Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vvedenie_v_literaturovedenie_G_N_Pospelov.doc
Скачиваний:
144
Добавлен:
21.11.2018
Размер:
3.57 Mб
Скачать

Строфика

Элегические двустишия и александрийский стих, в ко­торых стихи попарно срифмованы, заключают в себе еще не развитый принцип строфичности. При более сильном развитии этого принципа, которое происходило в основном в лирической поэзии, строфа (гр. strophe — круг, обо­рот) явилась эстетически ощутимым и важным проявлени­ем ритмической заданности стихотворения, основанной на применении тех или иных разновидностей рифмовки сти­хов.

Классическим, наиболее распространенным видом стро­фы является четверостишие, в котором стихи могут рифмоваться по-разному: или попарно (aabb)1, или перекрестно(abab), или же по принципу «кольца» (abba). Вот примеры всех этих разновидностей рифмовки:

Одинаковые буквы обозначают одинаковые рифмы.

381

Итак, начинается песня о ветре, (а)

О ветре, обутом в солдатские гетры, (а)

О гетрах, идущих дорогой войны, (b)

О войнах, которым стихи не нужны. (b)

(В. Луговской)

Я нет-нет и потемнею бровью, (а)

Виноватой памятью томши... (b)

Ты прости меня своей любовью (а)

И своим величием простыл. (b) (В. Козин)

И на гулких сводах мостов, (а)

И на старом Волковом поле, (b)

Где могу я плакать на воле (b)

В чаще новых твоих крестов, (а) (А. Ахматова)

Но рифмы сами, как было показано, имеют разновид­ности, вытекающие из особенностей рифмуемых клаузул стихов. Сочетания различных размеров и разных видов рифм с разными принципами рифмовки могут быть разно­образными. Выбор того или другого из множества этих сочетаний предоставляет поэтам широкие возможности ритмической организации стихотворной речи произведе­ний, наиболее соответствующей другим сторонам речи, их форме в целом и, далее, их идейному содержанию.

В меньшей мере, нежели четверостишия, распростра­нены в силлабо-тонике строфы, состоящие из пяти и шести стихов. Традиционная форма пятистишия заключается в том, что при перекрестной рифмовке стро­фы рифма первого стиха повторяется дважды — в третьем и четвертом стихах, а рифма второго — в пятом (abaab). Например, у С. Маршака:

Давно стихами говорит Нева, (а)

Страницей Гоголя ложится Невский, (b)

Весь Летний сад — Онегина глава, (а)

О Блоке вспоминают Острове, (а)

А по Разъезжей бродит Достоевский. (b)

Шестистишия могут иметь различную тради­ционную форму. Иногда они строятся так, что в строфе срифмованы первый и второй, четвертый и пятый, третий и шестой стихи (aabccb). Например

Сижу задумчив и один, (а)

На потухающий камин (а)

Сквозь слез гляжу... (b)

С тоскою мыслю о былом (с)

382

И слов в унынии моел» (с)

Не нахожу. (b)

(Ф. Тютчев)

Другая, еще более традиционная форма шестистиший, по преимуществу ямбических, заключается в том, что чет­веростишие продолжается и заканчивается парным двусти­шием (ababcc). Такая строфа возникла в итальянской поэзии и получила название секстины (лат. sex — шесть). Например, у Н. Асеева, отказавшегося от чистого хорея:

Мне ль повадку не знать людскую, (а)

Обведешь меня словом ты ли? (b)

Люди больше меня тоскуют, (а)

Видишь — ветер винтом схватили. (b)

Видишь — в воздух уперлись пяткой, (с)

На машине качаясь шаткой. (с)

На том же принципе сочетания стихов основана и бо­лее крупная строфа, состоящая из шести перекрестно срифмованных стихов и, как в секстине, из двух продол­жающих и завершающих их парных (abababcc). По сво­ему метрическому заданию это — пятистопно-ям-бическая строфа. Она тоже зародилась в поэзии итальянского Возрождения и называется октавой (лат. octava — восьмая). Пушкин написал такой строфой всю поэму «Домик в Коломне». Вот ее начало:

Четырехстопный ямб мне надоел: (а)

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву (b)

Пора б его оставить. Я хотел (а)

Давным-давно приняться за октаву. (b)

А в самом деле: я бы совладел (а)

С тройным созвучием. Пущусь на славу! (b)

Ведь рифмы запросто со мной живут; (с)

Две придут сами, третью приведут. (с)

Дальнейшим развитием такой строфы, в которой по­следнее двустишие создает интонационно-ритмическую за­конченность, явилась строфа пушкинского романа в сти­хах «Евгений Онегин» с его четырехстопными ямбами. В ней соединены три четверостишия с тремя классически­ми видами рифмовки — перекрестной, парной, кольцевой, а замыкается эта строфа парным двустишием. Схема ее рифмовки такова: abab/ccdd/effe/gg. Такое строение ям­бической строфы делает ее очень емкой, интонационно очень гибкой, прекрасно приспособленной для ведения непринужденного, легкого по тону и разнообразного

383

по проблематике и пафосу романического повествования. Укажем еще на одну, традиционную, но ритмически более сложную форму строфического сочетания стихов. Это терцины (ит. terza — третья); они состоят из трехстиший пятистопного ямба, в котором средний стих предыдущего трехстишия рифмуется с крайними — пер­вым и третьим — стихами последующего. Схема: aba/bcb/ /cdc/ded/efe и т. д. Терцинами написана на итальянском языке «Божественная Комедия» Данте. Некоторые русские поэты успешно применяли их как в эпических, так и в лирических произведениях. Пример из лирики В. Брюсова:

Да, ранят все, последний убивает, (а)

Вам мой привет, бесстрастные часы, (b)

Моя душа вас набожно считает/ (а)

Тот — острым жалом вдумчивой осы (b)

Язвит мечты; тот — как кинжалом режет, (с)

Тот грезы косит с быстротой косы. (b)

Что вопли, стоны, что зубовный скрежет (с)

Пред тихим вздохом, данником часоо/ (d)

Боль жизни ровно, повседневно нежит... (с)

На основе строфического сочетания стихов строятся также некоторые малые жанровые формы в лирике. Тако­вы две из них, наиболее четкие и распространенные: сонет и триолет.

Сонет (ит. sonare — звучать, звенеть) — лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов пяти­стопного или шестистопного ямба, в которых первые во­семь стихов, разделенные на два четверостишия, рифму­ются перекрестно или по принципу кольца одной па­рой рифм, а следующие шесть стихов имеют три пары рифм, которые могут располагаться по-разному. Схема рифмовки сонета такова: abab/abab/ccd/eed; варианты рифмовки: ccd/ede или cde/cde. Сонеты также культиви­ровались итальянскими поэтами Возрождения — Данте, Петраркой и др. Они нередки и в русской поэзии. На­пример, сонет И. Бунина «Могила в скале:

То было в полдень, в Нубии, на Ниле. (а)

Пробили вход, затеплили огни — (b)

И на полу преддверия, в тени, (b)

На голубом и тонком слое пыли, (а)

Нашли живой и четкий след ступни. (b)

384

Я, путник, видел это. Я в могиле (а)

Дышал теплом сухих камней. Они, (b)

Сокрытое пять тысяч лет хранили, (а)

Был некий день, был некий краткий час, (с)

Прощальный миг, когда в последний роз (с)

Вздохнул здесь тот, что узкою стопою (d)

В атласный прах вдавил свой узкий след. (е)

Тот миг воскрес. И на пять тысяч лег (е)

Умножил жизнь, мне данную судьбою. (d)

Сонеты возникли в медитативной лирике, которая и определила сложным движением своей эмоциональной мысли целостную, но внутренне подвижную стиховую ин­тонацию этой жанровой формы. В лирике же описатель­ной, в частности пейзажной, это движение интонации реализуется в слабой степени, и форма сонета для нее менее пригодна.

Триолет (фр. triolet — сочетание трех) — стихо­творение из восьми стихов четырехстопного ямба, в кото­ром развитие лирической темы, данной в первых двух стихах, приводит по принципу смысловых контрастов к полному повторению первого стиха на четвертом и седь­мом местах, а второго — на восьмом. Отсюда вытекает и схема рифмовки — abaaabab. По своему происхождению это стихотворение шуточное и игровое по тону, но оно может с большим изяществом выражать и серьезное со­держание. Вот один из триолетов Карамзина:

«Лизета чудо в белом свете, — (а)

Вздохнув, я сам себе сказал, — (b)

Красой подобных нет Лизете; (а)

Лизета чудо в белом свете, (а)

Умом зрела в весеннем свете». (а)

Когда же злость ее узнал... (b)

«Лизета чудо в белом свете!» — (а)

Вздохнув, я сам себе сказал. (b)

Таковы основные особенности строфики, обладающей наибольшим разнообразием и изощренностью в силлабо-тонической системе стихосложения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]