Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
умк философия для мос ап-2012 / Философия педагогики Жаринов.doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
1.11 Mб
Скачать

II. Философия и основные сферы воспитания.

Как уже отмечалось, существует иерархия потребностей и форм сознания по их значимости в духовной жизни, образовании и воспитании. Нравственность – основадуховности. Религиозное сознание при всей его проблематичности, в силу самых различных оценок и понимания, связано с высшиммировоззренческимотношением к действительности. А эстетическое сознание пронизываетвсякоечеловеческое отношение, все формы сознания на высшем ценностномуровне, на уровне совершенства.

Однако значение приведенных ниже разделов многократно усиливается еще по одной и самой главной причине. Нельзя всерьез говорить об эстетическом воспитании, не зная, что такое эстетическое.А природа эстетического не раскрыта до сей поры в самой эстетической науке и остается в рамках дискуссии.

Выше мы изложили единую системную основу для категорий этики. Лишь с учетом ее можно дать развернутое изложение ведущих этических категорий. Суть религии и религиозного отношения в наше время, на взгляд автора, получает возможность фактического обоснования, как того требует наука. Отсюда и пути к научной систематизации различных религий и вскрытие их главной сути, понимание которых также предлагается в следующих разделах.

Моральное – эстетическое – религиозное образуют своеобразный треугольник, в центре которого находится как равнодействующая всех сторон жизни, сама суть ее – социальная. Сердцевина социального – политика. Для наших российских отечественных условий она насегодня тоже итожится поиском русско-российской национальной идеи, которая в положительном смысле призвана выступить основой патриотического воспитания.

Рассмотрим последовательно философско-теоретическую основу морального, эстетического, религиозного и патриотического воспитания.

1. Философия нравственного воспитания. Ведущие категории этики. Человеческая ценность

Кто не знает, что споры о нравственных понятиях являются наиболее сложными и запутанными. Считается, что главные категории этики – добро и зло. Но как с иронией уже замечено, мораль выводится из добра и зла, а добро и зло из морали. То есть образуется замкнутый круг, который не дает ясности смысла, понимания, и тем более, научности трактовок. Вопрос, что есть добро, может звучать также многозначно и беспомощно, как знаменитый вопрос, обращенный Пилатом к Христу: что есть истина? Проблемы этики – это смысла ее категорий. И, в первую очередь, главных категорий, на которых все зиждется – добро и зло. Мы видим, что уже из кратко обрисованного положения, надо выходить из замкнутого круга. Это подтверждает и более серьезный подход – рассмотрение проблемы по существу. Этика – наука философская, а это значит, что она ею не только называется, но и должна учитывать все положения общефилософской мысли, единого и достоверного взгляда на суть мира и человеческого бытия.

Мир раздвоен. Таков всеобщий мир. Это раздвоение проходит и вглубь живой материи, вглубь самой жизни. Сущность жизни и ее исходное начало, отличие живого от неживого – в наличии потребности у живых существ. Потребность – начало, сущность, движущая сила и ориентир жизни. Именно она отличает живое от неживого. Именно с нее рождается великий, бесконечный и многокрасочный сложный до трагизма и до крайних ужасов, но величественный мир жизни. То, что удовлетворяет потребность, предстает как ценность. Это фактически общепризнанный момент в незаумной, здравой философии. Но, потребность потребности рознь. Есть потребности, которые чернят и уродуют жизнь. Они ведут к антиценности. И забегая вперед, можем отметить, что так называемая утилитарная школа в этике, сводившая все к пользе и к стоящей за ней потребности, не сумела довести свои идеи до истинно философских высот, до диалектики положительной и отрицательной потребности, до ценности и антиценности, до прогресса и регресса человеческой жизни. Одним словом, до критерия потребности, каким выступает эволюция жизни. Положительные потребности соответствуют эволюции, то есть восхождению, обогащению жизни, а отрицательные потребности (негативные, аномальные, паразитические, болезненные, противоестественные и т.д.) ведут к деградации, к вырождению жизни, к процессу противоположному великой эволюции (деволюции).

Поняв простую суть ценности от начала до конца, мы можем так же ясно представить суть человеческой ценности. В чем она? Она не просто в пользе. Польза, действительно, понятие слишком узкое. Если его понимают по значению в конкретной ситуации, то она бессильна в объяснении безграничных понятий добра и зла, ценности и антиценности, морали и аморальности. Если ценность – это способность удовлетворять потребности, то человеческая ценность – это тоже способность удовлетворять потребности, но способность конкретного живого человека, способность в отношении окружающих людей и мира, в котором они живут.

Прежде, чем идти дальше, обратим внимание, что если это так, то потребность в человеческой ценности должна сидеть в нас самих, как зов самой Природы, как самая глубинная суть нашего существа. И это, действительно так. Большие истины не прячутся для особых демонстраций. Истина – вездесуща. Она живет в большом и в малом, в великом и смешном, в значимом и пустяковом, в мудром и бестолковом. Вот самый простой, но многозначащий факт: люди в компании, совершенно незнакомые, простые земные люди, «расслабившись», подвыпив, не имея никакого отношения к философии, кроме презрения к ней, вдруг задаются философско-этическим вопросом, обращенным конкретно друг к другу: «Ты меня уважаешь?». Это сокровенный вопрос, который прорывается у людей в характернейших ситуациях, когда они хотят найти что-то самое ценное и в себе и друг в друге, поговорить об этой живой, ощутимой, несомненной ценности, о ее судьбе в текущей жизни. Своей и рядом стоящего человека.

Люди могут спорить порой и о проблемах добра, что господствует в мире: добро или зло, каковы судьбы, каковы взгляды людей в мире этих роковых и малоизвестных, но всесильных начал. Однако главный вопрос говорит сам за себя. Устами простого человека, даже очень подвыпившего, говорит общечеловеческая природа. Ее главный вопрос несомненен: ты меня уважаешь?

Как же можно ответить на этот вопрос. На каком правиле, законе должен основываться ответ?

Но что значит: ты меня уважаешь? Это значит, что я вижу в тебе нечто достойное, я вижу в тебе человеческую ценность. Только и всего. Но это напрямую. На чем же основана сама человеческая ценность? Каждый уже может ответить сам – стоит лишь подумать последовательно и внимательно. И каждый придет к ответу, который уже кратко и просто упомянут – человеческая ценность в способности удовлетворять потребности других людей. И чем выше в нас эта способность, тем выше наша ценность. Только и всего. Мы можем мнить себя гениями, великими людьми, полубогами, случайно не признанными. Да, мы слишком часто не получаем одновременного признания открывшихся в нас светлых возможностей, способностей наших. И, даже более того, когда мы несем нечто неожиданно новое миру, он может «от растерянности» нас не очень понять. Но реальная ценность людей всегда восходит к тому или иному масштабу удовлетворять потребности и материальные и духовные окружающих людей. И чем шире круг этих людей, тем значимее и масштабнее сама человеческая личность. Ничем другим человеческую ценность не определить. И мы уже уточнили – единственное, что надо не забывать – речь идет о потребностях положительных, а именно о потребностях, способствующих эволюции – развитию, восхождению, обогащению жизни. Человеческая ценность красит мир. Это высшая ценность. И единственная ценность, которая сознательно действует, живет и дышит ради других.

На этом фоне можно понять все детали. Если кто-то живет с величайшей мечтой собственной самоценности, делает из этого смысл существования, добивается положения, званий, степеней, власти и продолжает жить только своим «Я», и, более того, давит всех, кто ему мешает – такой человек воплощает человеческую антиценность. Вот парадокс, который он не в силах осознать. Все сверхчеловеки, которые рубили и крушили все вокруг, чувствуя себя людьми особой ценности, на самом деле, были самыми бедными, беспомощными и жалкими. И это при том, что у них мог быть реально незаурядный интеллект, мощные чувства и великая воля, но все это служило антиценности – уничтожению, убиению, разложению окружающей жизни и, зачастую, неслучайно разложением в любых формах завершается жизнь этих псевдогероев.

Загадка человеческой ценности интересна, как все ненадуманные проблемы и как все значимые проблемы она неизбежно уходит в спор. Но мы уже видели, что реальность ценности человека и культ ценности какой-то личности – это совсем не одно и то же. Истинно ценная личность не закрывает других, не мешает другим и, тем более, не подавляет других. Поэтому не будем бояться масштабов и воспевания человеческой ценности. Здесь эгоизм исключен. Эгоизм антипод прекрасной человеческой ценности. Человеческая ценность служит людям, и мы можем понять, почему человек с меньшей человеческой ценностью не уязвляется безутешной завистью и надрывным страданием, но бросается самоотреченно на защиту большей человеческой ценности. Когда агентура властей решила уничтожить патриарха Тихона, один из монахов бросился, буквально, наперерез пуле, и успел закрыть большую человеческую ценность. Александр Матросов (а за этим именем, как символом, стоят сотни подобных, реальных и исторически достоверных), закрывая грудью амбразуру, служил своей жизнью другим человеческим ценностям: друзьям по взводу, роте, наступающему подразделению, армии и фронту, народу и эпохе, их правде и справедливости. В этом заключалась его ненадуманная прекрасная ценность. Он удовлетворил потребность в победе многих людей, всей страны на каком-то крохотном, но страшно важном участке. Жертвовать своей ценностью, ценностью человека во имя других человеческих ценностей – это естественная потребность, долг и не придуманная норма. Боец, рванувшийся на огонь фашистского пулемета, не был философом, он был человеком, наделенным истинной бессмертной ценностью. Он был и остался антиподом тех, кто мнит себя великими, необычными, многозначащими, тех, кто не догадывается о своем реальном безнадежном ничтожестве.

Мы видим, что сам собою выплывает вопрос: быть или казаться? Отсюда – две категории людей. Читающий пусть мужественно определит к кому он относится. Что важнее для него – быть в глазах окружающих великим или несмотря, или даже вопреки их мнению действительно быть великим. С самых ранних лет мы неосознанно стремимся к нашей главной ценности – ценности нашей личности. Но даже добрые и умные в силу случайных и неслучайных обстоятельств могут ошибаться. Действительно – казаться и быть не одно и тоже. А если присмотреться, это прямые противоположности. От этого может стать даже горько. Хорошо, когда тебя почитают, хвалят, признают, восхищаются тобою. Но ведь это может достигаться и недостойной ценою. Люди самовлюбленные это знают. Они идут на обман для того, чтобы казаться хорошими, талантливыми, и доказывают свое банкротство тем, что подчас выдают себя за других людей. Они любят фальшивые документы и, уж тем более, нечистые пути к их формально верному обладанию. История мира знает массу корыстных самозванцев, авантюристов, проходимцев любого рода. Но еще более широка категория карьеристов, которые создают ореол собственной ценности любыми путями, оскверняя и уничтожая вместе с ценностью других, тем более достойных людей, свою собственную ценность. Понимать все это – вещь не только простая, но и значимая. Она имеет глубочайший смысл, как многие другие простые истины.

Следует отметить, неотделимость человеческой ценности от всех других ценностей. Ведь человек реализует свою ценность в чем-то внешнем. Или в поступке, или в открытии истины, или в творческом создании исключительно значимых вещей. Человеческая ценность и любая другая ценность – это единый мир ценностей, нераздельных, где одно проявляется, дополняется в другом. Остается указать, что ценность человека в зависимости от масштаба, может проявиться в кругу близких людей (не забудем о показной ценности), в рамках данного общества или местности, в рамках страны, части света, всего мира и человечества, в рамках короткого времени или длительного, в рамках эпохи или всемирной истории. Перед нами, нуждающимися в собственной ценности живыми людьми, от устремлений которых зависит все, стоят заманчивые и трудные ориентиры. Начинать надо с малого. Надо очистить душу от грязи и позора. Последующая дорога окажется легкой и быстрой до определенных пределов. Но новые трудности – это новое возвышение, новые победы и новое торжество. В жизни все делается трудно, но именно жизнь и приносит радость, и для нее важны точные, правильные ориентиры, принципиальная ясность. Враги нашему величию – мы сами. Других врагов нет. Есть простое стихотворение, одно из бесконечных свидетельств, что мешает величию каждого живого. Мир каждый день стоит перед проблемами, но один считает, что они ему не под силу (это может быть и так), а другой берется за них. И, если проблема не под силу постараемся, каждый на своем месте, хотя бы не мешать тем, кто разрешает ее со всей смелостью ради нас самих. Не будем поддакивать никакому злу, не будем подчеркнуто соглашаться, а тем более «подзуживать» порой нечистоплотных и негодяев. Один простой великий пример и отношение к нему в следующем:

Ученый, сверстник Галилея,

Был Галилея не глупее.

Он знал, что вертится Земля,

Но у него была семья.

И вот, садясь с женой в карету,

Свершив предательство свое,

Считал, что делает карьеру,

А между тем, губил ее.

На осознание планеты

Шел Галилей один на риск.

И стал великим он.

Вот это, я понимаю, карьерист!

Все те, что рвались в стратосферу,

Врачи, что гибли от холер,

Вот эти делали карьеру,

Я с их карьер беру пример.

Я верю в их святую веру.

Их вера – мужество мое.

Я делаю себе карьеру,

Тем, что не делаю ее.

(Е.Евтушенко)

Критерий человеческой ценности помогает нам отделить ложную ценность от истинной. Например, в мире существуют отдельные местности, где обитатели живут выращиванием наркотического мака и прочих наркокультур, контрабандой, жульничеством, попрошайничеством и, наконец, воровством и разбоем. Будет ли признание в такой среде выражением человеческой ценности? Но главное в другом. В исторических типах человеческой ценности. Они никогда не были постоянными от глубинных начал человеческой истории. В раннем обществе, когда пещерный человек, человек стада мало отличался от животного, главной ценностью была сила. Носитель ее и воплощал человеческую ценность. Потребность возместить недостаток физической силы и, в любом случае, как-то дополнить ее, породила военную силу, специальные средства, искусственно создававшиеся людьми. Их применение вкупе с психологической доблестью привели к триумфу военной силы и ее обладателей. Но особенно выделились по сравнению с физическими титанами, полководцы. Забота о создании искусственных средств в борьбе за существование приводила к развитию производства вообще. От уровня производительных сил, в конце концов стала зависеть военная мощь. Экономическая конкуренция постепенно заменяла в качестве ведущей военную конкуренцию. Появился новый герой – носитель экономической мощи – сначала торговец, затем предприниматель, создатель производства. И, наконец, крупный вершитель финансового капитала.

Носители духовных ценностей, их творцы, гении и таланты были фактически под пятой у правителей, полководцев, у тех, кто владел богатствами мира. Но с развитием экономического и материального производства, с конкуренцией целых классов рождался вслед за физической, военной и экономической новый тип всеобщей конкуренции – политической. На арену выходят не только лидеры государств, главы и члены правительственных кабинетов, но политики вообще. Фигура политического активиста становится в обществе модной. Судьбы власти отныне определяются не на полях сражений, а в выборных баталиях. Соответственно, начинает цениться тип человека, наделенного даром оратора, блещущего энергией, способного увлекать, наделенного «харизмой».

Последние стадии, которую прошел наш мир (или проходит в зависимости от различий стран и материков) – это стадии экономической и политической конкуренции. Останавливается ли на них наш мир навечно? Уже сейчас вполне определилась новая ценность и ее герой. Мы ощущаем повсюду процесс компьютеризации. Она захватывает все сферы жизни – политику, бизнес, производство, любые процессы управления. Компьютеризация – четкий показатель нового типа исторической конкуренции в мире. Это интеллектуальная конкуренция. Она позволяет выделиться людям, подчас независимо от связей, положения в обществе и социального происхождения, заявить себя независимо от социальных регалий и званий. Интеллект есть интеллект. Но, как и в любой конкуренции, любой борьбе, будем помнить, что и здесь свои плюсы и минусы, свои положительные и негативные герои (приснопамятные хакеры – пример «героического» негатива). Всегда перед вхождением в новую эпоху людям кажется, особенно по началу, что она и есть «вечный финал» истории. Ибо разглядеть последующую стадию слишком трудно. Но ее признаки налицо и в наши дни. Мир уже полнится магами и чародеями, экстрасенсами и гипнотизерами. Это новые плюсы и новые минусы. Как отмечала героиня произведений Владимира Мегре Анастасия: «Компьютеры ваши это просто железки». Человеческая природа безгранична в своих возможностях. Даже малое зернышко, как правильно замечает Анастасия, способно посрамить любой суперсовременный компьютер своей способностью раскрывать собственную жизнь через учет условий внешнего мира. Человек в сравнение даже не идет. Задача природы раскрыть природу человека. Человек – венец ее, и он сам вершит задачу самораскрытия. Впервые человечество вплотную приблизилось к ее великому разрешению. Духовная конкуренция – следующая стадия, которую мы можем прогнозировать. При стремительном развитии истории, которая всегда набирала и набирает темпы, эта стадия фактически не за горами. Она даст человека в раскрытии его высшей ценности, высшей способности, в раскрытии его духовной силы. Эта сила без громких слов – бездонна. Она шаг в мир бесконечности. Шаг буквальный.

Что же может означать этот бесконечный мир? Мы ограничены в наших чувствах. Мы не выходим за их пределы. Но те способности, которые связаны с духовной конкуренцией и самораскрытием человека, впервые нас выводят в мир, который назывался потусторонним. Люди не ощущали его реальности и по праву сомневались в нем. Правда, они доверяли тем, кто не от мира сего, великим религиозным учителям, пророкам, святым, которые имели доступ в этот особый мир. Теперь исторически назрела пора вхождения человечества в мир ранее не доступный. И мы можем обратить внимание, что тем самым свершился переход от полюса к полюсу. От физического типа конкуренции к духовному. Это говорит о реальности новой стадии, как заключительной. Эта стадия может стать сама началом новой истории дальнейшего развития и углубления человеческой духовности.

Мы успели заметить, что говоря о человеческой ценности, мы выходим неизбежно на все основные нравственные понятия: добро и зло, уважение и честь, достоинство и справедливость. Это подтверждает, что понятие человеческой ценности является основополагающей нравственной категорией. От нее зависит отсчет прочих важнейших понятий, определение главных принципов и положений морали.

Соседние файлы в папке умк философия для мос ап-2012