Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пед психология / литература (для докладов и к зачету) / Макаров, Лекции по психологии труда.doc
Скачиваний:
134
Добавлен:
16.04.2015
Размер:
841.73 Кб
Скачать

Введение

  1. Из истории психологии труда и инженерной психологии

Развитие материального производства на основе повышения эффективности и качества - основной путь достижения фундаментальных, долговременных целей экономики страны. В исследовании проблем современного производства и управления им, повышения эффективности и качества труда все возрастающую роль играет комплекс наук о человеке и его деятельности. Лидирующую роль в этом комплексе играет психология и ее прикладные отрасли.

Под влиянием прежде всего прикладных задач в теории и практике психологии на первый план выступают исследования человеческой деятельности, трудовой деятельности человека в частности.

Первые шаги в научном изучении трудовой деятельности обычно связывают с именем Ф.Тейлора, который на рубеже XIX-XX веков проводил экспериментальные исследования простого машинного труда. В системе Тейлора обосновывается необходимость разделения трудовых функций на элементарные операции и стандартизированные движения. В рамках этой системы зарождается и практически осуществляется концепция "инженерного проектирования" методов работы. В системе Тейлора реализуется принцип, согласно которому орудия труда должны соответствовать физической организации работников. Решается задача выбора наиболее пригодных работников к данному виду деятельности из числа желающих получить работу. Мотивы трудовой деятельности рассматриваются Тейлором в качестве важного фактора производства.

С системой Тейлора связано возникновение психологии труда как отрасли психологической науки, изучающей психические процессы, состояния, свойства личности, которые составляют необходимый внутренний компонент трудовой деятельности человека.

Для исследований психологии труда, в которой раскрываются творческие силы и способности человека, характерна конкретная связь принципа объективной детерминации трудовой деятельности с рассмотрением человека как активного ее субъекта.

На первоначальном этапе развития проблематика психологии труда входила в более широкую сферу психотехники - научного движения, содержанием которого было приложение психологии к решению практических вопросов. Термин "психотехника" был предложен в 1903 году немецким психологом В.Штерном. Основателем психотехники считается немецкий психолог Г.Мюнстенберг. (8)

Для психотехники был характерен широкий диапазон решаемых задач: профотбор и профконсультация, профобучение, рационализация труда, борьба с профутомлением и несчастными случаями, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психическая гигиена, психология воздействия (психология рекламы и управления), психотерапия.

В теоретическом отношении психотехника опиралась на дифференциальную психологию. Для решения многих задач в психотехнике применялся метод тестов. Широкое развитие психотехника получила в 20- 30 годы.

Кроме общих с психологией теоретических проблем перед психотехникой вставали проблемы методологического плана, обусловленные спецификой ее возникновения и развития. Одна из них состоит в том, что психотехника имеет два источника своего возникновения - технический и психологический. Они выдвинули на первый план методологические проблемы соотношения технических знаний и знаний о человеке в ее структуре. "Фактический материал, сослуживший роль их (прикладных отраслей психологии) фундамента, - отмечает Н.С.Мансуров,- был получен отнюдь не психологами". (8, с.78) Так, педагогическая психология появилась на основе педагогических знаний, психология труда - как продолжение работ, начатых технологами и инженерами-организаторами производства, социальная психология - на основе ряда общественных наук. "Конечно, занявшись решением тех или иных конкретных проблем, - продолжает Н.С.Мансуров, - психологи исходили не только из данных наук, но и из той или другой психологической системы, составляющей психолого-теоретическую основу данного отраслевого направления. Прикладные направления имеют, таким образом, два источника своего возникновения". (8, с.78)

Само по себе это явление имеет принципиальное значение, по крайней мере, в трех отношениях: во-первых, оно свидетельствует о том, что проблемы человеческого фактора органически связаны с техническим проблемами; во-вторых, способствует сближению технических наук и наук о трудовой деятельности; в третьих, стимулирует развитие наук о трудовой деятельности и, в частности, методов исследования.

Психология труда в нашей стране прошла сложный и трудный путь развития. Психотехническое движение, в рамках которого сформировалась отечественная психология труда, представляло сложное и противоречивое явление. Оно выходило за рамки лабораторных психологических исследований и смыкалось, во-первых, с движением за научную организацию труда, реконструкцию и совершенствование производства, а во-вторых, с нарождавшимися проблемами целого комплекса медико-биологических дисциплин. Природу этих многосторонних связей можно лучше понять, если иметь в виду, что через толщу различных наслоений в психотехнике в ответ на новые социальные задачи рационализации труда и под давлением практики пробивалась тенденция к психологическому изучению предметной трудовой деятельности. Не случайно обращалось внимание на синтетическую природу психологического анализа трудовой деятельности, отправного пункта многих психотехнических исследований. (10)

Стремление осмыслить задачи изучения и организации труда в органической связи с осуществляющимися социальными преобразованиями и прогрессивными традициями исследований своей научной школы позволило В.М.Бехтереву и его сотрудникам сформулировать положения, многие из которых не утратили своего значения и в наши дни.

Положительно оценивая некоторые стороны системы Ф.Тейлора, В.М.Бехтерев сформулировал принципиально новый подход к решению проблем научной организации труда (НОТ). Научная организация труда, - подчеркивал ученый, - должна преследовать цель достижения максимума производительности труда при максимуме сохранения здоровья рабочего и ликвидации всех условий, которые могут принести вред развитию личности. Формирование интереса к работе и организация слаженной деятельности коллектива открывают принципиально новые резервы повышения производительности труда.

Созданный в 1921 году Центральный институт труда ВЦСПС (ЦИТ) сосредоточил свои усилия на исследовании трудовых движений и разработке методов рационального производственного обучения. Характеризуя науку о человеческом труде как своеобразную трудовую технологию, А.К.Гастев рассматривал инженерный расчет и анализ в качестве важных средств изучения человека в трудовом процессе. Вместе с тем он подчеркивал, что одной из основных задач ЦИТа должно быть синтезирование всех достижений психофизиологических исследований. Разрабатывая концепцию трудовой "установки" А.К.Гастев понимал ее как способ организации движений, предваряющий, направляющий и стабилизирующий "цепи" реакций. Однако на этом пути А.К.Гастев не избежал серьезных методологических просчетов, связанных, как отмечает Е.А.Климов, с отрицанием существования стойких индивидуальных особенностей человека и пониманием трудовой деятельности как пассивного продукта объективной обстановки.(10) Дальнейшее развитие идеи Гастева нашли в трудах его сотрудника Н.А.Бернштейна. Последний писал, что "производственный процесс, к какому бы виду производства он ни относился, выполняется системой, состоящей из орудий производства и работника, обслуживающего эти орудия. Деятельность такой системы, очевидно, тем совершеннее, чем лучше она рассчитана в целом и чем ближе соответствие между частями системы - орудием и работником". В работах И.Н.Шпильрейна также можно обнаружить сходные идеи. Ученый обращал внимание на перспективность тех психотехнических работ, в которых предпринимались попытки органического сочетания двух направлений исследований: а) одновременного охвата всех факторов, влияющих на эффективность трудовой деятельности; б) выделение каждого фактора в отдельности и определение его влияния на эффективность трудовой деятельности.

Другая перспективная проблема, сформулированная С.Г.Геллерштейном - это проблема конструирования и реконструкции профессий. Выход в практику намечается здесь через участие психологов в построении профессий, в формировании оптимальных сочетаний отдельных операций, образующих целостную деятельность. Особо подчеркивалось, что необходимо научиться рассчитывать экономический эффект психотехнической работы.

В 20-30 годы проводилось множество исследований, посвященных изучению конкретных видов трудовой деятельности (профессиография). "Для советской психологии труда, - отмечал С.Г.Геллерштейн, - уже на самом раннем этапе ее развития характерно было стремление к возможно более детальному и полному изучению особенностей основных профессий в важнейших отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта". (8)

Основные принципы и методы психологического анализа профессий, разработанные в 20-30 годах сегодня нуждаются в дальнейшем изучении. Однако их использование в современной психологии труда, инженерной психологии и эргономике актуально и необходимо. "К числу таких ценных завоеваний, - писал С.Г.Геллерштейн, - можно отнести приемы наблюдения, с помощью которых психолог познает своеобразие той или иной профессии; не менее подробные описания методов анкет, бесед, самонаблюдения, анализ ошибочных действий, использования автобиографических материалов и т.п. Огромный профессиографический опыт советских психологов труда, применявших для изучения профессий в числе прочих так называемый "трудовой метод", ... вошел в арсенал психологии труда и продолжает оказывать неоценимые услуги всем, кто пытается постичь секреты профессионального мастерства и выразить их на психологическом языке". (8)

Наиболее зрелое в теоретическом отношении направление ПТ, сформировавшееся в 30 годы, связано с изучением психологических законов образования трудовых навыков и умений и формирования профессионального мастерства в целях совершенствования методов обучения труду. Было установлено, что сам по себе фактор повторения является необходимым, но не достаточным условием подлинного обучения. Качественные сдвиги, наблюдающиеся в ходе упражнений, имеют своей главной причиной смену "внутренних" приемов работы. Было доказано, что задержки, выражающиеся в появлении так называемых плато на кривых упражнения вовсе не свидетельствуют об остановке в освоении навыка, а таят в себе скрытые поиски новых путей овладения навыком. Характерной чертой многих разрабатываемых психологами специальных упражнений являлась целевая установка, которая определяла направленность сознания обучающегося на совершаемые им действия. Целевая установка тренирующегося должна быть направлена не только на конечный результат тренировки, но и на промежуточные результаты. Тренирующийся должен получать сведения о результатах производимых им действий и корректировать на этой основе последующие действия. Тренировка должна строиться по плану, основанному на психофизиологическом изучении трудового процесса и выявлении входящих в его состав наиболее существенных психофизиологических функций. Возбуждение интереса к процессу тренировки - важное условие ее продуктивности. Тренировка должна начинаться с решения тестовых задач, воспроизводящих отдельные стороны трудового процесса и развивающих соответствующие сравнительно простые функции. Такой основательный подход к решению прикладных задач в производственных условиях позволил добиться существенных практических результатов и внес определенный вклад в создание солидной базы для разработки теоретических проблем развития и совершенствания трудовых навыков и умений.

Для подготовки персонала к работе в аварийных условиях разрабатываются и применяются специальные тренажеры. "Теоретическое и практическое значение таких исследований, - писал С.Г.Геллерштейн,- едва ли можно переоценить. Следует подчеркнуть, что во всех работах, где применялись специальные упражнения для развития и совершенствования существенных для трудовой деятельности качеств, достигнутый успех обусловливался в первую очередь не конструкцией тренажера, как бы остроумна она ни была, даже не длительностью упражнений и не внешним уподоблением тренажера рабочему месту, а внутренним, психологическим сходством упражняемой деятельности, совершаемой во время тренировки, и той деятельности, на которую должен быть перенесен эффект упражнения. При этом решающую роль играл способ организации самоконтроля". (8)

В 20-30 годы проводились работы по профессиональному отбору, профессиональной ориентации и профессиональному консультированию. Суть профессионального отбора усматривалась в использовании данных психофизиологии для правильного распределения людей по профессиям. Наибольшее распространение среди способов определения профпригодности получил метод тестов. При проведении тестовых испытаний и обработке их результатов исследователи, как правило, упускали из виду возможность психофизиологической компенсации, роль которой в профессиональной деятельности достаточно высока. (Н.А.Вигдарчук)

В связи с задачами профотбора в 30х годах достаточно интенсивно проводились исследования влияния индивидуальных качеств человека на безопасность труда. Влияние качеств личности на процесс труда и его безопасность следует изучать, - писал С.Г.Геллерштейн, - в непосредственной связи с профессиональной деятельностью. (8) Несчастный случай, - подчеркивал ученый, - является заостренным выражением столкновения между человеком и профессией, он "как бы обнажает связь между профессией и человеческими качествами". (8, с.84) В это время формируется понятие "личный фактор в аварийности", под которым понимается совокупность всех психических и физических свойств личности, которые могут быть поставлены в связь с происшествием.

В те же годы проводилось большое число исследований утомления в процессе работы у людей различных профессий. Проблема утомления формулировалась как проблема работоспособности, что имело принципиальное значение. А.А.Ухтомский отмечал, что эта проблема в целом перерастает границы собственно физиологической науки и становится социальной проблемой «целесообразной организации труда». Выявляются уязвимые для психического утомления функции, и в соответствии с этим решается вопрос о выборе адекватных методов его исследования. Был проведен ряд работ, явившихся прообразом современных инженерно-психологических разработок. К их числу можно отнести работу по выбору наиболее рационального расположения букв на клавиатуре пишущей машинки с учетом времени двигательной реакции, работы по рационализации шкал авиационных приборов в кабине самолета и т.д. Эти работы проводились под руководством С.Г.Геллерштейна, И.Н.Шпильрейна, Н.В.Зимина.

Советскими психотехниками высказывались идеи о комплексном подходе к изучению трудовой деятельности, об изменчивости способностей, о возможной компенсации одних психических свойств другими, о необходимости учета этих явлений при применении тестов. Однако для многих работ характерным оставалось некритическое применение методов западной психотехники, увлечение тестированием, механическое применение тестов без раскрытия и анализа содержательной стороны вопроса, пренебрежение к теории и голый эмпиризм. В силу этих причин психотехника ни у нас в стране, ни за рубежом не оформилась как самостоятельное направление. Несмотря на это, в работах психотехников содержалось много фактического материала, представлявшего интерес для современной инженерной психологии. (12, 22)

Реальные социально-экономические условия для развития инженерной психологии в нашей стране сложились только в конце 50-х годов. Ее интенсивное развитие началось с 1959 года, когда при ЛГУ была создана первая в стране научно-исследовательская лаборатория инженерной психологии (ИП). (4, 5, 20)

В своем развитии ИП прошла два основных этапа. Первоначально в ней преобладали исследования аналитического типа, связанные с оценкой тех или иных отдельно взятых технических устройств и элементов с точки зрения их соответствия также отдельно взятым психологическим характеристикам человека. Эти исследования позволили разработать инженерно-технические требования к различным типам средств отображения информации и органам управления, к их взаимному расположению, последовательности использования и т.п. Однако реальная деятельность человека-оператора сводится в них к элементарным реакциям, поэтому накопленные в этих исследованиях данные имеют ограниченное значение.

Этот этап развития ИП иногда называют "коррективным". Характерным для него является машиноцентристский подход к анализу систем "человек-машина", т.е. подход от "машины к человеку", при этом человек рассматривается как простое звено данной системы.

В процессе дальнейшего развития ИП стала очевидной ограниченность такого подхода. Возникла необходимость психологического изучения деятельности человека-оператора в целом и рассмотрения всей системы психологических и других функций, процессов и состояний в комплексе этой деятельности.

Главный упор в этом случае делается на проектирование деятельности оператора. Проект деятельности выступает как основа решения всех других задач, связанных с разработкой и построением системы "человек-машина": от общей задачи определения ее принципиальной схемы и до конкретных частных задач, например, оформления шкал приборов и индикаторных панелей, выбора органов управления и т.п.

Этот этап развития ИП носит название "проективного". Характерным для него является антропоцентрический подход к анализу системы "человек-машина", т.е. это подход от "человека к машине". Первостепенное значение при этом имеет реализация системного подхода к анализу системы. Все это вытекает как из логики развития ИП в качестве науки, так и из возрастающих требований практики.

Подводя итоги данной темы, необходимо отметить, что не все психические явления, характеризующие трудовую деятельность и трудящегося человека могут рассматриваться как единицы анализа психологии труда. Они могут быть предметом интереса психологии труда в той степени, в какой имеют отношение к специальным психическим образованиям, которые могут быть названы, по мнению Е.А.Климова, "деяние". (9, 10) Деяние - это единица труда в контексте психологии, включающая следующие составляющие:

а) сознательное предвосхищение социально-ценного результата деятельности в виде замысла (принятого или самостоятельно построенного);

б) исполнение замысла;

в) оценка сделанного.

Таким образом, деяние - это единство замысла, исполнения и оценки. Деяние менее чем какие-либо другие структуры в психологии, может быть "ничьим", поскольку и в замысле, и в исполнении, и в оценке содеянного принимаются в расчет, учитываются или обнаруживаются устойчивые личные качества человека. Из сказанного ясно, что наличие действий не означает наличия деяния.