Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Культурология (учебно-методический комплекс)

.pdf
Скачиваний:
32
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
4.53 Mб
Скачать

Свобода и рабство

Свобода являлась одной из доминант русской ментальности, сформировавшейся задолго до образования русского государства. Восточные славяне, впрочем как и их угро-финские соседи, исстари не знали над собой никакого начальствования. Характерно, что в сражении, как позднее в драке, славяне шли ватагой, в которой не было командиров; каждый должен был проявить свою исключительную удаль, стремился выделиться необыкновенной отвагой и силой. Свобода представлялась несвязанностью никакой внешней волей, никакими ограничениями и запретами. Отсюда нетерпимое отношение к закону; законопослушность никогда не входила в число добродетелей русского человека; превозносился и героизировался в России всегда тот, кто был выше законов.

Свобода, далее, мыслилась как благородная праздность, независимость от обязательного, каждодневного труда. Лучшей демонстрацией свободы являлась способность праздновать много дней и ночей подряд, способность выпить безмерное количество вина, но при этом не потерять координации движений и ясности ума.

Свобода непредставима без рабства. Услужение раба является неотъемлемым условием повседневной жизни свободного. Рабы существовали у восточных славян с древности. В прославленном "Слове о полку Игореве", между прочим, упоминается о "чаге по ногате" и "кощее по резане", т.е. о рабыне стоимостью меньшей, чем стоимость поросенка, и о рабе за ничтожную цену второго постного блюда. Позднее, в XVII-XIX вв., место рабов заменяли крепостные, а в ХХ в. – репрессированные.

Сама работа воспринималась в сознании русского скорее негативно. Не случайно это слово этимологически производно от слова "раб", "рабство". Работа – это удел раба, так же, как весенняя или осенняя страда – вечный жребий земледельца, от чего происходит и глагол "страдать".

Свобода, наконец, оказывалась тесно связанной с разумом. Еще Иосиф Волоцкий обосновывал мысль о свободе человеческой воли, называя ее в ряду определяющих факторов развития мира, наряду с волей Бога, стихией природных сил, случайностью. Человек обладал разумом и, следовательно, свободой свершать то или иное действие, или воздерживаться от него. Поэтому не только от Бога, стихии, случайности зависит

счастье или несчастье человека, но и от его поступков. Не свободны существа, неспособные действовать разумно; они подавлены природой, не способны противиться естественным страстям.

Наряду с этим, в русской духовности существовало представление о внутренней свободе, не совпадающей с внешней. Уже Нил Сорский высказывал идеи об аскезе, последовательном отказе от всего мирского как пути к подлинной свободе; для аскета, погруженного во внутренний мир, гармонизирующий с Богом, не существовало государственного деспотизма, обременения телесности непосильными трудами и т.п. тягот. Эта идея находила отзвук в позднейших размышлениях П.Флоренского о свободе узника, о независимости лагерного заключенного, о самостоянии духа, казалось бы поставленного внешними обстоятельствами в чудовищно жесткие рамки тотального контроля репрессивного режима.

Богатство и бедность

Богатство воспринималось в русской ментальности неоднозначно. С одной стороны, богатство – благо, дарованное свыше; не случайно само слово "богатство" производно от слова "Бог". С другой стороны, в русском сознании всегда доминировало убеждение: "все принадлежит всем"; отсюда допустимость передачи собственности по произволу государства от одного лица другому, приемлемость всевозможных национализаций, или, наоборот, приватизаций и прочих манипуляций с собственностью; отсюда и оправданность воровства и грабежей, столь свойственных России, особенно в переломные эпохи, имеющих целью, якобы, восстановление справедливости - изъятие собственности у неправедно завладевших ею и возвращение ее обездоленным в виде пожертвований и раздачи милостыни.

Бедность не считалась пороком. Нестяжатели вообще создали концепцию сознательного отказа от богатства, а вместе с ним отказа от подчинения государству. Нищенство считалось состоянием, более угодным Богу. Нищий приобретал особый авторитет и даже право судить действия государей. Известны нищие, которые выносили осуждение Ивану Грозному и Петру Первому. Известна своим влиянием нищая Св. Ксения Петербургская: если она целовала ребенка, поднесенного к ней, то он становился здоровым, послушным и успешным; если она принимала от кого-нибудь подаяние, то это было знаком признания подающего человеком совестливым, порядочным, заработавшим деньги честным трудом, и наоборот, если она отказывалась принимать милостыню, то это становилось обвинением человека в присвоении чужого.