Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История .doc
Скачиваний:
603
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
3.51 Mб
Скачать

Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока.

В духовно-культурной сфере раннее средневековье стало временем усиления роли ре­лигий, духовенства. Вырабатывалась система отношений между светской и церковной вла­стями.

В Западной Европе на протяжении первого тысячелетия нашей эры христианство пре­вратилось из сообщества гонимых единомышленников, сторонников учения Ии­суса Христа, в мощную наднациональную и надгосударственную силу, оформилось в тео­кра­ти­ческое го­сударство во главе с папой. В католическом мире папой (от греч. отец) на­зывают епископа Рима, великого понтифика, главу церкви. Первым еписко­пом рим­ской христиан­ской об­щины в I в. нашей эры был апостол Петр, ученик Иисуса Христа. В IV–V вв. рим­ские епи­скопы занимают ведущее место среди других еписко­пов. Их основ­ными конкурен­тами вы­ступают византийские иерархи. В 756 году при военной и политической под­держке француз­ского короля Пи­пина Ко­роткого возникает папское государство (Вотчина Святого Петра, Пап­ская область, Равенн­ский эк­зархат). Папа же в 754 году вновь помазал Пипина и его сыновей на коро­левство и, опира­ясь на авторитет церкви, освятил, узаконил власть семьи. Таким обра­зом, ос­тальные ветви Каролингов были лишены права наследования. Папа помог укре­пить цен­тральную коро­лев­скую власть, противостоящую франкской феодальной ари­стократии. Одновре­менно папа присвоил франкскому королю титул «патриций Рима» (который ра­нее давался лишь наме­стнику византийского императора в Ра­венне)37.

В 800 году папа римский произвел коронацию сына Пипина Короткого Карла Великого императором Свя­щен­ной Римской империи, что вызвало резкий протест со стороны Византии, которая сама считала себя наследницей Рима. В 962 году та же процедура была проведена в отно­шении От­тона I, германского короля, ставшего императором Священной Римской им­перии. От него папа по­лучил гарантию неприкосновенности своего престола.

Папа Григорий VII в «Диктате папы» (1075) изложил свою церковно-политическую программу. Обосновывал религиозное и политическое верховенство пап над светскими государями, идею папской теократии. Активно участвовал в Клюнийской реформе, направленной на укрепление католической церкви. Запретил симонию – приобретение церковных должностей за деньги. Ввел целибат – обязательное безбрачие всего духовенства. Боролся с императором Генрихом IV за инвеституру – право назначения на церковные должности. Был канонизирован в 1606 году.

Христианская церковь изначально претендовала на абсолютный контроль в отношении духовной жизни общества, включая и объяснение сути исторического процесса.

Уже Августин Блаженный (354-430), христианский теолог и церковный деятель в своём основном сочинении «Град божий» («Civitas Dei») представил философию истории как мировую эволюцию, объединяющую личности и племена в великое целое человеческого рода. История в представлении Августина Блаженного развертывается, как грандиозный процесс воспитания человеческого рода к спасению, очищению достойных, предопределенных от греха, раздробления, муки к праведности, единству, блаженству. Таков закон истории и таков в ней прогресс. Данная концепция полностью господствовала около тысячелетия. И в наши дни имеет важное значение для христиан.

В Византии церковь уже в первые века своего официального признания (с импе­ра­тора Константина в 325 году) приобрела огромное влияние и объективно преврати­лась в кон­курента верховной светской власти. Императоры в обстановке начавшейся борьбы с ара­бами остро нуждались в материальных и финансовых ресурсах, но одна треть зе­мель­ных площадей империи к середине VII в. находилось в руках монастырей со 100 тыс. мо­нахов. Монастырские земли пользовались иммунитетом, были освобож­дены от нало­гов. Поэтому императоры из династии Исавров (717–843) повели упорную борьбу за под­чинение церкви государственным нуждам. Этот процесс полу­чил название иконо­борче­ства, так как внешне гонения на церковь выразились в унич­тожении икон, других церков­ных реликвий. Исавры считали (скорее всего, по примеру мусульман), что изо­бражение ликов святых, Бо­гов является проявлением чрезмерных амбиций, гордыни цер­ковников, «превышением пол­номочий». По существу же «кампания против икон» слу­жила идеологи­ческим прикры­тием осуществлявшейся се­куляризации церковного иму­щества, которое переходило в руки го­сударства. Земли, отобранные у монастырей, отда­вались воинам. Во многом за счет мо­на­стырских бо­гатств Византии удалось высто­ять против арабов. При императоре Михаиле III (842–867 годах) гонения прекратились, но фактически восточная христианская церковь была огосударствлена, подчинена государ­ству. Государство устанав­ливало размеры матери­аль­ного обеспечения церкви, распоря­жалось церковными должно­стями и церковным имуще­ством, держало под контролем формирование духовного сосло­вия и всю его жизнь38. Визан­тийская система отношений между светской и церковной вла­стями официально именовалась «симфонией». Это понятие должно было означать гармоничное, заин­тересованное взаимодействие и взаимопони­ма­ние. В на­учной литературе утвердилось опре­деление цезарепапизм в отли­чие от па­пизма в западном христианстве. Церковь, патриархи сохраняли значительное влияние на дела общества, но при столкновении со светской властью духовная власть терпела поражения или отступала.

В арабском мире VII–X вв., ислам, напротив, определял и направлял все стороны го­сударственной и общественной жизни (см. выше).

В Индии буддизм не вполне удовлетворял интересам правящих кругов. В его лоне воз­никали разнообразные религиозные секты, которые продолжали выступать против кас­товых привилегий, проповедовали идеи религиозного и отчасти экономиче­ского ра­вен­ства. В противовес буддизму происходит постепенное реформирование и вос­станов­ление древней брахманистской религии, на основе которой возникает индуизм. В инду­изме от­сутствовала церковная иерархия и церковный аппарат. Каждый брахман по праву рожде­ния становился духовным наставником верующих, которым под стра­хом гнева бо­гов пред­писывалось ему повиноваться. Инду­изм постепенно вытеснил буд­дизм, который получил распространение в основном за пределами Ин­дии.

В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфу­ци­ан­ство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Конфуцианство оп­рав­ды­вало иерархические и патриархальные «пять отношений»: между государем и чи­новни­ками, родителями и детьми, мужем и женою, старшими и младшими брать­ями, ме­жду друзьями. Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Пра­вилам ис­полне­ния обрядов обычно сына учил отец. Иногда обряды отправляли особые долж­ност­ные лица – «профессора церемоний», которые состояли на государственной службе, но не об­разовы­вали особого сословия. Конфуцианство поддерживало культ им­пера­тора, его пред­ков, но считало, что император должен управлять страной через кон­фуциански об­разован­ных чи­новников. Для них был предусмотрен трудный госу­дарст­венный экза­мен. Только по­сле его сдачи можно было получить государственную долж­ность.

В Японии древнейшую религию (синтоизм или «путь местных богов») в сере­дине VI в. стал теснить буддизм. Императоры (тенно) стали поддерживать буддизм («религию Бутсу», как называли японцы), который превратился в строго централизо­ванную госу­дар­ст­венную религию. Буддистские монастыри превратились в крупных феодальных зем­ле­вла­дельцев. Монахи, жрецы буддизма, назывались бозу, что транс­формировалось в слово «бонза». Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, стали делать изображе­ния богов. Обе религии постепенно сближались, стре­мясь приноровиться к ме­нявшимся со­ци­ально–экономическим условиям и быть полез­ными власть предержащим.

В феодальную эпоху вступали огромные регионы. Происходили существенные изменения в по­ли­тических, социально-экономических и духовно-идеологических основах жизни на­родов Ев­ропы, Северной Африки и Азии. Складывался новый баланс сил при явно на­метив­шемся обострении отношений между Западом и Востоком. Постепенно менялась ци­вилиза­ци­онная картина мира. Мировое цивилизационное пространство к рубежу пер­вого и вто­рого тыся­челетий нашей эры было совсем не похоже на то, что представ­лял собой мир в первом году нашей эры. В этом новом цивилизационном пространстве поя­вилась и русская (россий­ская) ци­вилиза­ция, которой предстояло обрести свое лицо и найти свое ме­сто в мировом истори­ческом развитии.