Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вариант№1(политология).doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
612.86 Кб
Скачать
  1. Политическая мысль Нового Времени

В XVII в. в Западной Европе началось революционное низвержение сословно-феодального строя. От начала революции в Англии исчисляется Новое время – период истории, сменивший средневековье. Идеологическим знаменем антифеодальных движений было протестантство, но их концептуальным выражением стали теории естественного права и общественного договора, основанные на рационализме - т.е. оценке общественных отношений с позиций “здравого разума”, применение к ним правил логики и природного равенства людей. Классическим воплощением нового мировоззрения явилась теория естественного права, основанная на признании всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом.

Крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583–1645 гг.). Исходный пункт учения Гроция – природа человека, социальные качества людей, он различает право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является человеческий разум и стремление к спокойному общению человека с другими людьми. Волеустановленное право (делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права. “Естественное состояние”, когда не было ни государства, ни частной собственности, но развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства. “Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть”.

Теория естественного права отвергалась сторонниками короля, которые ссылались на священное писание. Среди защитников абсолютизма в период революции очень сложную позицию занимал английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679 гг.). Он написал ряд произведений; основное из них – “Левиафан, или материя, форма и власть государства” (1651 г.). Гоббс строил свою теорию на изучении природы и страстей человека, его мнение о страстях и природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: “человек человеку – волк” (homo homini lupus est). Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в “состоянии войны всех против всех” (bellum omnia contra omnes). Пагубность такого состояния понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума. Законы гласят, что следует искать мира; и нужно отказаться от права на все. Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого Гоббс определял как “единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты”. Власть суверена абсолютна: ему принадлежат право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены суверену – правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет. Он отдает предпочтение неограниченной монархии (благо монарха тождественно благу государства, право наследования придает государству искусственную вечность жизни и т.д.).

Политико-правовые итоги английской революции получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632–1704 гг.). Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит из представления о “естественном состоянии”. Особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние – “состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью”, “состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. К естественным правам относится собственность: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Законы обеспечиваются наказанием нарушителей в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами. Абсолютная монархия – один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Отсюда – одно из основных положений теории Локка: “Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества”. Государственная власть не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Отсюда проистекает концепция разделения властей, которую он теоретически обосновывал такими чертами природы человека, как способность разума создавать общие правила и руководствоваться ими (законодательная власть), способность своими силами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям (суд, исполнительная власть), наконец, способность определять свои отношения с другими людьми (этим обусловливается так называемая союзная, или федеративная, власть, ведающая международными отношениями). Вместе с тем из слабости человеческой природы, склонности к искушениям теоретически выводилась необходимость специальных гарантий законности и прав граждан (в том числе разделения властей, недопустимости политических привилегий). Теория разделения властей отражала опыт английской революции и ее итоги.

Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755 гг.). Он создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации. На общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин. Эти причины делятся на две группы: физические и моральные. Физические причины: климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и др. Например, на юге климат жаркий, там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких странах “обыкновенно царит деспотизм”. Наоборот, на севере, где климат суровый и преобладают бесплодные земли, люди закалены, храбры и свободолюбивы. Для северных народов характерны умеренные формы правления. Моральные причины: принципы политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законодательство народов сильнее, чем физические, и постепенно вытесняют их - “моральные причины влияют на общий дух, общий характер нации и должны более учитываться при выявлении общего духа по сравнению с физическими причинами”. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству. Монархия – это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь. Деспотия – правление основанное на беззаконии и произволе. Она держится на страхе и является неправильной формой государства. Принцип разделения властей состоит в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу.

Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712–1778 гг.). По его описанию, сначала люди жили, как звери. Они были равны между собой и свободны. По мере совершенствования навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи, и зарождались социальные формирования – семья, народность. Развитие цивилизации было сопряжено с появлением и ростом общественного неравенства, и регрессом свободы. Первым возникает имущественное неравенство. На следующей ступени появляется неравенство политическое. Последний предел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию. При народовластии возможна только республика, тогда как форма организации правительства может быть различной – монархией, аристократией или демократией, в зависимости, от числа лиц, участвующих в управлении.

Своеобразие немецкой идеологии на рубеже XVIII – XIX вв. определялось спецификой развития капиталистических отношений в Германии. Она извлекла уроки из опыта Великой французской революции и, стремясь предотвратить вовлечение широких народных масс в политику, добивалась компромисса с дворянством. Отражением этой линии явилась примиренческая позиция немецкого бюргерства по отношению к правящим классам.

Иммануил Кант (1724–1804 гг.) – родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания. Источником нравственных и правовых законов, по мнению Канта, выступает практический разум, или свободная воля людей. Стать моральной личностью человек способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности перед человечеством в целом. Моральная личность не может руководствоваться гипотетическими правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени, она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Философ приводит две формулы категорического императива. Первая гласит: “Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”. Вторая формула требует: “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”.

Правовая теория Канта тесно связана с этикой: право и мораль имеют один и тот же источник и единую цель (утверждение всеобщей свободы). Мораль основана на внутренних побуждениях человека и осознании им своего долга, тогда как право использует для обеспечения аналогичных поступков внешнее принуждение со стороны других индивидов либо государства. В сфере морали соответственно нет и не может быть общеобязательных кодексов, тогда как право с необходимостью предполагает наличие публичного законодательства, обеспеченного принудительной силой. По определению Канта, право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке. Он сформулировал основные идеи и принципы учения о правовом государстве.

Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.): исходным методологическим принципом его доктрины являлось положение о том, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаимосвязи. Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика – метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. Теория права приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики. Предметом же данной науки является идея права – единство понятия права и осуществления этого понятия в действительности. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа. Идея права в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность. По учению Гегеля, гражданское общество включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности, а также законы и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантировать общественный порядок. В целом гражданское общество представляет собой объединение индивидов “на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности”. Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне – собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).

В конце XVIII – начале XIX в. с осуждением Французской революции выступил ряд политических мыслителей. Наиболее известным из них был Жозеф де Местр (1753–1821 гг.). Политическая программа де Местра крайне реакционна. Она основана на представлении о греховной природе человека, способного делать только зло. Человек слишком зол, чтобы быть свободным, в его же интересах он нуждается в порабощении. Равным образом равенство противоречит и законам природы, и законам общежития. Греховность человека неизбежно порождает бесконечные преступления и требует наказаний. Человеком можно управлять, лишь опираясь на страх, даже на ужас, который внушает палач.

Своеобразную концепцию права и государства разработал Иеремия Бентам (1748– 1832 гг.). Он отвергал теорию естественного права. Бессмысленным является и понятие “общественный договор”, так как государства создавались насилием и утверждались привычкой. Единственно реальными интересами он считает интересы отдельных лиц, существование частной собственности и конкуренции рассматривает как необходимое условие реализации главного положения его концепции. “Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство”. Бентам приходит к следующим выводам. Закон сам по себе – зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его осуществлении возможны ошибки, но это зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность.