Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
74
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
316.42 Кб
Скачать

Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование

щие психологические импульсы, вызывающие «эстетическое настрое­ние» [Филипьев, 1971, с. 36]. Способность художественной структуры переходить в «психологический код» [Филипьев, 1971, с. 59] определяет интеллектуальное и эмоциональное сопереживание автора и читателя.

Структурирование сигналов эстетической информации обусловлено коммуникативным намерением автора — его интенцией, творческим замыс­лом. С этим связана коммуникативная стратегия текста — его развертыва­ние как определенной иерархии целевых программ [Дридзе, 1976; 1984]. Для их раскрытия необходим анализ особым образом организованных ре­чевых средств, приобретающих статус регулятивных, которые должны «управлять» познавательной деятельностью читателя. Наибольшая нагруз­ка лежит на лексических регулятивных средствах и лексических регуляти-вах (микро- и макроструктурах разного типа) [Болотнова, 2001; 2002].

При этом знания и дешифровки одного языкового кода недостаточ­но, так как эстетический смысл текста имеет системный многоуровне­вый характер, «ключ» к которому связан с дешифровкой других кодов.

Языковой код, т.е. зашифрованная в системе языковых средств и спо­собов их сочетаемости языковая информация, коррелирует с содержа-тельно-фактуальной информацией и поверхностным смыслом текста. Глубинный же смысл формируется в процессе усвоения содержательно-концептуальной и подтекстовой информации (термин И.Р. Гальпери­на) на основе найденных адресатом «ключей» не только к предметному, но и к другим кодам текста.

В процессе смысловой интерпретации произведения значимы раз­личные регулятивные средства. Они выступают информативными и прагматическими сигналами, стимулирующими речемыслительную дея­тельность читателя, дают «ключ» к последующей сборке ментальных структур-концептов. Формирующиеся на основе регулятивных средств регулятивные структуры позволяют свернуть полученную информа­цию в модели сознания (фреймы). Их связь в процессе текстового раз­вертывания на основе характерного для него способа регулятивности, мобилизации информационного тезауруса читателя и осознания им ком­муникативной стратегии автора формирует представление об общем эстетическом смысле литературного произведения.

В качестве иллюстрации обратимся к анализу одного из стихотво­рений А.А. Ахматовой.

Я улыбаться перестала, Морозный ветер губы студит, Одной надеждой меньше стало, Одною песней больше будет.

Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования

392

И эту песню я невольно Отдам на смех и поруганье, Затем, что нестерпимо больно Душе любовное молчанье.

1915

Ключевое для понимания общего смысла произведения высказыва­ние (...нестерпимо больно /Душе любовное молчанье), расположенное в конце, обобщая и синтезируя отдельные сигналы смыслового кода тек­ста, отражает вербально выраженные эмоции и психологически важные детали в монологе лирической героини.

Динамика текстового развертывания связана с последовательным и многоканальным усилением минорного эмоционального состояния героини и его художественно-образной конкретизации: от указания на мимику (Я улыбаться перестала), сигнализирующую о душевном не­благополучии, причины которого проясняются в конце, — к приему пси­хологического параллелизма, эксплицирующего в сознании читателя пред­ставление об ассоциативной сопряженности холода в природе и в душе лирической героини (Морозный ветер губы студит). Далее — к открытому выражению чувства безнадежности, осознания одиночества и непонима­ния окружающими благодаря анафоре и синтаксическому параллелизму ( Одной надеждой меньше стало,/ Одною песней больше будет). Повтор (пес­ней, песню), антитеза (меньше больше), амплификация контекстуальных синонимов (смех, поруганье) усиливают чувство тоски, одиночества и кон­кретизируют образ поэта, который не может молчать (И эту песню я не­вольно/Отдам на смех и поруганье). Заключительные строки объясня­ют причину сильных душевных переживаний лирической героини,(<3й-тем, что нестерпимо больно / Душе любовное молчанье).

Отмеченные регулятивные средства (лексические и синтаксические) актуализируют на ассоциативной основе концепты «страдание» (улы­баться перестала; Одной надеждой меньше стало; нестерпимо больно); «холод» (Морозный ветер губы студит); «одиночество» (смех и пору­ганье), «любовь» (любовноемолчанье); «поэзию» (Одною песней больше будет. / И эту песню я невольно / Отдам на смех и поруганье). Регуля­тивные средства стимулируют последующую «сборку» сложной мен­тальной структуры — фрейма ситуации потери любви. В формировании фрейма значимы регулятивные структуры, элементами которых явля­ются указанные регулятивные средства. К регулятивным структурам от­носятся отмеченные стилистические приемы и конвергенция как доми­нирующий тип выдвижения. На их основе в сознании читателя проис­ходит обобщение полученных сигналов эстетической информации и их свертывание в модель сознания — фрейм. В процессе его соотнесения с картиной мира читателя, ценностными ориентирами происходит фор­мирование представлений об идейном содержании произведения и его пафосе — выражении горечи и страдания от потери любви.

393

Соседние файлы в папке bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta