Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Корнеева Е.Н. Детские капризы.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
691.2 Кб
Скачать

«Не буду переделывать!»

(Проблема домашних заданий)

«Мы с супругом оба работаем. Владик ходит в про­дленку. Уроки делает там. Дома я только проверяю, все ли нормально. Часто письменные задания сделаны очень небрежно. Но заставить сына переделать это целая проблема. Он упорно отказывается, говорит, что лучше все равно не получится. Но я-то знаю, как он может писать, когда постарается».

«Сидеть над душой у ребенка, пока он занимается, я считаю лишним. Но домашние задания, естественно, проверяю. Часто дело доходит до крика и скандалов. Я тре­бую, чтобы дочь переписала все без помарок и исправлений. Бывает, в одной домашней работе по нескольку ошибок или начинает без конца черкать. Она же упирается, как бык, и твердит: "Я все сделала, переделывать не буду! Я уста­ла ". Переубедить ее очень трудно. Если в дело вмешивается муж, то просто дает ей чистую тетрадь и заставляет писать заново. Дочь подчиняется, но со слезами и причита­ниями. Результат получается не самый лучший, иногда сидим с ней до 9, даже до 11 вечера. Ну а как иначе?»

Автором уже затрагивался вопрос об ошибках и исправлениях в домашних работах учащихся*. Навыки самоконтроля вырабатываются у школьников не сразу. В среднем на это уходит 3—5 лет, но процесс может за­тянуться и на гораздо большее время. Именно по этой причине родители младших школьников проверяют пра­вильность и качество выполнения домашних заданий

своих детей.

Цель этих проверок не просто найти и исправить возможные ошибки, а проверить работу детей в целом, оценить, насколько они постарались, все ли поняли, нет ли где упущений. Без этого трудно добиться успе­хов в учебе. Да и учителя обычно приветствуют роди­тельский контроль, даже настаивают на нем.

Но далеко не в каждой семье имеется неработаю­щий взрослый. В современных условиях чаще всего тру­дятся оба родителя. Они могут уделять детям лишь не­значительную часть своего свободного времени. Поэтому ученикам часто помогают бабушки, дедушки пенсион­ного возраста или старшие братья и сестры. Если же младший школьник после занятий предоставлен сам себе, то неизбежна продленка, а вслед за ней — вечер­ние бдения над тетрадками и учебниками, а порой и неприятные разговоры с папами и мамами, если уче­ник заигрался и вовремя не вспомнил о своих обязан­ностях.

В этих ситуациях большинство учеников проявляют специфическое упрямство. Они полагают, что раз работа выполнена, то все остальное — лишь придирки со сторо­ны взрослых членов семьи. «Ну и что, что некрасиво на­писано?! Ну и что, что намельчили?! Ну и что, что вкривь и вкось?! Ну и что, что много исправлений?! Главное, что все сделано. А остальное — ерунда!» Для многих родите­лей слышать подобные рассуждения и возмущенные вы­крики не в новинку. И воспринимаются они как глупый детский каприз, необоснованное упрямство.

В родительском сознании звучат другие слова: «Вид­но же, что ребенок не постарался, что сделал плохо, для отписки, значит, надо переделать. Чего зря упря­миться? Только время тянет да нервы понапрасну треп­лет». Эта несостыковка установок выступает непосред­ственной причиной капризов с условным названием «Не буду переделывать!».

Итак, ваши дети видят свою задачу только в том, чтобы сделать домашние задания. Это уже неплохо. Но они не принимают на себя ответственности за качество их выполнения, ведь проверяете и оцениваете их все равно вы (родители) или учителя. В этом-то и состоит частичная недоработка и семьи и школы. Осуществле­ние индивидуального подхода к обучению означает одновременную опору на хорошо развитые качества и умения и включение тех, что развиты недостаточно, в сферу совместной деятельности «ребенок — взрос­лый». В данных же обстоятельствах взрослые, вероят­но, не задавались целью повысить ответственность де­тей, сформировать и развить у них навыки самоконт­роля. Для них легче было взять на себя эти функции, а не тратить дополнительное время и усилия на выра­ботку соответствующих умений у самих школьников. Но нехватка времени — не единственная причина. Мы, взрослые, нередко подсознательно противимся процессу взросления, возмужания наших детей из лож­ного страха оказаться ненужными им. На примере пен­сионеров мы знаем, как горько оказаться не у дел. Под­спудный страх «отлучения» выражается в стремлении взрослых законсервировать в детско-родительских от­ношениях ребяческую беспомощность, заставить детей чувствовать нужду в нас.

Своеобразной расплатой за это и являются описы­ваемые ситуации. Школьники через капризы и упрям­ство дают понять нам, что свою часть работы они вы­полнили, остальное не их забота. И то, что мы не до­вольны результатом, это, как говорят американцы, наши проблемы. Вывод напрашивается сам собой. Либо мы перекла­дываем ответственность за результаты учения на плечи наших детей, либо вынуждены будем вновь и вновь слы­шать от них: «Не буду переделывать! И так нормально!»

Использование родительской власти приводит к фор­мированию чувства неудовлетворенности у самых вы­держанных и уравновешенных пап и мам. Они начина­ют воспринимать себя не иначе как в роли этаких пу­гал, страшных бармалеев и злющих бабок-ежек, которые только и делают, что кричат на маленьких детей, пуга­ют их всевозможными наказаниями. Родительские за­боты о своих потомках не находят иного выражения, кроме как в скандалах, принуждении и угрозах. Это противоречит представлению взрослых о себе как о хо­роших, заботливых родителях и порождает массу не­приятных переживаний помимо недовольства своими отпрысками. Однако неумолимый закон природы гласит, что вся­кое действие рождает действие, равное ему по силе, но противоположно направленное (противодействие). Поэтому чем сильнее родительский нажим, тем силь­нее сопротивление школьников. Они находят сотни способов оттянуть неприятный момент «расплаты» за содеянное, приводят тысячи смягчающих их вину об­стоятельств, и все ради того, чтобы не выполнять тре­бование взрослых, несправедливое с их точки зрения. Теперь их задача — одержать психологическую победу в этом поединке. Некоторые дети нарочно начинают допускать ошибки при переписывании, лишь бы до­казать бессмысленность этой родительской затеи. Их манипулятивные действия можно интерпретировать так: посмотрите, все равно лучше не будет, зачем же мучить себя и меня?

Чтобы в корне изменить для учеников психологи­ческий смысл ситуации, взрослым необходимо отказать­ся от противоборства и заняться перестройкой взаимо­отношений со своими детьми. Необходимо помочь школьникам и школьницам обрести личностную зна­чимость учения. Принуждение дает хорошие результа­ты лишь на самых первых этапах. Его должны сменить заинтересованность и ответственное отношение к учеб­ной деятельности. Одной лишь заинтересованности или ответственности мало. В первом случае ребенок будет заниматься лишь по отдельным предметам и темам, ста­нет учиться от случая к случаю. Во втором у него разовь­ется пассивное безразличие, ученик станет «тянуть свою лямку» лишь из покорности и страха.

Решить поставленную задачу можно лишь совмест­ными усилиями родителей и педагогов. Согласованность действий, взаимное информирование, отказ отличных амбиций — обязательные условия этого союза. Награ­дой же за него станет спокойствие и уверенность в зав­трашнем дне наших детей.

18