Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История .doc
Скачиваний:
752
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
3.51 Mб
Скачать

Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности.

Внутреннюю ситуацию в стране усугублял экономический кризис, наметившийся в 1915-1916 годах. Промышленность, перестроенная на во­енный лад, в целом обеспечивала нужды фронта. Однако ее однобокое развитие привело к тому, что тыл страдал от нехватки предметов народного потребления. Это привело к повышению цен на них. Росла ин­фляция: покупательная способность рубля упала до 27 коп. В Петрограде, например, в 1917 году цены на хлеб выросли в сравнении с 1914 годом в 5 раз, на масло – более чем в 8 раз, на промышленные товары – в 4–6 раз. А номинальная заработная плата с учетом сверхурочных работ и удлиненного рабочего дня увеличилась только в 2–3 раза. Были повышены косвенные налоги на все товары широкого потребления. Внешний и внутренний долг царского правительства достиг 80 млрд. рублей и составил 2/3 национального богатства страны. Страна стояла на краю пропасти.

В 1916 году разразились топливный и транспортный кризисы. Низкая пропускная способность железных дорог не обеспечивала военных перевозок и бес­перебойную доставку продовольствия в города. Особенно острым оказался продовольственный кризис. Крестьяне, не получая необходимых промышленных товаров, отказывались поставлять продукты своего хозяйства на рынок. В России впервые в её истории появились очереди за хлебом. Главной причиной нараставшего хлебного кризиса была нераспорядительность властей, которые не могли организовать вывоз хлеба с окраин в промышленные центры. Хлеба в стране хватало, так как вывоз хлеба за границу в условиях войны практически прекратился. Осложняли ситуацию спекулянты, с которыми никто не боролся. Попытки правительства выйти из кризиса оказались тщетными.

Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.

Поражения России на фронтах первой мировой войны нанесли зна­чительный удар по общественному сознанию. Большие людские потери, резкое ухудшение условий повседневной жизни вызвали недовольство практически у всех групп насе­ления. Население устало от затя­нувшейся войны. Росли забастовки рабочих и крестьянские волнения. Если в 1914 году массовых протестов против войны практически не было, то к 1916 году в стачках приняли участие более 1 млн. человек. Возобновились крестьянские выступления. В 1916 году в Средней Азии восстало мест­ное население. Причиной восстания было намерение правительства привлечь местное население к выполнению вспомогательных работ для действующей армии. Стоит отметить, что собственно в действующую армию представители большинства нерусских народов не призывались вообще. Но местные вожди родов решили воспользоваться ситуацией, пытались отделиться от России и создать не­зависимые ханства.

На фронте участились случаи братания с противником и дезертирства.

Либеральная общественность критиковала министров, но была готова по­могать правительству. Всероссийский союз земств и Всероссийский союз городов объединились в Земгор, который многое сделал для мобилизации мелкой и кустарной промышленности, для организации снабжения и сани­тарного обеспечения русской армии. При министерствах создавались Осо­бые совещания, куда вошли представители буржуазии и общественности. Создавались военно-промышленные комитеты, в которых образовались рабочие группы для достижения согласия между рабочими и нанимателями. Во время войны совместными усилиями государства и акционерного общест­ва был построен Великий северный путь - железная дорога до Мурманска.

В условиях войны коррупция, нажива на военных поставках, бюро­кратизм, нераспорядительность и неорганизованность приобрели колос­сальный размах. Налицо был кризис управления. Царь менял министров и губернаторов, но положение не улучшалось. Виновником «министерской чехарды» многие считали фаворита царской семьи Г. Е. Распутина. В 1916 году благодаря Распутину и ца­рице председателем правительства стал обрусевший, но немец Б. В. Штюрмер, что в условиях вой­ны с Германией было вызовом обществу.

Революционные агитаторы использовали все промахи правительства для дискредитации правящих верхов. Опираясь на антивоенные на­строения в обществе, меньшевики (Л. Мартов) и эсеры (В. М. Чернов) выступали за немедленное прекращение войны и заключение демокра­тического мира. Большевики (В. И. Ленин) желали поражения царскому правительству и призывали народы превратить войну из империалисти­ческой в гражданскую.

В ноябре 1916 года возобновилась работа Четвертой Государственной думы, с первых заседаний которой на правительство обрушилась резкая критика. Лидер кадетов П. Н. Милюков предъявил правительству целый перечень обвинений, сопровождая каждое вопросом: «Что это: глупость или измена?».

В стране были необходимы перемены, содержание которых было очевидно всем мыслящим людям, озабоченным судьбами страны.

Усилилось противостоя­ние Государственной думы и правительства. Рушилась основа третьеиюньской политической системы - сотрудничество буржуазных партий с самодержавием. "Прогрессивный блок" - межпартийная коалиция большинства думских фракций - по­требовал создания правительства "народного доверия", ответственного перед Думой. Однако Николай II демонстративно отверг предложение либералов.

Политическая нестабильность проявлялась в раздорах министров, их частой смене ("министерская чехарда"). Даже часть аристократических кругов и высшего генералитета, некоторые члены императорской фами­лии высказывали недовольство деятельностью правительства. В при­дворной камарилье усилились прогерманские настроения. Многие высо­копоставленные чиновники были заподозрены (и не без оснований) в шпионаже и государственной измене. Среди ближайшего окружения царя вызревала идея сепаратного мира с Германией, чтобы использовать армию для подавления народных выступлений. Николай II катастрофи­чески терял авторитет в обществе из-за "распутинщины", бесцеремон­ного вмешательства царицы Александры Федоровны в государственные дела и своих неумелых действий в качестве Верховного главнокоман­дующего.

К зиме 1916-1917 годов все слои населения России осознавали неспособность царского правительства преодолеть политический и эко­номический кризис.