Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Симоненко патопсихология.docx
Скачиваний:
303
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
879.75 Кб
Скачать

Глава IX

ПАТОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Процесс отражения в сознании человека явлений внешнего мира и ощущения собственного тела сопровождается теми или иными эмоциями — переживаниями, отражающими субъективное отноше­ние человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции со­провождают всю психическую деятельность человека, в них отра­жается его отношение к воспринимаемому и переживаемому. Источ­ником эмоций является окружающая действительность, которая вызывает у человека те или иные чувства — в зависимости от ее значимости для него. Чувства развиваются в деятельность, влияют на ее продуктивность, взаимосвязаны с потребностями организма и формируются в общественных отношениях.

Эмоции, окрашивающие наше отношение к внешнему миру, вы­ражающие самочувствие и настроение, разнообразны. Раздражи­тель, действующий на человека, вызывает субъективное отношение к нему, поэтому эмоцию следует рассматривать как особую форму отношения к явлениям действительности, обусловленную ее соот­ветствием или несоответствием потребности человека. Эмоция пред­ставляет собой сложный комплекс переживаний, отдельные ее компоненты тесно взаимосвязаны с деятельностью подкорковых структур и коры большого мозга. Высшие человеческие эмоции, эмоциональная стойкость обусловлены функцией коры большого мозга. Так, чувства любви к родине, коллективизма, отражая идей­ное, интеллектуал!.нос и волевое содержание свойств личности, ак­кумулируют ее деятельность, воодушевляют человека на героичес­кие поступки.

Эмоции характеризуются не только субъективными, но п объек­тивными проявлениями. По характеру различают низшие и высшие эмоции, по тону — положительные и отрицательные, по механизму возникновения — реактивные и витальные.

Низшие, или врожденные, эмоции обусловлены преимуществен­но безусловными рефлексами и тесно связаны с инстинктами само­сохранения, питания и размножения. Эти эмоции являются общими для человека и для животного.

Высшие эмоции, свойственные только человеку (этические, эс­тетические, чувство долга, любви к родине и др.), являются резуль­татом услово-рефлекторной деятельности коры большого мозга. Они связаны с социальными условиями среды и но отношению к низшим являются господствующими. Чувство долга, например, тор­мозит чувство страха.

Положительные эмоции проявляются в виде приятного пережи­вания, чувства радости, удовлетворения, отрицательные — в виде неприятного переживания, чувства неудовлетворенности, тоски и страха, тормозят течение психических процессов.

Витальные эмоции обусловлены болезнями, неприятными ощу­щениями, идущими от внутренних органов в кору большого мозга, например, чувство тоски при болезни сердца, подавленности при хроническом заболевании желудка или кишок и др.

Реактивные эмоции вызваны воздействием внешних и внутрен­них раздражителей и фактически представляют собой сферу эмо­ций человека в норме.

Эмоции здорового человека обусловлены стереотипом, глубина их зависит не столько от силы раздражителя, сколько от его зна­чения, играющего сигнальную роль для данного человека. Кроме того, интенсивность, глубина и подвижность эмоций зависят от ти­па психической деятельности и возраста человека. Так, пожилым людям свойственна или высокая эмоциональная возбудимость, пе­реходящая в лабильность, или низкая возбудимость высших эмо­ций. Дети дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональ­ной возбудимостью, эмоции их подвижные, но не глубокие: еще ПС успели высохнуть слезы, а маленький ребенок уже весело смеется.

В эмоциональной жизни человека большое значение имеет на­строение, под которым понимают более или менее длительное и устойчивое, бодрое или подавленное эмоциональное состояние. Оно является как бы производным многих эмоций, создающих общий фон самочувствия, окрашивающий в течение определенного вре­мени суждения и действия человека.

Сильная и кратковременная, внезапно возникающая эмоция, сопровождающаяся двигательной реакцией без помрачения созна­ния, называется физиологическим аффектом (ярость, ужас, пани­ка). При этом в коре большого мозга возникает сильное тормо­жение, что приводит к преобладанию функции подкорки. При фи­зиологическом аффекте человек полностью не теряет власть над собой. Предотвращение аффекта в значительной мере определяется особенностями личности, ее моральными качествами, стойкими фор­мами поведения.

Очень сильная, но длительная эмоция как в сфере высших чувств, связанных с социальными потребностями человека, так и низших называется страстью. Сущность ее определяется тем, на что она направлена, например, страсть к стяжательству и личной наживе, страсть к труду.

Таким образом, эмоции, являясь своеобразной формой отраже­ния реальности, оказывают большое влияние на процесс познания. Они представляют собой чувственную сторону познавательного процесса, включающую радость познания и муки творчества, безыс­ходные сомнения и страстную любознательность, поэтическое вдох­новение и творческую одержимость. По словам В. И. Ленина, «...без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет н быть не может человеческого искания истины.» *.

ФОРМАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

Сравнительная частота эмоциональных расстройств у детей (от неустойчивости, лабильности до полного отсутствия эмоций) опре­деляется физиологическими особенностями их психической деятель­ности, слабостью активного торможения, неустойчивостью обменных процессов, функцией эндокринной системы и особенностями тече­ния критических периодов развития детей и подростков. Поскольку эмоции неотделимы от познавательной деятельности, умственно от­сталым свойственны недостаточная дифференцировка, неадекват­ность эмоций, позднее и ущербное развитие высших эмоций и др. Все психические заболевания также сопровождаются существенны­ми изменениями в сфере эмоций.

' Ленин В. И. Рецензия//Поли. собр. соч.— Т. 25.— С. 112.

Из наблюдающихся у детей расстройств эмоциональной сферы сравнительно часто встречаются изменения интенсивности настро­ения в виде его повышения или понижения. Повышенная раздражи­тельность, эмоциональная возбудимость, нередко наблюдаемые у детей, не являющихся психически больными, обусловлены недоста­точным развитием задерживающих, тормозящих импульсов, вы­званных неблагоприятными условиями жизни.

Гиперестезия эмоций характеризуется повышенной чувствитель­ностью к раздражителям, неадекватной реакцией на их воздействие, когда события, не имеющие к субъекту никакого отношения, пере­живаются им весьма болезненно, отрицательно влияют па его дея­тельность, отражаются на поведении. Так, эмоциональная гипере­стезия наблюдается у психоастеников, далеких от жизни мечтате­лей, у некоторых невротиков, а также у практически здоровых лиц в пубертатном периоде.

Противоположностью гиперестезии эмоций является эмоциональ­ная тупость, проявляющаяся безразличием к собственному поло­жению, судьбе близких, радости, горю. При этом раздражители не вызывают соответствующей субъективной реакции.

Эйфория — длительное патологическое повышение настроения, неадекватное тому положению и обстановке, в которой находится больной. Это повышенное благодушное настроение сочетается с бес­печностью, недостаточной критической оценкой человеком своего состояния. Например, при серьезных неприятностях, неудачах, тя­желом заболевании человек веселится, говорит о своем «прекрасном самочувствии». У детей и подростков эйфория нередко наблюдается при органических психозах, а также в позднем и отдаленном пери­оде закрытой травмы черепа, при психических заболеваниях, обус­ловленных некоторыми инфекциями. Эйфория часто сопровождает­ся психомоторным возбуждением и вегетативными реакциями — учащением пульса, гиперемией лица, расширением зрачков.

Дисфория — острое расстройство настроения со злобно-раз­дражительной тоскливостью, склонностью к агрессивным действи­ям, нередко с измененным сознанием, чувством страха и бредовыми идеями. Это тяжелое расстройство начинается без каких-либо ви­димых обстоятельств и поводов, длится от нескольких часов до 5— 7 дней и заканчивается сном и амнезией. Чаще наблюдается у лиц, страдающих эпилепсией, возбудимых психопатов, а также при ати­пичных формах олигофрении типа дебильности и др.

Депрессия — подавленное настроение, сопровождающееся тос­кой, двигательной и речевой заторможенностью, тягостными ощу­щениями в теле и резким снижением влечений. Возникает либо без' всяких видимых внешних причин (эндогенная депрессия), либо как реакция на психическую травму (реактивная депрессия). Послед­нюю считают болезненной в том случае, когда она более интенсивна и более длительна, чем обычная реакция на тяжелые переживания у здорового человека. При депрессии все окружающее воспринима­ется человеком в мрачных тонах, он склонен к самообвинению. Отмечаются психомоторная заторможенность, соматические рас­стройства (нарушение сна, аппетита, головная боль, диспепсические явления), чувство тревоги, страха. Состояние глубокой заторможен­ности может сменяться внезапным взрывом чувства отчаяния, безыс­ходности, которое отражается на образе мыслей и поведении че­ловека. Нередко в такие периоды появляются мысли о самоубий­стве и попытки совершить его. В пубертатном периоде депрессия может наблюдаться при соматических заболеваниях. Вначале она проявляется чувством угнетения, монотонным плачем, а по мере развития болезни, сопровождаемой астенией, наблюдается быстрое истощение, которое переходит в заторможенность с нарушением сна, отказом от пищи, снижением критики и идеями самообвинения. При нарастании чувства тревоги и страха заторможенность может переходить в двигательное беспокойство.

Эмоциональная слабость (слабодушие) представляет собой резкое, без видимого внешнего повода колебание настроения от повышенного сентиментального до пониженного со слезливостью. Переход от положительных к отрицательным эмоциям протекает с чрезвычайной легкостью, создающей впечатление резкого снижения способности руководить собой: слабый раздражитель вызывает быстро переходящее чувство, выражающееся чаще в появлении слез. У детей дошкольного возраста эмоциональная слабость — яв­ление физиологическое: они бурно, не стесняясь присутствия посто­ронних, проявляют свою радость, гнев, но с возрастом вырабаты­вается способность к затормаживанию эмоций. Эмоциональная слабость часто наблюдается при умственной отсталости, травмати­ческих, органических поражениях мозга, истощении и др.

Эмоциональная амбивалентность проявляется одномоментным, одновременным сосуществованием противоположных чувств к од­ному и тому же объекту, например, одновременно уживается го­рячее чувство любви и ненависти. Варианты амбивалентности встречаются и у здоровых людей: например, человек боится, что произойдет какое-нибудь событие, но в то же время хочет, чтобы оно непременно произошло. Чаще всего амбивалентность наблюда­ется при шизофрении, реже — при истерической психопатии, псевдо­логии и др.

Патологический аффект — сильная, кратковременная, внезапно возникающая эмоция, сопровождающаяся гневом, негодованием, яростью, разрушительными действиями, иногда жестоким убийст­вом. В отличие от физиологического, патологический аффект в большинстве случаев характеризуется незначительностью внешнего повода, наличием помрачения сознания, выраженной вегетативной реакцией, двигательным возбуждением, сменяющимся резким исто­щением, сном и амнезией. Патологический аффект не следует ото­ждествлять с бурными эмоциональными реакциями, наблюдаемыми у некоторых психопатов и субъектов, перенесших черепно-мозговую травму, а также у так называемых трудновоспитуемых, у которых эти реакции не сопровождаются расстройством сознания и амнези­ей. Лица, совершившие во время патологического аффекта преступ­ление, признаются невменяемыми.

Реакция короткого замыкания — эмоционально-двигательный взрыв, состояние, близкое патологическому аффекту, но в отличие от него возникающее после неоднократных длительных отрицатель­ных эмоций. Длительное унижение достоинства личности может привести к формированию функционально изолированного «боль­ного пункта» в коре большого мозга, в результате чего в последую­щем даже очень незначительный раздражитель, действующий на этот «больной пункт», может внезапно вызвать психомоторный взрыв с разрушительными тенденциями и, в дальнейшем, с нечет­ким фрагментным воспоминанием об этом событии.

Апатия — чрезмерное понижение эмоциональной возбудимости, полное равнодушие и безучастность к окружающему, к себе, отсут­ствие желаний и побуждений, полная бездеятельность. У практи­чески здоровых людей такое состояние в легкой степени может наблюдаться после перенесенных сильных психических травм, по­трясений, но чаще оно встречается при различных аномалиях пси­хики и процессуальных психических заболеваниях (дебильностн, шизофрении, некоторых психогениях).

ПАТОГЕНЕЗ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИЙ

Поскольку эмоции нельзя рассматривать в отрыве от всей от­ражательной деятельности головного мозга, то их расстройства свидетельствуют о нарушении функции коры большого мозга, ре­гулирующей все процессы, происходящие в организме.

Эйфория в большинстве случаев связана с резким понижением тонуса коры большого мозга и преобладанием возбуждения в под- корке. Повышенное самочувствие при отсутствии критического от­ношения к своему состоянию и правильной его оценки, т. е. при отсутствии контроля со стороны коры большого мозга, делает это состояние длительным и стойким.

Стойкая депрессия обусловлена слабостью и инертностью корко­вых процессов, истощением подкорки и подавленностью инстинктов, медленным образованием новых связей и быстрым развитием внут­реннего торможения.

Эмоциональная тупость — это состояние, характеризующееся от­сутствием эмоциональных реакций на такие моменты, при которых в нормальном состоянии эмоциональная реакция обязательна, Мож­но предположить, что в основе патогенеза эмоциональной тупости лежит снижение тонуса не только коры большого мозга, но и под­корки, связанное с нарушением обмена, особенно углеводного.

Различные аффекты также обусловлены ослаблением функции коры большого мозга в результате внезапного резкого торможения в ней, возникающего при воздействии чрезмерных раздражителей. Отсутствие регулирующей функции коры большого мозга приводит к хаотической деятельности подкорки, что клинически проявляется в нелепых поступках.

Таким образом, возникающий при патологическом аффекте очаг резкого возбуждения в коре большого мозга чрезмерно быстро распространяется, сменяясь запредельным торможением коры и положительной индукцией подкорки. В патогенезе эмоциональных расстройств значительную роль играют уравнительная и парадок­сальная фазы, нарушения обмена (в том числе углеводного), уве­личение содержания в крови адреналина. Выдвинутая гипотеза о существовании локализованных центров, управляющих эмоциями, не выдержала проверки опытом. Эмоции не могут быть оторваны от других сторон психической деятельности.