высказывание Овидия — «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» — представляет внутренний конфликт этически точно: человек между добром и злом. Однако выбор нередко пережива­ется гораздо мягче — как выбор между разного рода благами. Известное рке в гомеровскую эпоху «Знаю правильное, но выби­раю приятное» указывает на психологические и нравственные трудности такого выбора. Знать, в чем заключена добродетель еще не значит осуществлять добродетель, еще не значит воспринимать ее как императив, обращенный к самому себе. Долгое время по­добного рода сентенции воспринимались моральными мыслителя­ми как парадокс: как можно, зная добродетель, вести порочную

. telos — цель) — философское учение о целях. «Телеологичес-.кому учению или к самой сфере целей. Не путать с «теологией»

1 Телеология (от греч. telos — цель) — философское учение о целях. «Теле кий» — относящийся к такому учению или к самой сфере целей. Не путать с «ti (от греч. teos — бог) — богословием, учением о боге и божественных делах.