Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История .doc
Скачиваний:
603
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
3.51 Mб
Скачать

Форсирование российской индустриализации «сверху».

В России, как и в других крупных странах, понимали необходимость создания своей мощной промышленности, проведения индустриализации.

«Создание своей собственной промышленности – это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционистской системы... Нужно не только создавать промышленность, нужно заставлять ее дешево работать, нужно в возникшей промышленной среде развить более деятельную и стремительную жизнь,–– словом поднять ее количественно и качественно на такой высокий уровень, дать ей такую могучую силу, чтобы она была не только питающимся, но и питающим органом отечественного хозяйства...Капиталы, знания и предприимчивость. Только эти три силы могут ускорить процесс образования вполне независимой национальной промышленности», - обращался С. Ю. Витте к Николаю II.90.

Для проведения успешной индустриализации в России имелись как положительные, так и отрицательные факторы.

Первым важным фактором была дешевизна рабочей силы. После отмены крепостного права в города, на промышленные предприятия пришли миллионы людей, которые потеряв прежние источники дохода, были готовы за минимум жизненных благ трудиться на своих новых хозяев. Не слишком дорогим был и труд крестьян-отходников, которые артелями всё светлое время «пахали» на строительстве железных дорог и других объектов. «Дешевый мужик – величайшее благо для российской промышленности», - обрисовал ситуацию один из предпринимателей того периода.91

Вторым положительным фактором было наличие колоссальных природных ресурсов.

Третьим фактором следует считать высокое качество человеческого потенциала, наличие большой группы специалистов высочайшего класса в сфере науки и техники как следствие высокого уровня постановки высшего и среднего специального образования в стране.

Наличие кадров научной, инженерно-технической и педагогической интеллигенции позволяло рассчитывать на масштабное и целесообразное использование передового зарубежного опыта, инновационных технологий. Так, первая тепловая электростанция появилась в Нью-Йорке в 1882 году, а в Петербурге – в 1883. Первая линия электрического трамвая была проложена в 1881 году в окрестностях Берлина. Затем электрические трамваи были введены в эксплуатацию во многих странах. В России первая линия трамвая длиной 1,5 км в 1892 году соединила Подол и Крещатик в Киеве. В 1899 году были построены две линии трамвая в Москве, а в 1907 году налажено регулярное движение трамваев в Петербурге.

В начале XX века в России выходило 120 технических журналов. В 1912 году российские типографии выпускали больше печатной продукции, чем Англия, США и Франция вместе взятые.

На первом этапе, на стадии промышленного переворота в российской экономике (1830-1880-е годы) произошел переход от ручного труда к машинному.

Второй этап охватил 1880-90-е годы и был временем небывалого промышленного подъема. За 1860-1896 годы число машиностроительных заводов выросло с 99 до 544 (в 5,5 раз), а число рабочих на них – в 7,4 раза. Появились Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, Паровозостроительный в Коломне, Пушечный и Механический в Перми и другие крупные заводы.

В рамках третьего этапа российской индустриализации, в 1900-1914 годы крупнокапиталистические формы производства заняли господствующие позиции в российской промышленности, сложилась ее отраслевая и региональная структура, сформировалась система коммуникаций. Успешно развивались территориальное разделение труда, взаимодействие аграрных и индустриальных районов за счет внутренней торговли. Этот этап российской индустриализации начался с экономического кризиса 1900-1903 годов. В 1904 году наступило оживление, которое в 1905 и 1908 годах. прерывалось. В 1909 году начался мощный подъем, не уступавший подъему 1890-х годов.

В 1913 году на Путиловской верфи по лицензиям иностранных фирм было впервые в России организовано производство корабельных и судовых паровых турбин. Электротехническая промышленность, почти целиком основанная на германских капиталовложениях, была оборудована по последнему слову европейской техники и технологии и удовлетворяла почти весь спрос внутреннего рынка. Накануне первой мировой войны в стране имелось 255 металлургических заводов, 568 предприятий в угольной промышленности, 170 нефтедобывающих и 54 нефтеперерабатывающих, 1800 металлообрабатывающих, 840 фабрик в хлопчатобумажной промышленности. В целом за 1890-1913 годы объем продукции тяжелой, а также легкой промышленности вырос в 7 раз.

Не было в стране недостатка и в предприимчивых людях, крупных организаторах. Морозовы, Рябушинские, Путиловы, Елисеевы, Мамонтовы и многие другие проявляли инициативу. Они иногда рисковали и лучше, чем интеллигенция, находили пути «наверх».

К сожалению, в стране сохранялись и механизмы торможения.

Во-первых, сохранялось существенное отставание от развитых стран в политической и социальной сферах. К началу XX века Россия оставалась абсолютной самодержавной монархией без конституции, без парламента, без разрешенных политических партий и профессиональных союзов, без гарантированных гражданских прав, но с отсталым сословным строем, всесильной бюрократией и слабым царем во главе.

Во-вторых, Россия оставалась отсталой аграрной страной с примитивным патриархальным сельским хозяйством. Россия едва ли не последней из крупных стран отменила крепостное право. Аграрная реформа был проведена непоследовательно. Аграрный вопрос сохранялся в качестве главного «гордиева узла» российского экономического развития. Многомиллионное российское крестьянство, обремененное выкупными платежами, обязательствами перед помещиками (арендная плата, отработки) было плохим покупателем промышленных изделий, что тормозило промышленное развитие, развитие товарно-денежных отношений в стране.

В-третьих, из-за косности политической системы, низкого жизненного и культурного уровня большей части населения постоянно нарастал уровень социальной напряженности. Российская верхушка предпочитала держать «вожжи» натянутыми до предела, а местные власти по своему обыкновению действовали в соответствии с принципом «держать и не пущать!».