Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История .doc
Скачиваний:
603
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
3.51 Mб
Скачать

Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России.

В 60-х годах XIX в. правительство России было вынуждено ре организовать кредитную систему. К 1872 году ведущую роль играл Государственный банк, первым управляющим которого был крупнейший предприниматель барон А. Л. Штиглиц.

В 1864 году был основан первый акционерный коммерческий банк. Разрешение на их создание давало государство. К концу XIX в. их было 39.

Но главную роль играли не акционерные банки, а банкирские дома, которые в меньшей степени контролировались государством. Банкирский дом Гинцбургов разбогател на питейных откупах в 50-х годах. Этот дом имел сахарные заводы, земельные владения, учредил ряд банков, но в 1892 году вернул деньги кредиторам и прекратил операции.

Самуил Поляков был откупщиком и мелким подрядчиком. Его банкирский дом благодаря взяткам получил крупные концессии и кредиты на строительство железных дорог. Он вёл торговлю с Персией, учредил Азовское пароходство, ряд банков. В 90-е годы позиции стали утрачиваться.

Министр финансов Вышнеградский обвинял банкирские дома в мошенничестве, пытался усилить контроль государства над их деятельностью. С финансовыми аферами россияне столкнулись в период первого строительства капитализма в России, но в 90-е годы XX века отдали свои деньги финансовым «пирамидам». История России востребована не была.

В конце XIX в. на смену частным предприятиям приходят акционерные общества. Большое развитие получили торговые акционерно-паевые предприятия. В 1900-1913 годах усилилось участие банковского капитала в торговых операциях. Все больше появлялось коммерческих банков. Получила развитие биржевая форма торговли. К 1912 году в России действовало 85 бирж.

В 1905 году для осуществления всей внешней и внутренней торговлей было создано Министерство торговли и промышленности. Он было тесно связано с крупнейшими банковскими и промышленными монополиями, последовательно защищало интересы российской финансовой олигархии.

Государственный банк действовал не только как центральный эмиссионный банк страны, но и как крупнейшее денежно-кредитное учреждение, как непосредственный орган проведения в жизнь экономической политики царского правительства.

Частные акционерные банки коммерческого кредита России по концентрации капитала превосходили банки развитых капиталистических стран. Перед первой мировой войной 89,3% всего основного капитала принадлежало банкам с акционерным капиталом свыше 10 млн. рублей. На долю «большой пятерки» банков - Русско-Азиатский, Петербургский международный, Азовско-Донской, Торгово-Промышленный и Русский для внешней торговли – приходилась почти половина всех ресурсов капитала и активов. По всей стране находились филиалы этих банков88. К 1914 году в России насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений государственных, общественных и частных бан­ков. Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной.

Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности.

При проведении индустриализации во всех странах огромную роль играли иностранные займы. В России иностранные капиталовложения привлекались в наиболее важные отрасли промышленности, национального хозяйства.

На протяжении 50 лет «великого железнодорожного строительства» правительство за счет зарубежных источников поддерживало железнодорожный бум. За 1899 год было построено 4692 километра рельсовых путей. К 1900 году железнодорожная сеть охватила 64 губернии Европейской России (85% всей сети), 8 губерний Великого княжества Финляндского, 7 областей Азиатской части России. В начале XX в. были завершены Великая Сибирская магистраль, Китайско-Восточная железная дорога, Ташкентская железная дорога. Темпы железнодорожного строительства снизились. Если в 1895-1899 годах строили более чем по 2700 км ежегодно, то в 1902-1912 годах ежегодно вводилось в эксплуатацию чуть больше 1000 км. Государственная Дума выделяла средства практически по всем запросам Министерства путей сообщения. К началу 1914 года сеть железных дорог России достигла 74,6 тыс. км. По протяженности железных дорог Россия занимала второе место в мире после США, где имелось к этому времени свыше 380 тыс. км железнодорожной сети. Железные дороги были ведущим видом транспорта в стране, одной из крупнейших отраслей народного хозяйства. Строительство и эксплуатация железных дорог обеспечивали работой сотни тысяч людей. В экономическую жизнь вовлекались все новые территории. Железные дороги увеличили рост грузооборота в десятки раз и надёжно обеспечивали функционирование российской экономики.

Иностранный капитал без различия национальностей устремился в тяжелую промышленность. Из более чем 2 млрд. рублей иностранных инвестиций (до 1917 года) в российскую промышленность было вложено 1436 млн. рублей. В горную промышленность было вложено 775 млн. руб., в металлообработку и машиностроение – 354 млн., в химическую – 80 млн., в текстильную промышленность – 126, в пищевую – 36 млн.89

На юге России почти во всех предприятиях участвовал иностранный капитал. 22 металлургических завода южнорусского комплекса (из 167) давали большую часть стали и чугуна, заметно превосходили уральские предприятия по оснащенности и производительности труда.

Важную роль иностранный, особенно германский капитал сыграл в развитии таких передовых отраслей, как энергетическая, электротехническая, химическая. Были построены электростанции. Налажено производство электротехнических изделий – от проволоки до генераторов. Кампания «Сименс и Гальске» с 1845 года выполняла правительственный заказ на создание телеграфной связи. Почти 100% трамвайных путей был построен в России германскими фирмами. Англичане немало сделали для развития нефтяной и текстильной промышленности.

Иностранцев в России привлекала возможность получения огромных прибылей. В 1887-1913 годах средняя норма прибыли на заграничный торгово-промышленный капитал составила 12,9%. По российскому государственному долгу доход внутренних кредиторов составлял 4,5%. Такая «цена» за иностранные кредиты может показаться несправедливой. И можно было собирать капиталы по копеечке столетиями, как это делалось в свое время в Европе. Но у России в запасе столетий не было. Надо было догонять.

В то же время следует подчеркнуть, что Россия того времени не стала «банановой империей» или «европейским Китаем». Созданные в стране передовые промышленные предприятия, развитая сеть железных дорог усиливали промышленный потенциал страны, укрепляли военную, политическую и экономическую безопасность страны. К 1913 году Россия на 55% удовлетворяла свои потребности в станках и оборудовании за счет внутреннего производства. Правительство использовало против товарной интервенции таможенную политику. «Золотыми пошлинами» (по прежним ставкам, но в золотой валюте) защищался отечественный производитель. Так, железнодорожное хозяйство обеспечивалось практически всем необходимым за счет внутреннего производства.

Вместе с иностранными капиталами народное хозяйство России воспринимало огромный опыт организации экономики. Морозовы, Прохоровы, Гучковы и другие российские предприниматели быстро проходили путь от мелких мануфактур до мощных синдикатов. Многому научились российские инженеры, подрядчики, рабочие. Россия вывозила из Европы промышленный капитал, технические достижения, плоды европейского просвещения.

Доля заграничного капитала в совокупном торгово-промышленном и кредитном капитале в России увеличилась с 25% в 1889 году до 43% в 1914 году. Иностранный капитал в России, как, например, и в США, выступал в роли «локомотива», «тягача» промышленного развития. В 1917 году зарубежные деньги закончились.