
- •«Фу вашу кашу!»
- •«Купите мне машину!»
- •«Не буду надевать эти...»
- •«Успокойся, деточка!»
- •«Хочу, хочу, хочу!!!»
- •«Мама с папой тебя просят...»
- •На прогулке
- •В гостях и на людях
- •«Изводины»
- •Крикуны и «вопилки»
- •Манипуляторы
- •Вредины
- •Упрямцы
- •Кривляки
- •Скандалисты
- •«Не буду переделывать!»
- •«Отстаньте от меня!»
- •«Почему они такие грубые?»
- •«Как можно так про учителей?»
- •«Иначе убегу!»
- •«Вы мне не указ!»
- •«С кем хочу, с тем и дружу!»
«Вы мне не указ!»
(Детская мода)
«Если в школе планируется вечер или дискотека, то дочь доводит нас до истерического состояния. Ей двенадцать лет, скоро будет тринадцать, а как накрасится, сразу точно тридцатилетняя дама. Не хочется девочкой хорошей ходить, так и хочет себя избезобразить своими красками, прической и "вечерними"нарядами».
«Оксана ни в чем нас не слушается. Мы для нее "предки". Мы ей не указчики и не советчики».
«Львиная доля семейного бюджета идет на Игоря. Давно забыла, когда что-нибудь себе покупала. В последнее время совсем замучил меня своими увлечениями: то ролики, то гитара, то группы какие-то. Соответственно увлечениям постоянно меняет свой "прикид". В прошлый раз брился наголо и ходил в тяжелых армейских ботинках. А под Новый год покрасился. Как уговаривала — надень костюм на вечер. Так и не послушался. Пошел на дискотеку в пятнистых брюках и вытянутой толстовке до колен. Заставил меня специально купить 54~й размер, чтобы побольше была. Господи, что за вкус?! И ни в чем я ему не указ, все только что сам захочет».
Мода — вещь капризная и своенравная, а молодежная мода — вдвойне. Учащиеся, школьники и студенты следят за ней особенно ревностно. Удовлетворение их насущных потребностей стоит немалых денег, но главное — нервов. Авангардизм принимают не все родители. Прически сосульками и лесенками, выбривание и перекрашивание волос, «боевая раскраска» лиц не вяжутся в их головах с образами нормальных учеников и учениц, их мальчиков и девочек.
Взрослых
раздражает не столько постоянное
стремление
детей обновлять гардероб за счет их
кошельков, сколько
полное пренебрежение их мнением,
нежелание
рассуждать здраво, мыслить такими
экономическими
категориями, как зарплата, плата за
жилье и коммунальные
услуги, цены на продукты питания.
Мимолетный каприз великовозрастного
сына или рано заневестившейся
дочери решает все.
Многие родители считают стремление своих детей не более чем блажью. Да и как еще к этому относиться, если сегодня надо одно, а через месяц или два — что-то еще и совсем другое?
Действительно, мнение даже самых авторитетных и горячо любимых взрослых не указ для тех личностей, которым сегодня одиннадцать лет и больше. Но их требовательность, стремление к вычурности не каприз, это стремление к самовыражению и присоединению. С точки зрения психологии мода на одежду, прически, тип фигуры и красоты, всякий внешний антураж выполняет несколько функций, в том числе психотерапевтическую, групповую, атрибутивную, информационно-познавательную, индивидуально-протестную и ряд других.
Одетый, оснащенный и причесанный в соответствии со своими представлениями о моде и красоте подросток чувствует себя более спокойно и уверенно. Как бронежилет солдата, как панцирь черепаху, их защищает какая-нибудь экстравагантная побрякушка или модный прикид. Школьников не волнует, насколько это подходит их внешнему облику. Их внутренняя убежденность непоколебима. Их вера в силу суперсовременного китча творит подлинные чудеса. Но, памятуя о внутренней противоречивости, раздвоенности сознания подростков, это именно то, что им необходимо. В этом-то и состоит ее психотерапевтическое назначение.
Взрослых поражает, порой доводит до настоящего бешенства клановый, групповой характер молодежной моды. Именно модная тенденция напоминает повет рие, она охватывает всех, не щадит никого. Поток модного барахла захлестывает не одну семью, не одну квартиру. Если взрослым похожесть претит, то школьники видят в этом особый шик. «Ты что, ма? Мы все договорились прийти в брюках...» — твердит какая-нибудь семиклассница своей матери. Как говорится, кто не с нами, тот против нас. Групповой характер моды позволяет школьникам чисто психологически причислять себя к какой-либо определенной группе. Если мы все отпустим челки, как Ди Каприо, то наверняка станем такими же сентиментальными и суперпривлекательными, поскольку его челка представляет собой символ, если хотите, атрибут принадлежности к группе особо избранных. Это групповой атрибутивный аспект молодежной моды.
Следование новейшим потребностям моды удовлетворяет еще одну потребность школьников — информационно-познавательную. Тяга к новизне, непрерывной смене впечатлений выражается в непостоянстве интересов, пристрастий и, конечно, в моде. Тенденции молодежной моды меняются каждый сезон, то есть по 3—4 раза в год, и угнаться за ними могут лишь самые «длинноногие», лишь те, кому сегодня 12—14 лет. В то же время модные веяния считываются школьниками, как афиши. Им достаточно увидеть кого-либо из своих сверстников, и они сразу решают: «наш» это человек или не «наш».
Не будем забывать, что подростки — извечные низвергатели. Отказ от старого, противопоставление себя существующим, принятым в обществе нормам — еще одна актуальная потребность тех, кто вступает в подростковую эпоху. «Выпендриться», привлечь к себе внимание окружающих для них так же заманчиво и привлекательно, как для взрослых людей оказаться на вершине славы и богатства. Неприкрытые пупки, три серьги в одном ухе, десятисантиметровые платформы, вензеля на выбритых затылках — это не что иное, как протест против серости будней и окружающего их лицемерного мира. Да, классика вечна, но так же вечен и авангард.
Он лишь бесконечно меняет свою форму. Сущность же его всегда одинакова — это протест против догм, утверждение главенства индивидуальности над социальностью. Следуя моде, школьники объективируют свой протест, ставят свое «я» выше общественного мнения обывателя.
Поэтому как это ни прискорбно и ни печально, но в вопросах моды мы своим детям не указ. С этим обстоятельством необходимо смириться раз и навсегда.
Итак, эксперименты со своей внешностью, по форме напоминающие детские капризы, по сути дела, есть формы самоутверждения. Бороться против самоутверждения школьников, в сущности, величайшая ошибка, а вот корректировать его формы не только можно, но и нужно.Да, стремление школьников-подростков к самовыражению велико, но при этом нельзя забывать о разумном самоограничении и элементарной воспитанности. Грубить родителям-«предкам» — грешно, требовать от них непомерного — просто жестоко. Поэтому следует приучать своих отпрысков следить не только за чистотой ногтей или белья, но и за своими выражениями. Хамство и вымогательство недопустимы в детско-родительских отношениях. И здесь к детям необходимо подходить с самой строгой меркой.
Может быть, родителей утешит тот факт, что бездумное следование моде, подражание выбранным образцам длится не так уж и долго, обычно 2—4 года. Затем следует выработка индивидуального стиля и манеры одеваться, держаться в обществе, и старшие школьники уже более благосклонно относятся к оценкам и замечаниям своих родных и знакомых. Хотя мнение сверстников для них остается более важным. Но в эти несколько лет «мавр» в лице моды очень важен для будущих очаровательных женщин и неотразимых мужчин. Когда он сделает свое дело, то может естественным образом уйти в «небытие», а точнее, остаться на страницах семейных альбомов и в воспоминаниях родителей.
№ 23