Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
OTVET_K_EKZAMENU_IPPU_1.doc
Скачиваний:
344
Добавлен:
29.03.2015
Размер:
1.67 Mб
Скачать

17. Критика средневековой теократии (Уильям Оккам, Марсили Падуанский)

Марсили Падуанский

Яркое и своеобразное теоретическое выражение протест против притязаний католической церкви на светскую власть нашел в учении Марсилия Падуанского (ок. 1280–1343 гг.).

Богослов и медик Марсилий Падуанский, бывший одно время ректором Парижского университета, написал книгу “Защитник мира” (1324 г.). Книга выдержана в схоластической манере; автор рассуждает о небесных и земных целях человека, о законах, определяющих пути [c. 92] достижения этих целей; эти рассуждения были изложены в виде толкования модной тогда “Политики” Аристотеля и в духе времени сопровождались ссылками на св. писание. Однако автор обосновывал ряд идей, далеко опередивших его время.

Марсилий Падуанский резко критикует теократические теории: основная причина войн, смут и возмущений, мешающих мирному, упорядоченному общежитию (одна из основных земных целей), – неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства, особенно Италию. Эта причина раздоров не описана Аристотелем, которому вообще не была известна высшая цель, определяемая божественным законом.

Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения. (Нравственные и юридические)

Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос. Цель человеческого закона – правда и общее благо, прочность и твердость власти; различая правомерное и неправомерное, он устанавливает справедливость; соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением. Из различения двух видов законов проистекают разграничения целей, сфер и методов деятельности церкви и государства.

К ведению церкви относятся только божественные, но не человеческие законы; служа высшей цели, церковь не должна вмешиваться в “мирские дела” (Христос говорил: “Царство мое не от мира сего”). Духовенство имеет право только учить, проповедовать христианское вероучение, но никак не принуждать; наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только бог, установивший этот закон (к тому же, только богу известны все деяния и помыслы, ему чужда человеческая логика и т.п.).

Из почти одинаковых с концепцией Фомы Аквинского посылок (деление законов на божественные и человеческие по их цели) вытекали прямо противоположные выводы: учение Марсилия Падуанского отрицало правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, [c. 93] какого бы то ни было принуждения в делах религии. Даже еретик, по учению Марсилия Падуанского, может быть наказан только богом на том свете. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития; но и это (изгнание) может осуществить лишь князь, но никак не священник (“медик душ”), которому принадлежит единственное право – учить и увещевать. Отсюда же вытекало крайне радикальное для того времени требование свободы совести. Марсилий Падуанский высказывался также за реформу церкви, за выборность священников, отмену ряда привилегий пап.

Весьма своеобразно для своего времени решает Марсилий Падуанский и вопрос о человеческом законе. Человеческий закон должен приниматься народом – под народом понимается “совокупность граждан или важнейшая их часть”. Такой порядок принятия и изменения человеческих законов предопределяется их целью: принятые народом законы выражают общее благо; народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал; эти законы всем известны; большинству (общества) принадлежит наибольшая сила для принуждения непокорных к соблюдению законов; наконец, каждый может заметить упущения и предложить способы их устранения. Столь же своеобразно Марсилием Падуанским решается проблема правительства, приводящего законы в исполнение. Во-первых, выдвигается и обосновывается принцип подзаконности всех действий правительства, которое для того и создано, чтобы исполнять законы, определяющие цели и порядок общежития. Во-вторых, исполнитель законов должен избираться тем же, кем закон установлен, т.е. народом.

Теоретическое обоснование принадлежности народу законодательной власти, строгой подзаконности деятельности правительства, выборности народом главы исполнительной власти – все это в теоретическом плане далеко опережало время Марсилия Падуанского, предвосхищая лозунги революций XVII–XVIII вв. В доктрине же XIV в. эти идеи исходили из практики управления городских республик, опирались на отдельные мысли Аристотеля, были созвучны порядку избрания императора Священной Римской империи, наконец, изложены были в схоластической манере. Так, обосновывая выборность правителя, Марсилий Падуанский разбирает и [c. 94] сопоставляет 13 доводов в пользу наследственной и избирательной монархий (в результате наилучшей признается избирательная монархия, где пожизненно избранный народом и ответственный перед ним правитель правит на основе законов). Многократно говорится о народе как о совокупности или о большинстве граждан, но в том же сочинении определяются сословия: военные, священники, судьи (главные, почетные сословия); земледельцы, ремесленники, купцы (простой народ). Отсюда многообразие оценок идей Марсилия Падуанского: от оценки его как идеолога средневекового бюргерства, или, по крайней мере, сторонника сословно-представительной монархии до оценки его лишь как приверженца Людвига Баварского, стремившегося быть избранным в императоры Римской империи.

Лекция:

Марсилий Падуанский. В начале 14 века жил. «защитник мира» - была издана в 1324г. В качестве философской основы использует Аристотеля. Начинает свою теорию с вопроса о происхождении государства. Первоначально возникла семья, а затем путем разрастания семьи появляются все более крупные союзы и появляется государство. Оно появляется не сразу, оно состоит из нескольких частей, каждая из которых возникает в ответ на какую-то потребность человека. Потребность в пище, в одежде, в жилище – появляется земледелие, ремесла и торговля. Возможно под частями государства Марсилий подразумевает сословия. После удовлетворения материальных потребностей – возникает потребность в защите – в ответ возникает военное сословие – армия. Возникают духовные потребности (вера, поиск истины) – возникает священство или церковь. После появления этих пяти частей, возникает потребность в управлении эти механизмом – последняя шестая часть государства – правительство или суд. Каждая часть государства должна заниматься свои делом, должна выполнять то для чего она предназначена. Все проблемы и беды государства начинаются тогда, когда какая-то часть государства выходит за рамки своих функций. Для современных государств главная беда церковь, она вышла за пределы духовной власти, она присвоила функции правительства. По идее церковь – для духовных вещей.

Он вступает в дискуссию со сторонниками теократической теории, он обращается к тексту священного писания. Он доказывает, что никаких основ и предпосылок для государственной власти в библии – нет. В библии ничего не говорится о римском папе, о римском епископе. Читать библию можно было только в церкви, ее нельзя было иметь мирянам.

Политическая власть – принадлежит последней части государства, которая называется правительство. В рамках обсуждения видов законов, Марсилий приходит к выводу, что законы можно поделить на 2 вида:

1) нравственные законы – имеют форму советов, за соблюдение или не соблюдение не следует никаких наград и наказаний. Понять насколько соблюдает можно будет понять только после смерти. Единственным судьей по нравственному закону может быть только бог.

2) юридические законы – установлены людьми, обладают принудительной силой, за неисполнение этих законов следует наказание. У этого закона есть судьи, которые могут назначать наказание. Судьи эти – государственные чиновники.

Марсилий впервые различает право и нравственность. Церковь не вправе судить, церковь может быть советчиком, наставником. Если нарушает юридические законы, то судить должно государство. Церковь не должна вмешиваться в судебные вопросы.

Правильное устройство государства. Он впервые последовательно разграничивает 2 основные функции государственной власти в государстве. 2 власти существует 1) дать государству закон – законодательная власть 2) осуществление суда и управления в рамках закона – правительственная власть.

Законодательная власть – верховная, наиболее важная для государства. Он описывает различные формы государства: одному человеку, органу, немногим и всем. Верховная законодательная власть в государстве должна принадлежать народу (вывод подкрепляется практическими аргументами). Законы издаются для всех – значит, все люди должны иметь право участвовать в законодательном процессе.

Правительственная власть не может принадлежать всему народу, будет правильно, если будет поручена одному человеку или небольшому органу, так как требует принятия постоянных решений. Вопрос об избрании правителя. В существующих государствах 2 основных формы: наследственная и избирательная монархия. Наиболее распространена наследственная монархия. Правильно будет, если монархия будет избирательной. Правителя должен избирать народ. Правитель должен быть мудрым, справедливым – это не передается по наследству, поэтому монарха следует избирать.

Последовательно Марсилием проводится демократическая программа.

Уильям Оккам

Выступал против претензий папы на светскую власть, против абсолютизма церковной и светской власти

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]