Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История правовых учений России - I том

.pdf
Скачиваний:
72
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
1.7 Mб
Скачать

111

Боярская дума. Вместе с князем существовал и такой орган государства как «Княжеский совет» или «Княжеская дума». Вопрос о существовании этого органа является спорным, поскольку документов о его деятельности до нас не дошло. Однако стоит заметить, что Великий князь не мог осуществлять управления без совета с высшей аристократией того времени.

Феодальные съезды. Значение органа государства Феодальные съезды приобрели только с середины XI в.

Феодальный съезд имел совещательный характер. На нем, как правило, обсуждались вопросы исключительной важности (в

основном войны и мира). Но заседания проходили в виде пиршеств, и Великий князь не обязан был придерживаться принятых на съезде решений.

Вече. Вече с древнеславянского вещать. Орган народного представительства, который собирался в чрезвычайных ситуациях в наиболее крупных городах Киевской Руси. Однако можно утверждать, что окончательный расцвет этого органа государства приходится на середину XIV

– середину XV вв., когда существовали Новгородская и Псковская феодальные республики.

112

Управление. Управление в Древнерусском государстве совпадало с управлением своим земельным держанием. В

рамках своих земельных владений собственники самостоятельно осуществляли охранные и судебные полномочия над подвластным населением. Однако система управления государством строилась на основании двух подсистем.

Дворцово-вотчинная система совпадала с системой управления хозяйством Великого князя. Возглавлял хозяйство дворецкий, в подчинении которого находились: воевода

(возглавлял вооруженные силы) и конюший (обеспечивал княжеское войско конями). В свою очередь, в подчинении этих трех должностных лиц находились многочисленные слуги.

Система кормления обеспечивала административное управление Великого князя на территории всего государства.

Князь назначал наместников в города и волостелей в сельскую местность для разрешения вопросов управления, суда и сбора налогов. Однако этим лицам он жалования не платил. Они осуществляли свое управление за счет сбора корма с населения. Причем размер этого корма четко, как правило, не определялся.

113

Таким образом система государственного устройства и система управления была сосредоточена в руках Великого князя, как ключевого звена государственности того периода.

Существование столь специфических органов государственной власти, подотчетных Великому князю, объясняет специфику существования правовых институтов. Многие из правовых норм были просто не нужны в силу замкнутости государственного управления на Великом князе. Правовое регулирование того времени носило скорее фрагментарно-

казуальный характер. В законодательных актах закрепляются лишь наиболее часто встречаемые на практике уголовные преступления и гражданско-правовые проступки, при этом приводилась подробная регламентация правового положения зависимого населения и умышленно изымался правовой статус господствующего класса, (создавая, тем самым, условия для вседозволенности последних).

Система источников права. Правовые нормы в период Древнерусского государства содержались в различного рода источниках права. Древнерусскому государству была известна определенная система источников права.

Правовой обычай. Исторически первый источник права в любом государстве. Однако отличительной чертой правового

114

обычая в Киевской Руси было то, что уже на ранних стадиях развития законодательства они закреплялись в нормативных актах. Так, ст. 1 Русской Правды краткой редакции закрепляла право кровной мести за близкими родственниками убитого.

Княжеское законодательство. Появление этого источника права связано с усилением власти Великого князя.

Особое значение для Древнерусского государства имели уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича. В них нашли отражение отдельные нормы семейных, финансовых и уголовных отношений.

Международные договоры. Наибольшее значение имени международные договоры, заключаемые между Русью и Византией. Всего подобных договоров было заключено 5: в

907, 911, 944, 971 и 1043 годах. Согласно обобщению их содержания в таких договорах были нормы гражданского,

семейного и уголовного права.

Каноническое право. Возникновение данного правового направления являлось следствием Крещения Руси. Наиболее заметными источниками права являлись церковные уставы и кормчие книги. До нас дошли Усавы князей Ярослава и Всеволода. Эти законодательные акты закрепляли право

115

церкви на «десятину» и освобождали подвластное население от княжеского суда.

Русская Правда. Первый систематизированный писанный источник права Древнерусского государства.

История возникновения этого источника права является спорной. Но, большинство исследователей относят возникновение этого источника права к периоду жизни Ярослава Владимировича и датируют самую древнюю часть Русской Правды не позднее 1054 г. В настоящее время обнаружено более 100 списков Русской Правды (вариантов).

Однако среди них отчетливо выделяются Краткая редакция Русской Правды, состоящая из 43 статей, и Пространная редакция Русской Правды состоящая из 121 статьи.

Таким образом, Древнерусское государство,

просуществовав более 200 лет, было законченным политическим образованием на территории населенной до этого племенами восточных славян. В условиях развития государственности появляются и первые теоретические представления о государстве и праве того времени. Эти представления выливаются в учения различных мыслителей того времени, в том числе мит. Илариона, Владимира Мономаха.

116

2.2. Зарождение правовых учений России

Закон был основной святыней всего античного мира, а

законничество – основным принципом дохристианской и внехристианской этики. Кир, спрошенный, кого он назовет несправедливым, отвечал: не применяющего закон. Солон,

спрошенный, как наилучшим образом живут в государствах,

ответил: если граждане повинуются властям, а власти – законам.

Демосфен говорил, что законы – душа государства. Демадий учил,

что для рабов необходимость есть закон, а для свободных – закон есть необходимость. Сократ был мучеником закона: лучше умереть,

соблюдая закон, чем жить, нарушив закон. Сократ в темнице видит,

как приходят к нему «Законы» и говорят: мы вскормили тебя и вспоили, мы дали тебе жизнь, отечество и все ценности, которыми ты жил; неужели ты можешь помыслить о том, чтобы нас попрать?

Вот обожание закона, как живой святыни, апофеоз самой формы закона даже тогда, когда она облекает собой несправедливость.

Античный мир был носителем и выразителем культа закона.

Закон был основной стихией, в которой вращались все его понятия и представления. Законнический тип мировосприятия порождал соответствующую юриспруденцию. Не так обстояло дело на Руси. В

русской традиции нет и следа рационалистического формализма в правовой сфере, здесь разум и чувство не враждебны. Западные

117

общества, являющиеся преемниками античного мира, проникнуты духом юридизма, концепцией так называемого «римского права»,

воспитывали своих граждан на принципах законничества. Западная

культура является юридизированной, она никогда не была правовой; в ней делается ставка на юридическую властную волю и рационалистское выражение нормативов поведения.

Стихия любви и милосердия западной культуре чужда и непонятна, ей ближе стихия контракта, авторитета, покорения,

конкуренции, лишенная совести и Бога. Западная юридическая

(неправовая) культура запрограммирована на расчет и пользу,

выгоду и кару, сделки и формализм.

Русская культура является правовой, потому что она открыла Право – абсолютные духовные ценности, возвышающиеся над законами, ибо их творец Господь Бог, а выше Бога русские никого не чтили. Вспомним, как писал Прокопий Кесарийский: «У русичей долгое время не было государства, все законы у них были в голове»91. Отношения в древнем русском обществе регулировались духовно-нравственными принципами. Руководствуясь этими принципами, человек избегал ошибок и мог действовать воистину правомерно.

91 Прокопий Кесарийский. Война с готами. М., 1999. С. 87.

118

Отношения в древнем русском обществе регулировались принципами кона, от которого произошли древнерусские слова

«канон» (изначально – конон), «покон», «испокон» и «закон».

Руководствуясь духовно-нравственными принципами кона,

русский человек избегал ошибок, ведь принцип всегда выше закона, поскольку вмещает в себя больше возможностей, чем закон. Само слово «закон» означает «за пределами кона», то есть за пределами традиции, духовно-нравственных принципов. Если общество живет по принципам кона, а не по предписаниям законов либо постановлений, оно более жизненно.

Русский человек не понимал, что нового люди могут добавить к сказанному Богом. Только интерпретации. Или гиперинтерпретации. По этой причине в России не было перепроизводства политико-правовых учений, как на Западе. Все теории, противоречащие Священному Писанию и Священному Преданию, русский народ квалифицировал как ересь с вытекающими отсюда последствиями. Современный европеец, как и античный римлянин, живет в культуре норм, русский же – без норм,

в культуре Божественных принципов. Созвучье с русским правосознанием заметно в таких высказываниях Лао-цзы: «Самое высшее благо – когда не упорядочивают… Люди трудноуправляемы, поскольку их начальники делают слишком много. Чем больше законов и приказов, тем больше воров и

119

разбойников»92. В зависимости от того, что преобладает в культуре – изначальный страх или изначальное доверие, – народ создает себе больше или меньше законов. Маниакальная приверженность западного человека к нормативности свидетельствует о тревожно высокой степени его греховности.

Утилитаризм, особенно его развитая форма, нуждается в законничестве как форме защиты утилитарной деятельности,

стимулирует формализацию правовой сферы. Соборная и вечевая государственность, свойственная российской традиции, не нуждается в обширном законодательстве. Она строится на Праве, то есть Божественных абсолютах духовно-нравственного характера. И

те, кто думает, что другого Права помимо закона просто не существует, отвергают великую традицию нашей страны, а главное

– Бога.

Правовой порядок в древнерусском обществе не был юридизированным, законническим, как в античном мире или в Иудее, он держался не на детализованных нормативах, а на внутренней нравственной силе человеческого духа. А сами русские люди стремились стяжать не богатства, а благодать Святого Духа. Вот почему русское Право в отличие от римских законов представляет собой прежде всего духовное, священное

92 Мудрость тысячелетий. М., 2004. С. 514.

120

явление, проявление Духа. Словом «Право» русичи обозначали благодать Святого Духа, тем самым отождествляя правовую сферу с Божественной, а само Право – с ипостасью Господа Бога

(Святым Духом).

В недавно опубликованной книге «Праведы», содержащей сокровенные сведения, издревле хранящиеся на севере России,

сказано: «Право – это сила не следовать ни Закону, ни Системе»93.

Это давало основание Прокопию Кесарийскому в VI веке сказать,

что у русичей «вся жизнь и законы одинаковы»94. До современных исследователей не дошло не только какого-либо писаного русского закона, но даже и упоминания о каком-нибудь конкретном формально-определенном законе до Х века. Американский правовед Д. Кайзер высказал своеобразную точку зрения по этому поводу: по его мнению, до XIII-XV вв. на Руси «действовали горизонтальные правовые связи, то есть все уголовные и гражданские дела решались заинтересованными лицами без участия государства»95. И только после XIII века постепенно устанавливаются вертикальные правоотношения, когда споры начинают решать государственные органы и должностные лица. Наибольший эффект в России имели не писаные законы, а правовые духовные традиции народа,

93Праведы. Древнее священное знание северных славян. М., 2005. С. 58.

94Прокопий Кесарийский. Война с готами. М., 1999. С. 89.

95Kaiser D. The Irowth of Law in Medieval Russie. Prinston, 1980. P. 77.