Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
83
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
1.95 Mб
Скачать

Глава 9

1971—1980

9.1. Опыт цивилизаций

В 70-е гг. политически и экономически мир продолжал делиться на два лагеря — капиталистический и социалистический.

По разные стороны границы (порой железобетонной в прямом смысле, как в Берлине) хвалили свой образ жизни, свои идеалы и приоритеты.

Были попытки не только самооценок, но и взаимооценок.

В США Объединенный экономический комитет при конгрессе каждые два года, начиная с 50-х гг., проводил слушания специалистов в области экономики СССР и ее сравнение с экономикой США.

В 1997 г. конгрессу был представлен отчет «Советская экономика в новой перспективе», в котором приводился ретроспективный обзор за период свыше 100 лет.

По приводимым оценкам, в 1928 г. внутренний национальный продукт (ВНП) СССР составлял 27% от уровня США, значительно превысив дореволюционное соотношение, а к 1940 г. вырос до 42%. Затем, после резкого сокращения во время Второй мировой войны, ВНП вновь стал возрастать и уже в 1948-м превысил уровень 1928 г., достигнув 29% от уровня США.

В дальнейшем ВНП СССР продолжал расти, изменяя показатели по сравнению с заокеанским партнером в свою пользу. В 1960 г. — 44%, а в 1975 г. СССР производил уже 53% от уровня США.

ЦРУ США к середине 70-х еще выше определяло ВНП СССР — равным 60% от ВНП США (Свободная мысль. 1991. № 7. С. 93).

В соперничестве двух сверхдержав ставка делалась на гонку вооружений. Отставший мог быть уничтожен. Но парадокс в том, что «победитель» в гонке вооружений мог надорваться и самоликвидироваться под сверхтяжестью военных расходов.

Действительно, бремя «сверхдержавности» оказалось тяжким грузом и для США, и для СССР.

Если в США с 1940 по 1960 г. ВВП ежегодно увеличивался в среднем на 4—4,5%, то в 1970—1980 гг. темпы роста составили менее 3%. Доля США, составлявшая в 1945 г. около половины мирового валового внутреннего продукта, к середине 80-х сократилась почти в два раза. Америка начала терять ведущие позиции в мировой экономике под натиском Японии и западноевропейских конкурентов во главе с Германией, не отягощенных бременем гонки вооружений.

Колоссальные военные расходы стали одной из причин гигантского роста дефицита федерального бюджета и инфляции, а следовательно, повлияли отрицательно на уровень жизни рядового американца.

И все же при Рональде Рейгане США начали новый виток гонки вооружений. К 1986 г. военные расходы достигли более 6,5% ВВП и 27% федерального бюджета. Вооруженные силы насчитывали 2,3 млн чел. Военные расходы на душу населения примерно в 6 раз превышали общемировой показатель, в 3 раза — соответствующие расходы западноевропейцев и в 6 раз — японцев.

Администрация Рейгана не скрывала, что стремится измотать Советский Союз с помощью гонки вооружений — ведь СССР, по американским данным, для сохранения паритета с США содержал армию в 4 млн чел., тратил на оборону 13% ВВП и примерно 50% государственного бюджета (Рогов С. Россия и США на пороге XXI века // Свободная мысль. 1997. № 4. С. 30).

...В конце 70-х отмечалось 30-летие Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Итоги подводились на XXXIII сессии в Москве, в июне 1979 г.

Что записывалось в актив:

— национальный доход на душу населения (за 30 лет) вырос в 10,3 раза в Румынии (максимум) и в 4 раза в Чехословакии (минимум). В СССР — в 5,7 раза;

— успешно преодолевались существующие разрывы в уровнях экономического развития стран — членов СЭВ путем братской помощи;

— производительность труда в целом по странам СЭВ увеличилась в 5 раз и дала прирост промышленной продукции до 80%.

Среди проблем:

— сокращаются резервы увеличения рабочей силы;

— усложняются возможности вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов (особенно топливно-энергетических).

Было очевидно, что экстенсивный путь развития исчерпал себя (принеся в свое время хорошие результаты). А к интенсификации производства вели другие дороги, еще не хоженные командно-административными системами соцстран.

Китай в те годы (по данным советской науки) во внешней политике шел «курсом великодержавного гегемонизма», предпринял вооруженную агрессию против социалистического Вьетнама.

Во внутренней политике Китая проводилась программа «четырех модернизаций» (сельское хозяйство, промышленность, оборона, наука и техника). Среди проблем: «слепое забегание вперед», 20 млн безработных, более 100 млн голодающих, огромный дефицит бюджета... компартия в докладе премьера Госсовета Хуа Гофэна признала провал 10-летнего плана экономического развития. Нужно «урегулирование», «преобразование» «для ликвидации подрывной деятельности Линь Бяо и «четверки»...

В рыночной экономике за пределами высокоразвитых стран — «развивающиеся». В этих странах особенно глубока пропасть между нищетой и богатством. Основная проблема нищеты и экономического роста в развивающемся мире может быть сформулирована очень просто: экономический рост не отражается в адекватной мере на сокращении бедности.

По данным Международного банка реконструкции и развития, в 70-е гг. около 800 млн чел. — 40% всего двухмиллиардного населения развивающихся стран — живут (в единицах покупательной способности США) на 30 центов в день в условиях недоедания, неграмотности и антисанитарии.

В 40 развивающихся странах 20% богатого населения получают 55% национального дохода, в то время как 20% бедного населения — лишь 5%.

От политики, нацеленной на ускорение экономического роста, выигрывает в основном богатая часть населения1.

В 70-е гг. в США выход из возникавших кризисных ситуаций осуществлялся администрациями во главе с Р. Никсоном и Дж. Фордом. Обе администрации провозглашали своей задачей оздоровление экономики путем уменьшения регулирующих функций федерального правительства.

Однако экстремальная ситуация выхода из экономического и социального кризиса требовала ответственного государственного управления. Демократическая партия выступала за усиление государственного контроля и была поддержана большинством населения.

В августе 1971 г. конгресс США принял закон об экономической стабилизации, наделявший главу исполнительной власти чрезвычайными полномочиями в области регулирования экономики. На основе этого закона президент США Р. Никсон провозгласил переход к «новой экономической политике», предполагавшей стимулирование экономического роста и борьбу с инфляцией на основе прямого правительственного регулирования уровня цен и заработной платы.

«Новая экономическая политика» прошла несколько фаз — с августа 1971 по май 1974 г. Первоначально цены и заработная плата были заморожены на 90 дней. Затем допускалась возможность их повышения под правительственным контролем — цен на 2,5%, заработной платы на 5,5%. Затем все ограничения становились добровольными при сохранении государственного арбитража.

Государственное управление нашло выражение в провозглашении осенью 1973 г. первой энергетической программы: предусматривалась массированная государственная помощь бизнесу в освоении угольных бассейнов в Аппалачах, в развитии нефтедобычи на Аляске и в строительстве трансконтинентального нефтепровода.

В эти годы неоднократно повышались размеры пенсии по старости, пособия по инвалидности и в связи с потерей кормильца (в общей сложности на 45%).

С 1975 г. шло синхронное повышение пенсий и пособий в зависимости от увеличения стоимости жизни в стране.

Программа страхования по безработице тоже была модифицирована. Сроки выплаты пособий возросли до 39 недель.

В середине 70-х гг. (в условиях кризиса) программой продовольственных талонов было охвачено около 19 млн чел. В целом же различные программы помощи распространялись на 33 млн американских граждан — седьмую часть населения США.

Одновременно было проведено очередное повышение минимума заработной платы (с 1,6 дол. до 2,3 дол. в час) и переориентация налоговой политики.

В 70-е годы получила дальнейшее развитие шведская модель социально-экономической политики.

Социальная политика все более укреплялась, нейтрализуя классовые антагонизмы и конфликты, улучшая условия жизни и результаты труда.

В Европе в шведской модели социальная политика способствовала преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости. Государство стремилось к уравниванию доходов, сглаживанию классового неравенства и в итоге — к построению нового общества демократического социализма на базе всеобщего благосостояния.

Механизмы социальной политики постоянно совершенствовались.

Широкое перераспределение через систему социального страхования способствовало значительному сокращению различий в доходах. К концу 70-х — началу 80-х гг. в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных — 12% (всего трехкратный разрыв). В США соответственно — 43,7% и 4,6% (разрыв почти десятикратный).

Выравнивалась заработная плата мужчин и женщин (89,6% от уровня мужчин за соответствующую работу). Это самый высокий показатель в мире (в Италии — 84,8%, Великобритании — 70,5, Японии — 48,5%).

Все сферы человеческой жизни учитывались социальной заботой правительства.

Политические свободы личности закреплены в конституции: право свободы высказываний, информации, собраний, демонстраций, союзов, религии.

Многопартийность обеспечивалась государством. Кроме правившей в то время социал-демократической рабочей партии, свободно конкурировали на политической арене левая партия (коммунисты), консервативная Умеренная коалиционная партия, Народная партия, Движение зеленых, Христианско-демократическая партия. Шведская многопартийная система одна из наиболее стабильных в Европе. Пять ведущих партий сотрудничали в правительстве, совершенствуя подходы к решению общенациональных целей.

Трудовые отношения регулировались соглашениями предпринимателей и профсоюзов. Объединение предпринимателей Швеции включает около 43 тыс. компаний. Они с профсоюзами достигают согласия о заработке и других условиях труда через коллективные договоры на национальном уровне. И в частном, и в государственном секторе, если переговоры вдруг заходят в тупик, правительство назначает посредническую комиссию. Чаще договор подписывается на отраслевом уровне и имеет юридическую силу, защищается правительством и Трудовым судом (из 7 членов суда по 2 назначаются организациями предпринимателей и трудящихся и 3 — правительством).

Охрана труда. Управление охраны труда с 1949 г. — центральное государственное учреждение Швеции включает профсоюзную инспекцию и совершает в год до 60 тыс. посещений предприятий. Предприниматель, игнорирующий решения инспекции, может быть приговорен судом к штрафам или тюремному заключению.

Государство проявляет максимальную заботу о жилье, здоровье трудящихся, о сохранении и развитии лучших традиций шведской национальной социально-экономической политики.

Успех всегда возможен при взаимоподдержке ряда определяющих факторов. Цель модели — полная занятость и равенство — зависит от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Швеция имела неоспоримые успехи на рынке труда, сохраняя исключительно низкую безработицу даже в середине 70-х, когда массовая безработица охватила большинство развитых капиталистических стран.

Общая занятость позволяет избегать значительных различий в доходах и жизненном уровне. Политика солидарности стремится достичь равной оплаты за равный труд.

Меньшими были успехи в Швеции в других областях: медленнее росла производительность труда, чем в других передовых странах, быстрее росли цены. Инфляция и относительно скромный экономический рост явились определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства.

Ретроспективно можно отметить, что выравнивание зарплаты не соответствует сущности рыночных отношений, теряется интерес к интенсивности и качеству труда. Кроме того, шведская модель не слишком стремилась сделать наемный труд соучастником успеха в конкурентоспособности продукции. Это усложняло получение прибыли, соответственно и для рабочих, сокращая возможности перераспределения. Капитал устремился за пределы страны.

Многие из этих трудностей шведская модель сумела преодолеть в 80-х — начале 90-х гг. Постоянное реформирование способствует дальнейшему развитию шведской модели и возможности ее приспособления к изменяющимся условиям.

Обострившиеся проблемы и каплагеря, и соцлагеря вновь усилили спор об их взаимоотношениях во благо Человека.

Вот мнения Роже Городи, французского философа — коммуниста, в 1970 г. исключенного из партии за «ревизионизм»: «Иллюзии в капиталистическом мире состоят в том, что якобы «одно лишь развитие производительных сил позволит и без коренного изменения производственных отношений, классовых отношений разрешить проблемы... Это не так. Все, что производится в капиталистической стране, определяется отнюдь не научными или техническими соображениями (и еще меньше — человеческими), а имманентными законами рынка и прибыли».

Ваше мнение по этому поводу — решающее. Но, обратите внимание, Р. Городи не упоминает о имевшем место развитии капитализма в социально ориентированную рыночную экономику (как в только что описанной нами Швеции).

У соцлагеря, по мнению Р. Городи, свое заблуждение, своя иллюзия — «Вера в то, что изменение производственных отношений (когда рабочий класс берет власть в свои руки, ликвидирует частную собственность) уже само по себе является социализмом (социалистическая демократия в государстве, новый социалистический человек) — ошибочна».

Сам Р. Городи считает, что «основная задача социализма — обеспечить человеку реальную возможность стать человеком, то есть творцом во всех областях его общественного бытия — в области экономики, политики и культуры».

[Городи Р. Большой поворот социализма. М. 1970. С. 12—34]

Кто это должен «обеспечить» и как? Очевидно, предлагалась очередная иллюзия.

Соседние файлы в папке Россияне в мировой цивилизации