Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
умк философия для мос ап-2012 / Философия педагогики Жаринов.doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
1.11 Mб
Скачать

Достоинство, уважение, честь

Говоря о человеческой ценности, как исходной сути для моральных понятий, мы тем более можем вспомнить об этом, когда говорим о нашей собственной ценности. Именно она проявляет себя в понятиях достоинства, уважения, самоуважения, чести. Каждый из нас чувствует душою и сознает, что все три понятия неотделимы от одного – человеческой ценности. Не боги горшки обжигают. Каждый видит – уважение это признание человеческой ценности со стороны окружающих, самоуважение это искренне признание человеком собственной ценности и честь – это признание ценности человека на более масштабном, высоком, на более «красивом» уровне. Уважать или не уважать – это дело близких людей. Честь – категория более гордая. Это признание ценности на уровне общества, на уровне широкого круга людей. Такова простая суть этих значимых понятий, которые нам не случайно дороги. Но в том и сложность жизни, что на пути к ценностям достоинства, чести и уважения мы сталкиваемся с множеством проблем. Наши достоинства могут не признавать. Нас могут незаслуженно лишать чести. Нас могут несправедливо не уважать. И уже из этого мы видим, что всегда, и в данном случае тоже, интересующие нас понятия связаны с другими этическими представлениями – справедливости, добра и зла. И все же, рассмотрев в прошлом, или при рассмотрении в будущем некоторых понятий, мы можем уверенно говорить о данных категориях и даже понимать на уровне четкого смысла их связи с теми понятиями, которые мы формально, специально еще не рассмотрели.

Каждый человек, даже самый плохой, даже не уважаемый, не может жить без уважения. И если мы чувствуем, что нас лишают уважения незаконно, нас спасает самоуважение. А вот без него мы уже не проживем. Если только не окажемся на уровне подонков и действительно недалеких людей, которых ничего, кроме пищеварительных процессов и биологии не интересует. Но даже у таких людей есть мать, любящие их и любимые люди. И их мнение не безразлично. О рабстве, о зависимости от чужого мнения можно говорить, когда за ними нет справедливой основы. Но если мы чувствует на себе слезу матери, слезу любящего нас человека, как мы можем быть безразличны? Поэтому уважение, самоуважение – это живая почва наших отношений, живая суть нас самих, наших ценностей и того как нас понимают.

Жизнь загоняет нас в русло, которое мы, прямо скажем, не выбираем. Мы где-то рождаемся и даже переезжаем, подчас вопреки воле. А если и рады переменам в нашем положении, то насколько они оправданы – Богу известно. Но при всем этом, мы чувствуем, чего нам хочется для себя, и в каком свете мы предстаем в итоге всех наших желаний и устремлений. Мы хотим предстать с любовью к самим себе. Это то же самое, даже большее, чем уважение. Через самоуважение и уважение окружающих мы находим гармонию в мире. В нашем небольшом личном, но главном в мире, которым мы повседневно живем. Но если мы этот мир, это течение жизни, как заметили, не всегда выбираем, то разве окружающая среда не может не совпадать с нашими действительными, тем более достойными, положительными ожиданиями и потребностями. И при несовпадении их мы оказываемся в конфликте. Мы можем уважать себя, но тогда не уважают нас. И наоборот. Всякая личность отличается просто от человека «индивида» тем, что способна ощутить эту разницу. Мы становимся личностями, когда мы способны на выбор, когда мы не идем радостно и легко в каком попало потоке, ведь жизнь сплошь и рядом – это спор потребностей, это столкновение дурных и хороших вкусов, дурных и хороших кругов, обществ, компаний. На это надо обратить внимание любому из нас, когда мы растем, формируемся, становимся и хотим стать личностями.

Достоинство измеряет степень нашей человеческой ценности. Это главное. Но одновременно, это и наша потребность. Она может быть внутренней, тогда мы достигаем истинного достоинства. Мы стремимся к нему вопреки обстоятельствам, но потребность в достоинстве может быть чисто внешней. Такое формальное достоинство, тяга к нему порождает конформизм. Это погоня за внешним признанием нашей ценности и достоинства. Это угодливость перед сильными мира сего, перед любыми обстоятельствами, любым обществом и политическим строем. Знаменитый философ Эммануил Кант еще в XVIII веке сделал акцент на внутреннем достоинстве человека и поставил его в зависимость от разума, как особой черты «особого достоинства» человеческой природы. Кант правомерно подчеркивал, что все в мире может служить средством, но только человек может быть, должен быть самоцелью, но средством – никогда. Исходя из общечеловеческой природы, каждый имеет право на достойное отношение к себе, на самоуважение. Одновременно, по Канту, мы должны признавать достоинство других. Нет более значимых и менее значимых в достоинстве, если иметь ввиду одну, специфическую человеческую природу.

Религия также выделяла особое достоинство человека в мире. Это достоинство основывается со Всевышним. Человек – искра божья, но неотделимо от признания достоинства человека, в религиях, как правило, живет убежденность в его грешности. Религиозные учения ищут путь к разрешению этого противоречия. Великая древняя религия Вед, Индуизм, как одно из его продолжений и, особенно, школа Йоги стремятся утвердить природное достоинство человека через его совершенствование, через утверждение господства духа над материей в самой личности человека. Христианская религия ищет исключительно моральные пути – отрешенность от земного бытия, любовь к всевеликому духовному миру в лице Бога, культ потустороннего Бытия. И религиозные и безрелигиозные учения при любых различиях философски видят достоинство человека в его возвышении над слепым, животным миром.

Самосознание достоинства порождает достойность. Совокупность самых ценных черт личности, неотделимых от самоуважения и уважения других людей. Что же лежит в основе достоинства, как проявления человеческое ценности. Как степени измерения первым второго. Налицо следующие факторы. 1. Основа достоинства – наши положительные потребности. 2.Наше достоинство определяется духовными и, прежде всего, высшими потребностями – моральными и мировоззренческими (философскими и религиозными). 3.Наше достоинство определяется творческой силой потребностей, нашей созидательной способностью. Отсюда четвертый фактор – способность преодолевать препятствия на пути высших и положительных потребностей, на пути преобразующего воздействия на мир.

В жизни мы прекрасно знакомы с формальнымш достоинством. Оно в деньгах, наличии веса в общества, власти, известности и славе, подчас неоправданных и, даже, по сути, компрометирующих людей. И если мы говорим о социальной стороне достоинства, то опять вспоминаем о чести. Как правило, нам необходим хотя бы минимум общественного признания для нормальной жизнедеятельности. И этим «минимум» конкретно является репутация. А минимум требует, чтобы его отстаивали и поддерживали. Не случайно восточная пословица издревле гласит: «Деньги потерял – ничего не потерял; здоровье потерял – много потерял; честь потерял – все потерял. Лучше бы тебе и не родиться». Тождество достоинства и чести, их гармония зависят от степени взаимопонимания общества и личности. Но, как правило, великая личность опережает существующие «стандарты» ценностей и морали. Классическим примером пренебрежения официальными стандартами может быть случай с Кромвелем, когда ему сообщили, что собралась громадная толпа, желающая его приветствовать, он ответил: «их собралось бы еще больше, если бы меня повели вешать».

Способность человека переносить непонимание и, даже, незаслуженное оскорбление, преследование со стороны общества проявляются в особом качестве – смирении. Это трудное искусство – принимать несправедливость жизни вообще, не теряя любви к миру и людям. И, прежде всего, подавляя агрессию, которая, как утверждают религиозные учения и эзотерическая философия, ведет к болезням и распаду личности. Мы сталкиваемся в настоящее время с ощутимой социальной несправедливостью, которая проявляется в отношении широких масс людей – пенсионеров, провинциальной молодежи, всех малообеспеченных и незащищенных. И эта несправедливость материальная, правовая, политическая и, прежде всего, моральная. Чтобы ее сносить нужны продуманные и неслучайные установки в жизни. Надо уметь правильно противостоять социальной несправедливости, а история знает изощренные средства для ее утверждения, для унижения человеческого достоинства. Это деготь и камни, это позорные столбы и физическое бичевание, но это, прежде всего, идеология несправедливости, которая давила и порабощала. "«Лучший, талантливейший поэт советской эпохи» Вл.Маяковский, в частности, писал:

«Голос единицы тоньше писка, кто его услышит, разве жена? Да и то, если не на базаре, а близко». Тем достоинство личности всецело попиралось интересом класса, государства, а фактически интересами диктаторской верхушки.

В нашей жизни мы проходим через различные этапы. Мы проходим через особенности собственного возраста и, если шестнадцать лет – это кульминация, когда подрастающая личность испытывает потребность в индивидуальности своей личности, то в более позднюю пору, на уровне подсознания и сознания, нас буквально убаюкивает простое правило – «быть как все». После этого человек, усвоивший такой мудрый принцип, перестает быть личностью. Если сказать жестко, он ломается, и мы знаем, что не сломаться бывает трудно. Но тот, кто не сломался сохраняет самое ценное – способность помнить, что при всех надрывах и злоключениях он остался самим собою. Такие люди и только они всегда способны к истинной жизнерадостности и напоминают окружающим детей. Это потому, что они сохранили свое сокровенное «я», данное им в детстве и спасенное при любых превратностях последующей жизни.

В настоящее время мир уходит от исторических условий, когда достоинство наследовалось как социальный сословно-классовый признак. Когда-то и очень длительное время люди от рождения делились на достойных и благородных и недостойных и подлых («черный люд»). Наша эпоха открывает путь трудного, но реального самоутверждения личности. В буржуазном обществе уже не первый век ценится, прежде всего умелец. Если не хозяин-предприниматель, то профессионал, мастер дела, специалист высокого класса, организатор или ученый. Но всякое время противоречиво. Мы одновременно, по мере капитализации стали входить в «массовое» общество в «массовую» культуру, которые пренебрегают сокровенной и тонкой индивидуальностью человека, унифицируют людей. «Не стереться», сохранить собственное лицо, найдя выход для творческой энергии в окружающем мире, не поддаться вульгарной моде потребительского общества – это искусство, это условие сохранения нашего сокровенного, внутреннего достоинства.

Неотделимо от понятий и переживаний человеческой ценности и достоинства, чести и уважения такое особое понятие как гордость. Мы отмечали, что это высокая самооценка. Но если она завышена, неоправдана – это гордыня. Гордость – следствие активной жизни, ее победоносные результаты, радующие последствия нашего целеустремленного роста. Гордость всегда хороша. В ней часто видят совпадение общественных и личных оценок. Но не забудем, что те и другие оценки должны вырастать на действительно здоровой почве. Ведь гордиться может и фашист, и прислужник кровавого режима любой масти, и окружение станет его всецело поддерживать. Тут следует упомянуть о социальной гордости. Она касается не только отдельного человека, но любой общности, с которой человек отождествляет себя. Мы способны гордиться не только собой, но и нашим родом, профессией, классом, национальностью, общественным движением, в котором участвуем, партией, страной и т.д. Самоотождествление себя и группы, себя и широкой общности, несмотря на претензии на самобытность остро свойственно юношескому возрасту. Мы знаем как последователи различных групп и объединений любовно выделяют себя через общие символы, моды, прически, манеру поведения и т.д. Слепая социальная гордость – лучший способ нивелировать личность и уж тем более, если это общность связана с негативными и патологическими потребностями и устремлениями.

Наша гордость воспринимается по-разному. Мы можем столкнуться с ответным восхищением. Мы можем столкнуться и с завистью. Последняя представляет негативную реакцию на превосходство чужой ценности. Зависть может проявляться через открытую, но чаще скрытую, ненависть. Нередко она бывает противоречивой, когда уважение человека переживается вместе с «недолюбливанием» его же достоинств. Не случайна сдержанная форма гордости. Она может учитывать и внешние обстоятельства и внутренние побуждения, сознательные, «идущие изнутри» мотивы. Сдержанная гордость тождественна скромности как соразмерной оценке. И эта сдержанность объективна, ведь мы знаем не только то, что поет сейчас в нас гимном торжества и победы, но мы помним себя и в обычном полном объеме. Сознаем свое несовершенство, оставшиеся в нас недостатки, которые, естественно и оправданно вряд ли позволяют нам слишком упиваться реальными успехами. Но соразмерность не случайно исключает искусственное «сверхощущение» собственных недостатков, которые мешают нам быть счастливыми, даже в минуты лучших побед. Такая неотвязчивость внутренних негативов порождает ложную скромность, когда человек не делает исключения для счастливых случаев восхищения собой, радости за себя.

На противоположных позициях – гордыня. Человеку легко поддаться настроению минуты и всего текущего времени, полностью забыть и о просчетах и недостатках. Успех может вскружить голову. В таком случае при полном некритическом отношении к себе рождается иная крайность – гордыня. Это гордость, позабывшая об истине, о совести. Символом гордыни выступает Сатана. В рамках истории человечества, в рамках самых разных религий этот образ противостоит Богу как самонадеянность и самовлюбленность, не способная к истинной оценке себя и окружающего мира. Подобные черты как раз и неотделимы от гордыни. В обычной жизни ее гранями являются самодовольство, себялюбие, спесь и чванство. Здесь завышенная оценка не отделима от презрения к окружающим. Гордыня и заносчивость это одно и то же. В них проявляется инстинкт эгоизма, когда он не контролируется всеми нашими спасительными способностями – совестью, здравым рассудком, мнением близких людей и т.д.

Все негативы человеческого достоинства, как всегда, своим контрастом подчеркивают природу истинной ценности человека: достоинство и честь в развитых обществах охраняются законом. Существуют специальные статьи гражданского законодательства, которые защищают наши честь и достоинство. Практически мы должны помнить об этом. При всех несовершенствах нашей демократии мы имеем подступы к правовым рычагам защиты своей ценности, ибо масштабы беззакония в отношении человеческой личности до сих пор слишком дают себя знать. Через беспредел самого разного рода. Но наиболее болезненным социальным и экономическим беспределом является пренебрежение нашим достоинством, нашими неотъемлемыми моральными правами. Забота о достоинстве – дело каждого из нас. И тут проявляется наша моральная состоятельность, насколько мы можем реально противостоять любой аморальности. Но еще важнее помнить другое: помимо земного права есть сокровенные нити всеобщего бытия, которые связывают нас с великодушием всепрощения и любви. И если дело не в нашей трусости и бездеятельности, то именно скромность, как форма достоинства и любовь к врагам своим спасает нас от агрессии. Мы должны вершить свои дела, добиваться результатов, но внутреннее, морально и психологически должны устранить любые мотивы ненависти, злобы, презрения и, даже, недоверия, когда оно проявляется в качестве эмоциональной инерции. Видеть мир, каков он есть, делать что надо, любя даже недругов – это то искусство, которому учились все лучшие люди от древних веков. Наше время исключения не составляет.

Соседние файлы в папке умк философия для мос ап-2012