Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
83
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
1.95 Mб
Скачать

6.3. Социальные программы

В годы войны социальные вопросы решались в экстремальных условиях фронта и тыла. Обеспечить хотя бы минимальные потребности в пище, одежде, жилье... Эти проблемы решались местными органами, чаще на уравнительных, распределительных принципах.

Послевоенные годы были насыщены планами, ставившими целью «поднять благосостояние трудящихся... дать населению больше продуктов питания и товаров широкого потребления, улучшить благоустройство городов и сел».

Разрушения были огромными. На территории РСФСР было уничтожено 12,2 тыс. промышленных предприятий, разграблено около 53 тыс. колхозов, 862 тыс. совхозов... Сожгли, разрушили фашисты 2977 тыс. зданий (более 11 млн чел. остались вовсе без крова).

Россия лишилась 17,3 тыс. школ, 6,7 тыс. больниц, 208 театров и музеев. Общая сумма прямого ущерба, нанесенного гражданам республики, составила 255 млрд руб.

Без перечисления этих потерь невозможно представить себе реальную обстановку в послевоенной России, оценить общенациональный подъем по восстановлению хозяйства Родины.

Пятилетний план 1946—1950 гг. предусматривал расширение жилищного строительства, адресную помощь наиболее пострадавшим районам.

Тогда трудности быта казались временными. Подлинным был энтузиазм населения по восстановлению городов и сел, разрушенных войной.

Жили трудно, жили с мечтой о будущем. И многое удавалось.

6.4. Человек

Численность населения России в эти годы — 110,1 млн чел. В селе проживало 67,6%, в городе — 32,4% ее жителей.

В 1940 г. в сфере материального производства было занято 88,3% населения, в том числе рабочих и служащих — 30,4, колхозников — 44,2, в непроизводственной сфере трудилось 11,7% населения.

Сражения на фронтах, жизнь на оккупированной территории, голод, смерть родных и близких, тяжелое военное сиротство так или иначе коснулись практически каждой семьи.

Наш народ — победитель во Второй мировой войне. Но очень дорогую цену заплатил он за великую Победу.

Трудности и лишения начались с первых дней войны. С июля 1941 г. для всего городского населения была введена карточная система, рабочие снабжались по нормам 1-й и 2-й категорий. К 1-й категории относились работники оборонной, угольной, нефтяной, химической, резиновой, цементной, металлургической, машиностроительной и ряда других отраслей промышленности, транспорта, строек оборонной промышленности, цветной и черной металлургии, шахт, станкостроения.

Рабочие и служащие других отраслей народного хозяйства и остальное городское население получали хлеб по нормам 2-й категории. Так, рабочие 1-й категории получали 800 г хлеба в сутки; 2-й категории — 600, служащие соответственно 500 и 400, иждивенцы и дети до 12 лет — по 400 г. Сахара и кондитерских изделий рабочие 1-й категории получали по 800 г в месяц; 2-й категории — по 600, все служащие — по 600, иждивенцы — по 400 г. Дифференцировались также нормы снабжения мясом, рыбой, жирами, крупой и макаронами.

В ходе войны и в отдельных регионах страны в эти нормы вносились изменения в сторону снижения. Так, с апреля 1942 г. рабочие Москвы и лица, отнесенные к особому списку, получали сахара и кондитерских изделий по 500 г в месяц, рабочие других предприятий — 400, служащие — 300, иждивенцы — 200, дети до 12 лет — 300 г. Снизились нормы на хлеб осенью 1943 г. Они были восстановлены только в 1945 г.3

В блокадном Ленинграде нормы потребления хлеба доходили до 125 г на человека в сутки.

К концу войны централизованно снабжались хлебом и другими продуктами 76,8 млн чел.4 Постепенно вводилось нормированное снабжение населения и непродовольственными товарами.

Карточная система снабжения населения была отменена только 14 декабря 1947 г.5 Она спасла многих и многих.

В тяжелом положении оказалось крестьянство. В сельской местности хлеб и другие продукты питания отпускались по талонам и спискам.

С началом войны быстро выросли цены на колхозных рынках. Среднегодовые цены на городских колхозных рынках увеличились в 1942 г. в среднем в 7 раз, а в 1943 г. — в 13 раз в сравнении с ценами 1940 г. Снижение цен на колхозных рынках началось только с конца 1943 г. В 1945 г. общий индекс цен колхозной торговли снизился по сравнению с 1943 г. в 2,3 раза, однако оставался высоким6.

Усилился налоговый пресс. Уже 3 июля 1941 г. была установлена на военное время надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам с населения7.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 г. был введен начиная с 1942 г. военный налог8. Он взимался как с городского, так и с сельского населения.

В 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. В отличие от военного, этот налог сохранялся долгие годы и после окончания войны.

Все это привело к тому, что жизненный уровень населения России в годы войны и сразу после ее окончания оставался очень низким. В отдельных районах население голодало. Так, НКВД информировал Сталина о том, что в селе Буторино Белейского района Читинской области дети крадут корм у свиней. А цензоры, вскрывая письма, направленные из Читинской области, констатировали: в Могутойском районе едят дохлых кур, в Сковородино подобрали павших лошадей и съели их. В Улетовском районе съели всю лебеду, крапиву, хмель, корни пырея...

Жить стало легче, сытнее только к началу 50-х гг9.

Выбор. Да, практически перед гражданами нашей страны был выбор. Особенно бескомпромиссно-жесткий — в дни сражений.

Вот позиция двух ленинградок-блокадниц: одни трудности, одни горести — противоположные позиции (причем каждая из них, безусловно, имеет право на свое мнение, на свой выбор...).

Ольга Фрейденберг (1890—1955) — известный советский ученый, исследователь теории фольклора. Известна ее переписка из блокадного Ленинграда с любимым двоюродным братом Б. Пастернаком:

«...Жебелев съедал в столовой академии по четыре супа. Реизов по девять: уже только супы отпускались без карточек. Люди ходили из столовой в столовую и ели супы.

...Часто приходило в голову: кто безжалостней — те ли, что заперли живых людей в ящик смерти, или те, что стреляли и убивали? Гонконг сдали из-за нехватки воды; сдавали города и области, когда кончались запасы продовольствия, когда стреляли беспрерывно по городам. Был целый ряд таких случаев у англичан и американцев. Но у нас! Никакие муки живых людей, ни убийства, ни голод — ничто никогда не побудило наши власти к сдаче города, или каким-либо переговорам, соглашениям, к подаче какой-либо помощи жертвам. Здесь действовал обычный закон истаптывания человека. Он именовался отвагой, доблестью, геройством осажденных, добровольно-де отдававших жизнь «отечеству». Тут фигурировал опять и опять спасительный славянский язык.

...Русский человек, в моих глазах, был резиновым. Мог погибнуть в известных условиях европеец. Но русский, да еще советский человек обладал неизмеримой емкостью и мог растягиваться, как подтяжка, сколько угодно, в любую сторону. Его безразличие к жизни и смерти было огромным оружием. Он мог умереть и воскреснуть — да, сколько угодно»10.

Другая позиция выглядит не менее убедительно.

В блокадном Ленинграде Анна Ахматова писала:

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Клятва. 1941, июль

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Мужество. 1942, февраль

Блокадница (в те дни студентка мединститута, а впоследствии профессор) Т. Фадеева вспоминала в 1999 г. о людях, о судьбах тех далеких дней: «...Студенты Ленгосуниверситета голодать начали уже в сентябре 1941 г.

Многие выдержали эту нагрузку. Что же помогло нам, студентам, выжить на блокадном пайке, при бомбежках, без жилья (общежитие было разрушено бомбами в ноябре 1941 г.)? Ответ один. Помогло общее горячее стремление сделать все для приближения Победы. Помогала забота друг о друге, постоянная взаимоподдержка и взаимопомощь. Это не пустые громкие слова, это было реальностью нашей жизни, наших стремлений и давало нам силы работать по 17—20 часов в сутки.

Испытание голодом вело к изменению привычек, отношения к окружающим, к изменению личности. Человек оставался человеком, пока осознавал необходимость в себе окружающих, чувствовал, что должен выполнять нужную людям работу. Без этого уходили и физические силы, а главное — исчезали человеческие понятия. Все начиналось с индивидуализма, эгоизма, раздражительности, страха, а затем у многих это переходило в безволие, трусость.

Я не принимаю в расчет ту небольшую часть жителей, которая занималась «предпринимательством», — они воровали, грабили, наживались на несчастье других. Они не голодали, они всегда были потребителями привилегий. Но после 1988 г. они имеют медаль «За оборону Ленинграда». Указ президента сравнял честных тружеников блокады и приспособленцев, в том числе и подонков»11.

Выбор. Вот что предлагал «новый» немецкий порядок.

1. Позиция лично Гитлера: уничтожая большевизм и разрушив Советское государство, завоевать на Востоке жизненное пространство для немецких колонистов. Конфликт между Германией и славянами независим от политического строя, славяне неполноценны как раса, необходимо безвозвратное уничтожение в России любых форм политической организации: у рабов не бывает государства.

2. Позиция теоретика «восточной политики» А. Розенберга (он с 17 июня 1941 г. возглавлял Министерство по восточным делам, управляя оккупационными территориями на Востоке): между народами СССР существуют глубокие расовые и культурные различия, и надо использовать недовольство проводимой большевиками политикой интеграции наций в унитарное государство. Нужно изолировать русских на их «исконных территориях» в пределах Московии с помощью коридора нерусских наций (Украина, Прибалтика, Кавказ), которым разрешить жестко контролируемые Германией государственные структуры.

3. По мнению генерала Йодля, следовало отделить советскую власть от народа и использовать против режима политическое и социальное недовольство граждан, прежде всего крестьян.

Таков «выбор», предложенный населению нашей страны нацистами.

Мы вместе убеждаемся, что патриотизм или предательство — всегда личный выбор.

Выбор. По немецким данным к ноябрю 1941 г. к ним в плен попало более 2 млн из числа советских войск [1941 г. Кн. 2. М., 1998. С. 487].

Был, скажем так, и повторный выбор.

В «Положении о штрафных ротах действующей армии» 26 сентября 1942 г. заместитель народного комиссара обороны генерал армии Г. Жуков предоставлял провинившимся ВЫБОР.

Искупи свою вину... «Штрафные роты имеют цель дать возможность рядовым бойцам и младшим командирам всех родов войск, провинившимся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, кровью искупить свою вину перед Родиной отважной борьбой с врагом на трудном участке боевых действий».

... «Перед направлением в штрафную роту штрафник становится перед строем роты (батареи, эскадрона и т. д.), зачитывается приказ по полку и разъясняется сущность совершенного преступления».

... «За неисполнение приказа, членовредительство, побег с поля боя или попытку перехода к врагу командный и политический состав штрафной роты обязан применить все меры воздействия вплоть до расстрела на месте».

И будет прощен. ...«За боевое отличие штрафник может быть освобожден досрочно по представлении командования штрафной роты, утвержденному Военным Советом армии.

... «Штрафники, получившие ранение в бою, считаются отбывшими наказание». Перед остановлением штрафной роты досрочно освобожденный становится перед строем роты, зачитывается приказ о досрочном освобождении и разъясняется сущность совершенного подвига».

... «Все освобожденные из штрафной роты восстанавливаются в звании и во всех правах».

... «Семьям погибших штрафников назначается пенсия на общих основаниях».

Старшее поколение. Большинство россиян определили свой выбор в первый день войны. И они Победили!

Выбор. Большинство людей определили его своими жизненными ценностями: патриотизм до самопожертвования; самоотверженный труд и терпимость к скудному обеспечению; вера в Победу и преданность социалистическому выбору.

Этим объясняется массовый героизм. Более 200 раз был повторен подвиг Александра Матросова, свыше 100 раз — подвиг экипажа Николая Гастелло.

Воинам за мужество было вручено 13 млн правительственных наград: 5,3 млн орденов, 7,5 млн медалей.

Героизм проявляли целые части, соединения. Им было вручено более 10 900 боевых орденов.

В каждой области к 50-летию Победы была издана Книга памяти.

Был патриотизм, было и предательство.

Как сегодня смотрит молодежь на эту актуальную проблему: «Патриотизм и предательство?»

В канун 65-летия Победы мы спросили об этом 17—18-летних учеников старших классов школы, колледжа, гимназии и первокурсников архитектурно-строительного университета, технического университета Волгограда (внуков и правнуков победителей Сталинградской битвы).

В анонимном письменном опросе участвовало более 300 юношей и девушек. Выявились три наиболее характерные позиции:

1. «Жизнь дороже Родины» — 1,5% опрошенных. Характерные высказывания: «...По-моему, это глупо, лишать себя жизни ради того, чтобы тебя считали героем», «...Зачем мертвому награда?!», «...У каждого в жизни бывают моменты, когда он трусит. Я этого не оправдываю, но это отнюдь не предательство», «...Человек может стать предателем, потому что он видит, что страна проигрывает войну, с едой и одеждой было плохо, а немцы все это давали...».

2. «Родина дороже жизни» — 65% опрошенных. «...Я твер- до считаю, что предательство — это «черная» сторона человека, которая проявляется в трусости, в измене себе и Родине», «...У патриота всегда есть надежда, а у предателя ее нет», «...Я верю в Бога и в проклятие предателям».

3. Около 33,5% затруднились определиться. «...Сейчас телевидение и туда, и сюда. Я и сам запутался. Кто против Сталина, вроде герой. Тогда какой Родины?», «...Относиться к предателям можно двояко: можно их осуждать, а можно попытаться понять ситуацию, в которой они оказались», «Эйнштейн сказал, что все в природе относительно, и патриотизм и предательство, думаю, тоже...».

Очевидно, и сегодня у каждого есть выбор.

Делайте так, чтобы вам было хорошо. Патриотизм имеет основной функцией защиту интересов личности и общности людей (интересов политических, экономических, социальных и духовных).

Защитите себя, родителей, близких, свой дом, работу и образ жизни, свои духовные ценности (язык, национальные особенности, привычки...).

Защитите словом, поступком, оружием. Это и будет ваш выбор.

Фронтовиками он был сделан в первый день войны.

9 Мая оставшиеся в живых идут по Красной площади. Идет гордость России, немногие из лучших в мире. И словно с ними и над ними строки нашего земляка фронтового поэта Михаила Луконина:

Прощайте! Уходим с порога.

Над старой судьбой не вольны.

Кончается наша дорога,

Дорога пришедших с войны.

Прощайте, со временем вместе

Накатом последней волны

Уходим дорогою чести,

Дорогой пришедших с войны.

Уходим. Над хлебом насущным —

Великой Победы венец!

Идем, салютуя живущим

Разрывами наших сердец.

Соседние файлы в папке Россияне в мировой цивилизации