Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_peredelannye.docx
Скачиваний:
649
Добавлен:
31.05.2015
Размер:
275.32 Кб
Скачать

44.Формирование советской общественно-политической системы в Бсср в конце 20-нач.30гг 20 в. Репрессии

1. Установление однопартийности. В результате победы Октябрьской революции государственная власть в стране перешла к большевикам. Свою поддержку им на II Всероссийском съезде Советов выразили левые эсеры и выбрали своих представителей в ВЦИК. Что касалось Советов всех уровней как органов государственной власти, то все они (за исключением ленинского СНК) являлись многопартийными. В Беларуси в их состав входили представители социалистических партий всех течений. Такими являлись Облиспалкомзап, Витебский и Могилевский губернские, почти все уездные и городские Советы. Только ВРК определялись почти сплошь большевистским составом. Многопартийность была присуща Советом до тех пор, пока 6 января 1918 г. не был разогнан Учредительное собрание и верховная власть в стране полностью не перешла к Всероссийскому Совету, а местные Советы не попали в компетенцию Народного комиссариата внутренних дел (НКВД). Отныне любая деятельность, направленная против Советов как органа диктатуры пролетариата считалось контрреволюционной. А после того, как левые эсеры 6 июля 1918 г. попытались осуществить в Москве государственный переворот, то и они были отнесены большевиками к контрреволюционерам.

С весны-лета 1918 проявилось относительное ослабление роли Советов. По мере разжигания в стране гражданской войны власть все сильнее концентрировалась в руках РСДРП (б) - РКП (б). Чтобы остаться у власти, она была вынуждена принудительными мерами обеспечивать защиту страны и функционирование экономики. Совершать это обычными методами при наличии врагов и оппозиции было невозможно. К концу гражданской войны В. Ленин в работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» пришел к выводу о том, что диктатура пролетариата невозможно иначе как через диктатуру партии, но предостерег соратников от опасности притока в партию деклассираваных элементов. По мнению вождя, ее количественный состав не должен был превышать 200 тыс. чел. На деле в ней насчитывалось уже 650 тыс. Как следовало из Политического отчета ЦК КП (б) Б третьем съезда в ноябре 1920 г., несмотря на свою малочисленность (1700 чел.) большевиков не беспокоило наличие других партий, так как при необходимости против них могли быть использованы репрессивные средства. Так, некоторое время действовала 20-тысячная БПС-Р. Но уже в феврале 1921 г. органы Чрезвычайной комиссии (ЧК) арестовали 860 наиболее активных ее функционеров и рядовых членов. В марте 1921 г. Всероссийская чрезвычайная конференция Бунда, которая проходила в Минске 5-12 марта 1921 г., приняла постановление о слиянии с РКП (б). Часть бундавцав присоединилась к сионистов, которые продолжали действовать нелегально. Постановлением Политбюро ЦК РКП (б) от 8 декабря 1921 г. членам меньшевистской партии было запрещено заниматься политической деятельностью. Резолюция XII (август 1922) Всероссийской конференции РКП (б) «О антисоветских партиях и течениях», расширяла эту норму и на другие оппозиционные партии, а также признавала допустимый использование репрессий в их отношении. Так, в июне 1922 г. была арестована группа меньшевиков, в августе - группа правых эсеров. В июне 1924 г. на съезде членов БПС-Р было принято решение о ее самороспуске. Признавалась, что политика КП (б) Б полностью соответствует социальным и национальным интересам трудового народа. В первой половине 1920-х годов в БССР продолжала свою деятельность Еврейская коммунистическая партия (Поалей Цион). В декабре 1922 г. ее руководство заявило об отказе от сионистской идеологии и разрыве с Всемирным еврейским коммунистическим союзом. В ней произошел раскол: левая часть партии вошла в РКП (б), а правая создала лояльную КП (б) Б Еврейскую рабочую коммунистическую партыю.18 августа 1925 г. заместитель Полномочного представителя ОГПУ по Западному краю И. Опанского заявил, что в республике не ощущалось контрреволюционной деятельности других партий, за исключением сиянистов. После принятия в КП (б) Б части бывших бундавцав, паалейцыянистав, белорусских эсеров количество выходцев из других партий в ней увеличилось и составило в 1925 г. 13, 5% . В числе важнейших ставились задачи идейного воспитания рядовых партийцев, по происхождению евреев.

В БССР завершилось установление однопартийной системы в середине 1920-х гг. Еврейская рабочая коммунистическая партия как автономная часть КП (б) Б перестало существовать в 1927 г. С течением времени старые партийцы с дореволюционным стажем стали теряться среди новых членов, число которых резко возросло. До 1927 г. после Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, в которой до 1927 г. насчитывалось 1 200 тыс. чел. Таким образом, ВКП (б) - КП (б) Б не только представляла собой единственную в стране партию, но и олицетворяла в ней однопартийную систему. После того, как в Конституции СССР (1936) и БССР (1937) появилось положение о руководящей роли ВКП (б) в советском обществе.

Политические репрессии 1930-хгг.Под политическими репрессиями подразумевается необоснованное привлечение к Уголовного ответственности за государственные преступления, а также ссылка, высылка, направление на спецпоселение, выселение за пределы Беларуси судебными или внесудебными органами по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам.

Началом политических репрессий в Беларуси можно считать преследовании различных категорий населения во время Гражданской войны и в 1920 гг. У истоков политических репрессий в советское время стояли В. Ленин и Л. Троцкий, затем их преемником стал Сталин.Свою идеологию и четко разработанный механизм политические репрессии в СССР приобрели именно в 1930-е гг. Идеологическим обоснованием послужил тезис Сталина, что по мере построения социализма классовая борьба будет обостряться.

Главные цели политических репрессий - ослабить сопротивление тоталитарному режиму, который сложился до сих пор, и укрепить его, выявить и осудить "врагов народа", которые занимаются вредительством, что препятствует быстрому и удачливым движение по пути построения социализма.

Политические репрессии имели целью и решение экономических задач, прежде всего обеспечение дешевой рабочей силой тех отраслей народного хозяйства, где требовалась тяжелая физическая работа. Разветвленная система предприятий и учреждений Главного управления исправительно-трудовых лагерей и спецпоселение НКВД СССР (ГУЛАГ) давала возможность направлять политзаключенных в самые отдаленные места СССР. ГУЛАГ по своим производственным показателям являлся самым мощным с "наркоматов" в СССР.

Дело «Союза освобождения Беларуси" была началом систематических репрессий в Беларуси. В 1930 г. были "раскрыты" также "контрреволюционные, вредительской и диверсионные организации", в частности белорусский филиал "О трудовых крестьянской партии", белорусский филиал "Прампартия", белорусский филиал "Союзного бюро РСДРП (меньшевиков)». По каждой из этих дел было осуждено от 30 до 60 человек. В 1931-1938 гг. прошли также сфабрикованные политические процессы над участниками «Объединенного антисоветского подполья», «Белорусским автокефальной церкви", "Белорусского национального центра", Польской организации войсковой, "Партии освобождения крестьян" и др..

Контрреволюционные организации "вредителей " были вскрыты практически во всех важнейших государственным, хозяйственных, научных органах и организациях: Академии наук, Белорусском национальном центре, Белтрактарцентре, Наркоме земледелия, охраны здоровья, просвещения, в бумажной промышленности и др. Были созданы чрезвычайные, внесудебные органы, "двойки" "тройки", особые совещания, коллегии НКВД, заседания которых осуществлялись без присутствия адвоката и прокурора, часто даже смертные приговоры выносились без вызова обвиняемого на заседании "суда". Широкое распространение получило осуждение по спискам. Как правило, их утверждали секретари ЦК КП (б) Б и руководители НКВД. Приговоры обжалованию не подлежали. Смертные приговоры приводились в исполнение сразу же после вынесения приговора. Стандартными были обвинения во вредительстве, контрреволюционной деятельности, антисоветской пропаганде, шпионской деятельности в пользу польской, немецкой и даже японской разведок, в связях с врагами народа и др. При этом считалось, что одним из основных доказательств вины являются личные признания, поэтому следователи "выбивали" показания, широко использовались физические и моральные пытки, издевательства и др..

29 июля 1937 г. состоялся III Пленум ЦК КП (б) Б, решения которого о необходимости самой решительной борьбы за построении социализма вызвали обвальный процесс массового психоза в разоблачении "врагов народа". Политические репрессии, многие компании разоблачения "врагов народа" помимо физического истребления реальных или представляемых противников тоталитарного режима имели не менее жуткий моральный результат. Сложилась атмосфера подозрительности, идеологического давления, морального принуждения, самоунижения и лжи на самого себя, чтобы сохранить жизнь свою и своих близких. Архивные материалы сохраняют многие тысячи "покаянных показаний», в том числе Я. Коласа, Я. Купалы, других видных политических, государственных деятелей БССР. Это была моральная трагедия честных и искренних людей.

В результате политических репрессий, чистки, проверки и обмена партдокументов, количество членов и кандидатов в члены КП (б) Б сократилось с 65 040 человек в 1933 г. до 24 549 человек в июне 1937 г. В 1933-1936 гг. прием в партию не проводился.

Новый подъем волны репрессий состоялся в 1939 - 1940 гг. после вхождения Западной Беларуси в состав БССР. Количество всех жертв политических репрессий точно неизвестно. Многие исследователи считают, что в целом по СССР жертвами стали более 10 млн человек. В Беларуси, по неполным подсчетам, ибо многие дакументы не сохранились, в 1917-1953 гг. жертвами политических репрессий стали около 600 тыс. граждан.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]