Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Psikhologia / Карпов А.В. Общая психология.doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
1.15 Mб
Скачать

Свойства ощущений

Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих ему. Первая из них — модальность.

Модальность является качественной характеристикой, в кото­рой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом нервным (Л.М. Веккер). Прежде всего, выделаются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т.д. Однако и каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зри­тельных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т.д. Характерис­тики ощущения могут совпадать или не совпадать с физическим описанием качеств раздражителя, которые соответствуют этим модальным характеристикам. Пример совпадения — твердость и упругость, а несовпадения — цветовой тон, соответствующий частоте электромагнитных колебаний.

Еще одна (пространственная) харайтеристика ощущений — их локализация. Иногда (как, например, в случае болевых и интеро-цептивных, «внутренних» ощущений) локализация затруднена, неопределенна. Другая проблема состоит в объяснении «объек­тивированности» ощущений, их «вынесенности» вне нас, хотя вызывающие их физиологические процессы протекают в анализа­торе. Этот вопрос подробно обсуждает А.Н. Леонтьев. Именно предметность, т.е. отнесенность к действительности, создает ощущение как психическое явление. Умение «проецировать» ощущения во вне приобретается, вероятно, очень рано, и решаю­щую роль играют при этом практические действия, моторика. Сначала предметная действительность выступает как объект при­способления организма, осуществляющегося в реальных контак­тах с ней. Интересна в этом отношении «проблема зонда»: когда мы пишем или режем что-то, ощущения локализованы на кончи­ке ручки или ножа, т.е. совсем не там, где зонд контактирует с кожей, воздействует на нее.

Интенсивность — это классическая количественная характе­ристика. Проблема измерения интенсивности ощущения является одной из главных в психофизике. Г. Фёхнер считал, что субъект не может непосредственно количественно оценить свои ощуще­ния. Однако С. Стивене не согласился с этим. Им были разработаны {46} так называемые прямые методы оценки интенсивности ощу­щения, например, когда испытуемый должен оценить в каких-то единицах (баллах, процентах и т.д.) величину раздражителя по сравнению с образцом.

Основной психофизический закон отражает связь между ве­личиной ощущения и величиной действующего раздражителя. Известны такие варианты основного психофизического закона, как логарифмический закон Г. Фехнера, степенной закон С. Сти-венса, а также предложенный Ю.М. Забродиным обобщенный психофизический закон. Законы Фехнера и Стивенса оказывают­ся при этом частными случаями последнего.

Следующая (временная) характеристика ощущения — его дли­тельность. Ощущение возникает позже, чем начинает действо­вать раздражитель, и не исчезает сразу с его прекращением. Период от начала действия раздражителя до возникновения ощу­щения называют латентным (скрытым) периодом ощущения. Он неодинаков для разных видов ощущений (для тактильных — 130 мс, для болевых — 370 мс, для вкусовых — 50 мс) и может резко меняться при заболеваниях нервной системы.

После прекращения действия раздражителя его след некото­рое время сохраняется в виде последовательного образа, кото­рый может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например, окрашенным в дополнительный цвет). Положительные последовательные образы мы обычно не замечаем из-за их кратковременности. Лучше всего изучены зрительные последовательные образы, хотя они имеют место и в ощущениях других модальностей. Последова­тельные образы в основном определяются процессами на пери­ферии анализатора, но зависят также и от нейродинамики в его центральном отделе. Например, его длительность в зрительной сфере резко увеличивается у больных, страдающих галлюцина­циями.

Возможности анализаторов отражать отдельные свойства раз­дражителей или тонкие различия между ними характеризуют пороги ощущений. Нижний абсолютный порог — это минималь­ная величина раздражителя, вызывающая ощущение. Верхним аб­солютным порогом называют максимальную величину раздражи­теля, при которой ощущение исчезает либо качественно меняется (например, превращается в болевое). Минимальное изменение ин­тенсивности раздражителя или его другого свойства, вызываю­щее изменение ощущения, — это разностный (или дифференциалъный) {47} порог. Величина, обратно пропорциональная порогу ощущения, называется чувствительностью. Наличие порогов предохраняет нас от информационной перегрузки и некоторых биологически вредных воздействий.

Частное от деления разностного порога на исходную величи­ну раздражителя, от которой он увеличивается или уменьшается, называют иногда относительным порогом. Эта величина (в отли­чие от разностного порога) в широком диапазоне изменения стимула является постоянной для ощущений определенной мо­дальности. Например, для ощущения давления она равна прибли­зительно 1/30, для силы звука — 1/10, а для силы света — 1/100. Последнее означает, что к 100 одинаковым лампочкам нужно добавить еще одну такую же, чтобы изменение освещения стало заметным.

От порога осознанного ощущения необходимо отличать фи­зиологический порог. Он оказывается преодоленным, когда энер­гии воздействия достаточно для мозгового возбуждения. Порог осознанного ощущения всегда выше физиологического: для воз­буждения рецептора в сетчатке достаточно 1 фотона, но светя­щаяся точка может быть видна лишь при действии 5—8 фотонов. Между этими порогами лежит подпороговая зона, или область субсенсорных раздражителей, которые не ощущаются, однако вызывают ряд объективно регистрируемых реакций (например, таких как кожно-гальванический или улитко-зрачковый рефлекс). Физиологический порог — это величина достаточно стабильная, поскольку он в основном определяется генетически.

Изучением и измерением порогов ощущений занимается пси­хофизика, основателем которой считают Г. Фехнера (1860). Ост­рая дискуссия развернулась вокруг понятия нижнего абсолютно­го порога. Пороговая концепция считала сенсорный ряд дискрет­ным. Нижний абсолютный порог при этом рассматривается как ноль на шкале ощущений, и, начиная с этой границы, раздражи­тель всегда вызывает ощущение. Такому взгляду противоречили факты непостоянства получаемого в опыте значения порога. Воз­никла концепция непрерывности сенсорного ряда, согласно кото­рой от теоретического понятия порога как определенной точки на континууме следует отказаться. Изменение же операциональ­ного порога, получаемого в процессе измерения, объяснялось постоянно меняющимся соотношением между благоприятными и неблагоприятными факторами, влияющими на порог. При этом сколь угодно слабый раздражитель иногда может вызывать ощу­щение. К.В. Бардин подробно анализирует разные подходы к {48} решению пороговой проблемы. Лучшим ее решением сейчас явля­ется, вероятно, психофизическая модель теории обнаружения сигнала, по которой сенсорный эффект от раздражителя всегда суммируется с обусловленным собственным возбуждением в сен­сорной системе. Для принятия решения о том, был ли сигнал на фоне шума, испытуемый использует критерий, который выбира­ется им в зависимости от ряда факторов (например, от цены ошибок типа «пропуск сигнала» и «ложная тревога»).

При измерении порогов ощущений они в разное время у одного и того же человека могут значительно различаться. Это объясняется действием многих факторов. Одни из них — экс­тренные — изменяют пороги быстро, но не надолго. Другие — длительного действия — вызывают постепенное и устойчивое из<-менение порогов ощущений. Примером первых фактрров может быть сенсорная адаптация, а ко вторым относится возраст. Кроме того, все эти факторы иногда делят на внешние (влияние окружения) и внутренние (изменения в организме).

Сенсорная адаптация — это изменение порогов ощущений при действии постоянного раздражителя. При полной адаптации ощущение вообще отсутствует. Таким образом, не допускается псрераздражение анализаторов и обеспечивается чувствитель­ность к очень слабым воздействиям. Особенно ярко адаптация выражена в тактильных, температурных, обонятельных и зри­тельных ощущениях. Например, после пребывания в темноте в течение часа световая чувствительность увеличивается примерно в 200 000 раз. Практически отсутствует адаптация к звуковым и болевым воздействиям. Адаптация идет с отрицательным ускоре­нием, т.е. в первое время наиболее быстро. Она зависит от интенсивности раздражителя и площади, на которую он дейст-мует.

Чувствительность возрастает при действии слабого околопо­рогового (или порогового) раздражителя соответствующей модальности. Это явление было изучено А. И. Бронштейном и названо им сенсибилизация, хотя часто данный термин использу­ют в другом значении. Например, А.Р. Лурия относит к сенсиби­лизации Случаи повышения чувствительности под влиянием физиологических или психологических изменений организма.

На пороги ощущений влияет мотивация, биологическая или социальная значимость раздражителя. Например, при создании интересной игровой ситуации дети демонстрируют более высо­кую остроту зрения по сравнению с ее измерением в обычных лабораторных условиях. Очень слабо светящаяся точка становится {49} видимой лишь после того, как ей придается сигнальное значе­ние (в эксперименте Г.В. Гершуни испытуемые, заметив точку, могли избежать удара током).

Пороги ощущений можно значительно понизить специальны­ми упражнениями, тренировкой. А.Н. Леонтьев, используя пропевание испытуемыми предъявляемых им для различения звуков, добивался того, что за несколько часов тренировки пороги снижались в 6—8 раз. При накоплении профессионального опыта к длительной тренировке добавляется фактор значимости, поэтому результаты особенно впечатляющи. Например, опытный шлифо­вальщик на глаз замечает просвет в 0,0005 мм, а непрофессио­нал — 0,01 мм.

С возрастом, под влиянием роста и созревания соответствую­щих структур мозга, пороги ощущений у ребенка понижаются. В частности, хорошо известно, что по мере взросления значи­тельно улучшается цветоразличение и повышается острота зре­ния. При старении процесс идет в обратном направлении. Так же постепенно теряется чувствительность к высокочастотным звукам.

Изменения в обменных процессах, эндокринные расстройства (в частности, гиперфункция щитовидной железы) тоже влияют на пороги. У беременных обостряется обонятельная чувствитель­ность, но повышаются пороги зрительных и слуховых ощущений, что биологически полезно.

К экстренным факторам можно отнести утомление, снижаю­щее чувствительность, и воздействие некоторых фармакологичес­ких препаратов и химических веществ.

Изменить пороги ощущений могут «побочные» раздражите­ли, т.е. воздействия другой модальности. Наконец, еще один способ — создание условной временной связи. Если слово «тем­нота» сопровождать включением света, вырабатывается второ-сигнальный условный рефлекс, когда произнесение этого слова будет повышать световую чувствительность.

Мозг человека функционирует как единая, целостная сис­тема, поэтому процессы, протекающие в одном анализаторе, зависят от процессов в других органах чувств, ^ту идею целостности организма (и нервной системы в частности) анализирует Б.Г. Ананьев, обсуждая сенсорно-перцептивную организацию человека и называя головной мозг единым ги­гантским анализатором. Рассмотрим два проявления взаимо­действия органов чувств. {50}

В результате действия раздражителей на один анализатор могут повышаться или понижаться пороги ощущений другой мо­дальности. Это явление изучено С. В. Кравковым, и, по его дан­ным, оно наблюдается в отношении всех видов ощущений. На­пример, сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый — повышает. Под влиянием сладкого, соленого и кислого чувствительность зрения повышается, а под влиянием горько­го — снижается. Изменения могут достигать нескольких десят­ков процентов от первоначальной величины и сохраняться долго. При психической патологии и поражении мозга (в частности, после сотрясения мозга) взаимодействие анализаторов часто уси­ливается, ослабляется или извращается, что целесообразно ис­пользовать в целях диагностики. Результат изменения порогов при воздействии на другой анализатор легко заметить и без лабораторных исследований. Еще М.В. Ломоносов писал, что на морозе цвета ярче. Более громким кажется голос лектора в тем­ноте, когда он использует диапозитивы.

Предложено несколько теорий, объясняющих механизмы дан­ного явления: взаимодействие процессов в близко расположен­ных афферентных нервных волокнах разных анализаторов; веге­тативная нервная система как главный посредник в межанализа­торных влияниях. Еще один подход отводит решающую роль межцентральным влияниям в коре головного мозга, активации центральных отделов анализаторов (например, нюханье веществ, не имеющих запаха, также повышает зрительные пороги). Еди­ная общая теория пока отсутствует.

Другое проявление взаимодействия анализаторов — явление синестезии. В узком (строгом) значении — это возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя дру­гой модальности. Истинная синестезия встречается очень редко (один случай на несколько тысяч человек).

Синестезией иногда также называют появление целостных об­разов-представлений при действии раздражителя другой модаль­ности. Наконец, о синестезичности говорят и при характеристи­ке стимула одной модальности в терминах качеств другой модальности ощущений (острый звук, прохладный цвет и т.д.) или когда удается легко подбирать устойчивое соответствие между запахом и цветом, запахом и звуком и т.д.

Для объяснения синестезии часто ссылаются на выработку устойчивых условных временных связей между анализаторами (обычно в детском возрасте). Это соответствует, в частности, большим качественным индивидуальным различиям, когда у. разных {51} людей какой-то звук связан с разными цветами. В то же время есть данные о том, что в основе синестезии лежат объек­тивные свойства раздражителей (как правило, более темные от­тенки серого цвета подбирают к запахам веществ, в молекулах которых больше атомов углерода). Известно также, что синесте­зия ярче выражена у людей с повышенной возбудимостью под­корковых образований, она может повышаться в период бере­менности и при приеме наркотиков.

Интересен один аспект синестезии, изучаемый А.П. Журавле­вым в русле так называемой фоносемантики. Быди установлены типичные звуко-цветовые соответствия: А — густо-красный, Е — зеленый, И — синий и т.д. Анализ стихотворений известных поэ­тов показал, что во многих случаях цветовая палитра, описанная словами, хорошо соответствует цветовому значению звукобукв, встречающихся в тексте значительно чаще среднего показателя.