Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Греция и Рим.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
19.11.2018
Размер:
2.28 Mб
Скачать

Культура и общество Римская армия

Если искать аналогии в более поздних исторических периодах, то по своей организации римская армия больше напоминала казачье войско царской России, чем регулярную армию. Каждый римский гражданин должен был служить с 17 до 60 лет. Но это совсем не означало, что он, как сегодняшние солдаты, жил в казарме, оторванный от дома и семьи. Римский гражданин никогда не проходил “действительной военной службы”, он находился в армии только в военное время. В дни мира он возвращался к своим обычным занятиям.

Аналогия с казачеством подкрепляется еще и тем, что римский воин должен был вооружаться на собственные средства. Самым дешевым было вооружение легкого пехотинца, обмундирование тяжелой пехоты обходилось дороже, а римский всадник обязан был приобретать еще и коня.

[Илл. – Римские кавалеристы. Стр. 53]

Понятно, что любой римский гражданин хотел служить в легкой пехоте, но тогда армия осталась бы без конницы и тяжелых пехотинцев. Чтобы преодолеть эту трудность, все свободные граждане Рима были по решению правительства разделены на несколько классов в зависимости от их имущества. К первому разряду относились самые богатые, они обязаны были выступать в поход в полном кавалерийском вооружении. Ко второму, третьему и четвертому классам принадлежали менее состоятельные граждане; они служили в тяжеловооруженной пехоте. Представители самого бедного пятого разряда составляли легкую пехоту. Рабы и беднейшие граждане – пролетарии – к службе в армии не допускались: римское правительство не доверяло им.

Римский полководец Камилл, отразивший, согласно преданию, страшное нашествие галлов на Рим в IV в. до н.э., впервые ввел в армии жалование; оно называлось “стипендией” (от глагола “pendere” - взвешивать), так как размер его определялся на весах.

Опыт Пунических войн, в которых римские ополченцы столкнулись с прекрасно обученными карфагенскими наемниками, а также разорение римского крестьянства, составлявшего основную массу тяжелой пехоты, заставили римлян в конце II в. до н.э. провести коренные изменения в армии. Консул Марий, руководивший реформами, разрешил служить в римской армии пролетариям. Воина теперь целиком вооружало государство. Солдатское жалование значительно выросло, и римское правительство могло перейти от прежнего набора к вербовке добровольцев.

[Илл. – Римский воин. Стр. 54]

Постоянные войны, которые вел Рим, превращали гражданское ополчение в постоянную армию, а ополченцев – в наемников, для которых война была основным занятием. Отныне был установлен определенный срок непрерывной службы – сначала 16, впоследствии 20 лет. По окончании службы воин, называвшийся отныне ветераном (от vetus – «старый»), получал пенсию, земельный надел и ряд льгот от государства.

Основной фактической единицей римской армии был легион, который подразделялся на манипулы (по-латыни «горсть»), центурии (сотни) и декурии (десятки), несколько напоминавшие современные роты, взводы и отделения. Во время боя манипул не мог действовать отдельно от остального легиона, так что римский легион, состоявший из 3000 бойцов тяжелой и 1200 легкой пехоты, а также 300 всадников, был громоздкой и неманевренной единицей. Поэтому Марий ввел меньшую тактическую единицу – когорту. В каждом легионе было десять когорт, в каждой когорте – три манипула, а манипул состоял из двух центурий. Таким образом, манипул насчитывал 200 бойцов, когорта – 600, а весь легион после реформы Мария – 6000.

Верховным главнокомандующим римского войска в царский период был царь. Во времена Республики верховное командование перешло к двум консулам; когда государству угрожала большая опасность и было необходимо единовластие, вместо консулов во главе войска становился диктатор.

Во главе легионов стояли легаты, а начальниками когорт были военные трибуны. Трибунам подчинялись центурионы – сотники. Они постоянно носили при себе виноградную лозу – римскую розгу, которая редко оставалась без дела. Римский писатель Тацит рассказывает об одном центурионе, известном всей армии под кличкой “Подай другую!”. Когда розга ломалась о спину солдата, этот центурион командовал: “Подай другую!” для продолжения порки.

[Илл. – Центурион. Стр. 722]

Как и в наше время, в римском войске имелись знаменосцы. Каждая центурия, а после реформы Мария также каждая когорта и манипул имели свои значки. Это были длинные копья с перекладиной, на которой сверху укреплялось изображение зверя – волка, слона, коня или кабана. Позднее значком легиона стал бронзовый или серебряный орел. Потеря значка считалась величайшим позором, а если когорта совершала подвиг, то на ее значке укреплялась награда.

[Илл. – Значки римских легионов. Стр. 347]

Все сигналы по легиону подавались трубой, и ее сигнал передавался далее по всем когортам изогнутыми рожками. Сигнал к общему сбору войска подавали одновременно все трубачи армии, собранные перед палаткой полководца.

Большое значение римляне придавали правильной организации снабжения армии. Главой интендантства был квестор. Он заключал договоры с купцами о поставке продовольствия и фуража для армии. Кроме квестора при штабе имелся штат писцов, счетоводов, кассиров, выдававших солдатское жалование, жрецов-гадателей, врачей, заведующих складами и шпионов.

Римский легионер был вооружен и метательным оружием – дротиком-пилумом, и обоюдоострым мечом, который пускал в ход в рукопашной битве. Еще больше внимания отводилось в римской армии оборонительному вооружению воина. Голову легионера защищал шлем, его дополняли пластины, прикрывавшие щеки и шею, на макушке римский шлем имел кольцо: в него продевался ремень. В походе шлем носили на поясе, как современную каску. Грудь легионера защищал панцирь. Для защиты живота поверх панциря надевали кожаный пояс с нашитыми на него металлическими бляхами.

[Илл. – Римские воины. Стр. 294 обе илл.]

Существенной частью оборонительного вооружения легионеров был щит, он имел полуцилиндрическую форму и делался из легких, хорошо высушенных, плотно пригнанных досок осины или тополя. На этот деревянный остов натягивали полотно, а поверх него – бычью кожу. По краю щит окантовывали железной полосой. В походе легионер носил щит на ремне за спиной. Во время боя щит надевался на левую руку, для этого на внутренней стороне щита была металлическая скоба. Также с внутренней стороны щита обозначалось имя хозяина, номер когорты и центурии.

[Илл. – Щиты и шлемы римских воинов. Стр. 349]

Конница была вооружена мечами и длинными копьями. Римские всадники носили шпоры, но не знали стремян. Всадник не имел опоры для ног, поэтому некрепко держался в седле. Он не мог рубить, привстав на стременах, и действовал только верхней половиной туловища, прилагая при этом огромные усилия, чтобы удержаться в седле.

Кроме того, в древности не знали ковки коней. Боевые кони, не имевшие подков, легко портили ноги. Для предохранения ног лошадей использовали особые “конские сандалии” – башмаки, прикреплявшиеся к копытам.

Одной из главных задач полководца во время похода было найти подходящее место для лагеря. Перед всякой ночевкой римляне строили военный лагерь; если войско оставалось на месте долгое время, устраивался постоянный лагерь. Иногда армия оставалась в таком постоянном лагере на зиму, и вместо палаток в нем строились дома и бараки.

В древнейшие времена выбранное для лагеря место считалось священным и отмеривалось жрецом-авгуром; позже авгура сменил особый офицер-измеритель. Лагерь представлял собой четырехугольник, длина которого была на одну треть больше ширины. Обязательной частью лагеря был преторий – место, где сооружались палатка главнокомандующего, жертвенники богам, военные знамена и трибуна, с которой полководец обращался к войскам.

[Илл. – План римского военного лагеря. Стр. 347

1 – Преторианские ворота, 2 – Декуманские ворота, 3 – Правые ворота, 4 – Левые ворота, 5 – преторий, 6 – форму, 7 – квесторий.]

Многие постоянные лагеря римлян, воздвигнутые в покоренных землях, постепенно превращались в настоящие крепости, и даже в города. За стенами лагеря рос поселок, в котором жили семьи офицеров и солдат, торговцы, кузнецы, оружейники, фельдшера и коновалы. Именно так, например, возникли многие города в Англии, о чем свидетельствуют сами их названия, оканчивающиеся на “честер” или “кастер” (от латинского castrum – «лагерь») - Ланкастер, Винчестер, Рочестер. Из римских лагерей выросли Кельн (римская Колония Агриппы), Вена (Виндобона), Страсбург (Аргенторатум), и многие другие.

Римляне были не только умелыми строителями крепостей, у них имелся большой опыт взятия укрепленных городов с помощью метательных орудий. Орудия, метавшие большие камни, назывались онаграми. Своим названием эта машина обязана дикому ослу онагру, который, убегая от преследователя, бросал в него копытами камни.

[Илл. – Онагр. Осадное орудие. Стр. 69]

Стрелами и мелкими ядрами стреляли катапульты и баллисты, они использовались и при нападении на чужие укрепления, и при обороне своих. Для разрушения стен и башен использовали тараны – большие тяжелые бревна, с одного конца окованные железом.

[Илл. – Баллисты. Стр. 177]

Высшим достижением осадного искусства римлян была “гелепола” - “губительница городов”. Она представляла собой деревянную башню на колесах в 10-12 этажей. На верхнем этаже гелеполы устанавливали катапульты и баллисты, в нижнем помещался таран. На уровне стен осажденной крепости в гелеполе делался мост, который можно было опускать и поднимать на цепях.

Когда такое сооружение придвигали к вражеской крепости, таран внизу разрушал стену, одновременно с верхней площадки начинали стрелять катапульты и баллисты, разгоняя защитников крепости. Когда сопротивление было сломлено, на стену опускали подъемный мост, и осаждающие переходили по нему на неприятельские укрепления.

Римляне превратили осаду в искусство и науку, стоявшую на службе полководцев до тех пор, пока существовали крепости, то есть до первой мировой войны.