Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
умк философия для мос ап-2012 / Философия педагогики Жаринов.doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
1.11 Mб
Скачать

Справедливость

Даже среди лучших учебников этики отмечается, что данное понятие «одно из самых сложных и туманных в этической мысли» (Е.В.Золотухина-Аболина. Современная этика. Ростов-на-Дону, 2000. С.316). А один чуть ли не самый интеллектуальный российский политик Г.Явлинский сказал в интервью, что справедливость слишком сложная философская категория. Это потому, что все категории пока рассматриваются вне системы не могут быть никогда вполне четкими. Согласно нашей системе справедливость предельно проста. Она в соответствии оценки и ценности. Повседневная жизнь убеждает в этой простейшей истине. Несправедливо завышать какую-то ценность, несправедливо занижать. Это касается всего и всех. Также правомерно отмечается связь справедливости, как нравственного понятия, с социально-экономическими, идеологическими категориями. Справедливость выходит широко не только в сферу морали, но и в сферу общественной жизни, сферу более широких по сравнению с чисто нравственными социальных отношений.

Из определения справедливости мы видим, что оценка в принципе может быть негативной, а в таком случае она соответственно предполагает не только порицание, но и «в общественном масштабе» кару. Справедливость – главная категория в области права, ибо само понятие юстиции тождественно в русском языке понятию справедливости. В ряде стран (например, в Польше) министерство юстиции прямо именуется на родном языке министерством справедливости. И в самом деле в самом корне «справедливость» – «право», «правый», «правда» и т.д. Справедливость одновременно и истина, и ценность (То есть, как мы сказали, четкое отношение оценки и ценности).

Это главное. Если говорить о предыстории в понимании справедливости, то она издавна была в центре внимания самых разных направлений мысли, философии и социальных учений. Выделялась справедливость распределительная – воздающая в соответствии с заслугами и уравнивающая, связанная с обменом и защитой интересов участников сделки. Тем не менее, справедливость не зависела от социального статуса, личных симпатий, от степени благосостояния. Справедливость, восходя к праву, поднималась на «второй этаж». Справедливым считалось следование закону, даже если он несправедлив (отсюда раздвоение на понятие законности и легитимности). Как и все истины жизни представление о справедливости формировалось в широкой общечеловеческой жизни «методом тыка». От чисто прикладного, грубого, но необходимого представления к представлению все более глубокому и состоятельному. На ранних ступенях жизни человечества существовало уже упомянутое правило таллиона. Уравнительная справедливость, как полагают, господствовала в первобытных обществах. Она служила поощрению действий одобряемых племенем и наказывала за нарушение запретов и обычаев. В сословном, классовом обществе на первый план выступила распределительная справедливость. Блага распределялись по правилам, диктуемым главным сословием или классом, кастой. С рождением Государства на выражение справедливости претендуют законы. Но они уже вступают в заметный конфликт с традициями и представлениями общества. Почему – мы уже указали. Но, кратко говоря, принцип таллиона сменяет официальное правовое сознание. И при всем этом господствовало золотое правило морали: «не делай другому того, чего не хочешь себе». Независимо от того, насколько оно соблюдалось в официальном законодательстве.

Первым, кто создал философскую концепцию справедливости в европейской культуре, был древнегреческий мыслитель Платон. В трактате «Государство» он определил ее суть, как середину между крайностями, или несправедливостями. именно он ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости. В религиозную эпоху, эпоху европейского христианства, справедливость исходила от Господа как его воздаяние по заслугам. Считалось, что человек не всегда способен осмыслить высший промысел божий. А в таком случае все должны смиряться с выпавшей в обществе ролью.

В новое время господствует идея правового равенства. То есть признание равенства прав, как формального равенства возможностей. Этот классический современный нравственный и социальный вариант справедливости на практике и в принципе пробовал преодолеть марксизм. Основой справедливости была объявлена действительно практическая основа жизни – определенная форма собственности. В связи с этим отметим, что еще весьма далекий от марксизма выдающийся английский философ Д.Локк отметил среди неотделимых прав человека, свойственных ему от рождения три: право на жизнь, свободу и собственность. Локк понимал, что без собственности разговоры о свободе и самой жизни в лучшем случае – декларации с красивым лицемерием. В земных условиях, как мы видим и марксисты и немаркисисты понимали неотделимость социальной справедливость от социальной собственности. Но дело в том, что так называемая общественная собственность на деле стала собственностью не общества, а верхушки. И лишь этим объясняется крах марксисткой концепции. Тем не менее внемарксистская практика в экономике подтверждает принцип, если не Маркса, то Локка – нельзя прийти к общественной справедливости вне справедливой формы собственности. Такая собственность может быть и должна быть общественная не на словах, но на деле. В слабом, но не случайном варианте на эту форму собственности выходят те же народные предприятия Соединенных Штатов Америки, благодаря которым американцы вернули первенство на мировом автомобильном рынке, когда их обогнали японцы. Но и в Японию и в Западную Европу форма собственности, реально близкая к общественной сделала большой шаг. Самым лучшим и чистым вариантом ее является коллективно-долевая собственность, на основе которой действует объединение «Мандрагона», возглавляемое христианином-католиком. Все участники объединения ведут свою деятельность в рамках самоуправления и пользуются фактической экономической и социальной справедливостью.

Таковы перспективные земные основы справедливости. Если коснуться самых главных, но как всегда не очень зримых истин, то они не могли не существовать издревле в высших, глубоких, сокровенных, религиозных и «эзотерических» (обращенных к сокрытым тайнам) учениях. Древнейшие глубочайшие истины сосредоточены в Ведах. Согласно им, мировой порядок Рита предопределяет духовный порядок, в том числе справедливость. Из нее следует в процессе развития закон воздаяния за все, что делают люди – Карма. Каждый получает то, что заслужил. Это не внешнее принуждение, не произвол сверхличности, это естественное следствие наших поступков. Закон воздаяния, или Карма воплощает справедливость. От нас самих зависит, что мы имеем в текущей жизни. Что мы можем иметь в будущих жизнях. Это не просто историко-философский, один из многих других, теоретический момент. Если есть истина, она существует во все времена и, уж конечно, независима от моды или господства той или иной идеологии, самой «сверхнаучной», которая рассыпается в ближайшем времени. Веды подтверждаются на протяжении всех столетий бескорыстными умами вне социальной и исторической суеты. В наше время в условиях российской жизни мы для примера можем привести исследования Сергея Лазарева, который на основе сосредоточенной широкой практики обозрения всей человеческой мысли и, даже поиска в опыте разных народов, пришел не только к теоретической, но к психологической способности, подтверждающей учения древних Вед, даже независимо от них самих. Способность видеть «поле» человека, ближайшие предшествующие жизни и действительность такого видения доказывается практически. Связи и выводы из предшествующих жизней лечат человека сперва морально, духовно, а потом буквально, физически в текущей жизни. Это самое наглядное доказательство однозначности существующей истины. И всякий, кто в ней сомневается имеет личную способность усомниться, оспорить или же убедиться в ней.

Соседние файлы в папке умк философия для мос ап-2012