Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
74
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
316.42 Кб
Скачать

Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования

384

Ключевой образ поэта органично раскрывается на фоне образов цар­скосельской природы (бродил по аллеям, / У озерных грустил берегов) и характерной для лицеиста культурологической атрибутики, дающей ключ к образу (Здесь лежала его треуголка/ Ирастрепанный том Пар­ни). Прием косвенной референции и конкретизация места действия, эксплицированного в названии цикла («В Царском Селе»), дают клю­чи к образному коду произведения. Прагматика текста формируется не только на основе образно-культурологического и композиционно­го кодов, но и благодаря языковому коду. Звукопись («Еле слышный шелест шагов») создает яркий звуковой эффект, приобщая читателя к происходящему. Грамматические средства (глагольные формы насто­ящего и прошедшего времени) участвуют в сопоставлении двух времен­ных планов: прошлого (бродил, грустил, лежала) и настоящего Царско­го Села (лелеем, устилают). Использование высокой лексики (отрок, лелеем) и характерологических средств (смуглый, треуголка, том Пар­ни) активизируют ассоциации читателей, приобщая к высокой тональ­ности текста. В ее создании важно использование инверсии и актуали­зации обстоятельства места (Здесь лежала его треуголка..., т.е. в Цар­ском Селе).

Таким образом, в рассмотренном стихотворении сигналы эстетичес­кой информации представлены в его художественной структуре на раз­ных уровнях. Эстетический код имеет интегративный характер и репре­зентируется, как и все остальные коды, в особом отборе и организации языковых средств. Ключом к эстетическому коду является осознание общего принципа структурирования текста.

В системе художественного текста как форме коммуникации язы­ковые сигналы приобретают статус регулятивных средств, которые дол­жны «управлять» познавательной деятельностью читателя. Особая на­грузка лежит на лексических регулятивных средствах и лексических регулятивах (микро- и макроструктурах разного типа) [Болотнова, Ба-бенко и др. 2001, с. 77-83 и др.].

Так, механизм формирования эстетического смысла будет разным в текстах с констрастивной лексической структурой и структурой уси­лительно-конвергентного типа. Ключом к эстетическому коду текстов является принцип их словесно-художественного структурирования и связанный с ним тип выдвижения языковых средств. Это можно проде­монстрировать на примере двух стихотворений А.А. Ахматовой.

384

385

Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование

образов цар­ил берегов) и :ки, дающей ли том Пар-а действия, »■ дают клю-ор.мируется озиционно-е слышный читателя к рмы насто-»ух времен-то Царско-ки (отрок, ■ том Пар­ой тональ-и актуали-г.е. в Цар-

зстетичес-Т>е на раз-р ирепре-"анизации осознание

шга язы->рые дол-:обая на-:ических това. Ба-

разным юй уси-

текстов вания и

) проде-

Я живу, как кукушка в часах, Не завидую птицам в лесах, Заведут — и кукую. Знаешь, долю такую Лишь врагу пожелать я могу.

Ключевое словосочетание жить, как кукушка в часах, т.е. несвобод­но, как заведенный механизм, противоестественно, мотивируется типо­выми ассоциациями с часами, имеющими механический завод, на осно­ве стимулов как кукушка в часах и заведут — и кукую. Контрастный об­раз другой жизни, легкой, свободной, естественной, рождается благодаря стимулу птицы в лесах.

Двойной контраст в лексическом развертывании текста возникает благодаря эффекту обманутого ожидания: первая часть текста отража­ет кажущееся принятие лирической героиней предложенного ей подне­вольного образа жизни (Не завидую птицам в лесах// Заведут — и ку­кую), вторая же часть отражает резкое отрицание этого (Знаешь, долю такую / Лишь врагу пожелать я могу). Эстетический смысл двух клю­чевых сверхсловных элементов лексической структуры текста форми­руется на ассоциативной основе благодаря их контрастной соотнесен­ности и сверхсловным актуализаторам, из которых более действенным прагматически оказывается тот, который занимает сильную конечную позицию в тексте.

Иной механизм эстетического кодирования представлен в текстах с лексической структурой усилительно-конвергентного типа, основанной на «накоплении» смысловых признаков художественной реалии за счет многократной их актуализации в словах, образующих смысловую пара­дигму. Один из ее членов является ключевым, он отражает основной концепт и называет его. Рассмотрим это на примере стихотворения А.А. Ахматовой «Первое возвращение»:

На землю саван тягостный возложен,

Торжественно гудят колокола,

И снова дух смятен и потревожен

Истомной скукой Царского Села.

Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо,

Как будто мира наступил конец;

Как навсегда исчерпанная тема,

В смертельном сне покоится дворец.

Написанное в начале века, это стихотворение передает тревожное ожидание и предчувствие грядущих бурь и потрясений. Звучат разные микротемы: смерти, конца, сна, тревоги, из них сквозной (в рамках це­лого текста) является тема смерти. Соответствующие ключевые элемен­ты («Здесь все мертво и немо») эстетически усиливаются смысловыми парадигмами: 1) саван, тягостный, мертво, конец (мира), смертельный

13 Филологический анализ текста

Соседние файлы в папке bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta