Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3298

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
7.16 Mб
Скачать

ческих партий, общественно-политических движений и организаций(втомчислерелигиозных), мигрантов(включаябеженцев). Кроме того, ведется официальная статистика преступлений экстремистского характера. Как констатирует Генпрокуратура РФ (доклад «О состоянии законности в стране в 2014 году»), за последние десять лет выросло число преступлений экстремистской направленности. В 2004 году зафиксировано 130 преступлений экстремистской направленности, в 2013 году – 896, в 2014 году – 1024. Мониторинг показателей социальнополитической стабильности также ведется по ограниченному перечню критериев, особенно пристальное внимание российских исследователей и исследовательских организаций уделяется лишь некоторым аспектам по линии этнокультурных, межнациональных взаимоотношений, включая миграционные процессы. Так, мониторинги российских центров изучения общественного мнения («Левада-Центра», ВЦИОМ и др.) на постоянной основе включают индикаторы отношения россиян к этническим группам, мигрантам, и результаты не кажутся оптимистичными. Они свидетельствуют о существующих напряженности, интолерантности и негативном отношении к этим группам практически половины россиян. Современные исследования социальной идентификации россиян показывают, что социально-политические идентичности выражены слабо, в отличие от родственных идентичностей, но при этом дифференцированы так называемые «чужие», среди которых прежде всего политики и представители власти, люди другой национальности, национальные и этнические меньшинства (чеченцы, армяне, грузины, латыши, литовцы), граждане других стран (американцы, Запад вообще), переселенцы, религиозные общности (например, мусульмане). Следует подчеркнуть, что сама плоскость политического является для современного россиянина «чужой», сферой, от которой он старается дистанцироваться [2, с. 83–95; 3]. Наблюдается недостаток де-

71

тальных качественных и мониторинговых количественных исследований, включая исследования в регионах России, социальных групп с позиций рассмотрения их в качестве политической силы, оценки их политического потенциала.

Мурманская область – субъект Российской Федерации в составе Северо-Западного федерального округа. Сравнительный анализ статистической информации информационноаналитического портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации показал, что Мурманская область – зона с относительно низкими показателями преступлений экстремистского характера в сравнении с другими регионами России [4]. Тем не менее на территории Мурманской области официальная правовая статистика фиксирует факты совершения преступлений и иных противоправных актов экстремистского характера, а ее социально-демографический анализ показывает, что в ряды экстремистских объединений вступают, как правило, молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет.

В исследовании «Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России», проведенном в 2014 году независимой российской исследовательской организацией «Центр изучения национальных конфликтов (ЦИНК)», Мурманская область описывается как зона с низким уровнем напряженности, связанным преимущественно с ненасильственными конфликтными действиями; единичными насильственными действиями, в основном бытового характера; неоднократными конфликтнымидействиямивИнтернете[5].

Существует государственный заказ, который актуализирует меры и действия, направленные на противодействие экстремистской деятельности и формирование толерантного сознания населения в регионах Российской Федерации, включая и Мурманскую область. В регионе уделяется повышенное внимание вопросам профилактики экстремизма, в том числе в молодежной среде. В реализации комплекса мер, направленных

72

на противодействие экстремистской деятельности и формирование толерантного сознания населения Мурманской области, задействован целый ряд структур, среди которых есть специально созданные в указанных целях. Их деятельность регламентирована региональными официальными документами.

Стоит отметить, что регион является достаточно гетерогенным в социально-культурном отношении, включая этнонациональный, религиозный, политический факторы. Так, например, социальное пространство Мурманской области представлено разнообразными социальными группами, институциализированными в форме общественных объединений (религиозных, молодежных, политических и др.), что фиксирует официальная статистика, а также учет УМВД России по Мурманской области. Анализ показателей миграции, учетом которой занимается Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, хотя и свидетельствует в целом о миграционной убыли населения, тем не менее показывает тенденцию к увеличению количества приезжающих в регион с 2010 по 2014 год, включая рост показателей межрегиональной (преобладающая доля в общей численности мигрантов) и международной миграции [6]. Кроме того, растет количество трудовых мигрантов. Так, например, суммарный оборот трудовых мигрантов за восемь лет (начиная с 2005 года) вырос практически в два раза (с 3 до 5,6 тыс. чел.). География трудовых мигрантов, въезжающихвМурманскуюобласть, весьмаобширна[7]. В2013 году наибольшая доля трудовых мигрантов по странам происхождения приходилась на Узбекистан, Таджикистан, Украину, Молдову и Армению [8]. Национальная структура населения Мурманской области, по данным переписи населения 14 октября 2010 г. (процентов к населению, указавшему национальную принадлежность), включает следующие группы: русские – 89,0; украинцы – 4,8; белорусы – 1,7; татары – 0,8; азербайджанцы – 0,5; саамы – 0,2; другие национальности – 3,0 [9]. Эта статистика

73

имеет важное значение в контексте изучения толерантности, поскольку указанные социальные группы выступают носителями специфичных политических культур. Преодоление политической интолерантности в обществе должно учитывать факторы микро- и макроуровня, где речь идет о процессах формирования политической культуры индивидов, а также институциональных преобразованиях.

Список литературы

1.Политика аполитичных: гражданские движения в России 2011–2013 годов / сост. М. Алюков. – М.: Новое литературное обозрение, 2014. – 480 с.

2.Россияне и поляки на рубеже столетий. Опыт сравнительного исследования социальных идентификаций (1998–2002 гг.) / сост. Е.Н. Данилова, В.А. Ядов. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006. – 352 с.

3.КлимоваС.Г. Критерииопределениягрупп«мы» и«они» // Социологическиеисследования. – 2002. – №6. – С. 83–95.

4.Информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации

[Электронный ресурс]. – URL: http://crimestat.ru.

5.Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности

врегионах России. Весна – осень 2014 года [Электронный ре-

сурс]. – URL: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/02.

6.Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской облас-

ти[Электронныйресурс]. – URL: http://murmanskstat.gks.ru.

7.Территориальная подвижность национальной рабочей силы в европейской части российской Арктики [Электронный ресурс] / А.Г. Коровкин, И.Н. Долгова, Е.А. Единак, И.Б. Коро-

лев. – URL: http://labourmarket.ru/conf11/reports/korovkin_dolgova_edinak.pdf.

74

8.Корчак Е.А. Миграционные процессы в формировании трудового потенциала Мурманской области [Электронный ре-

сурс]. – URL: http://www.science-education.ru/117-13794.

9.Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/B13_14s/IssWWW.exe/Stg/sev-zap/murman.htm.

Вицентий Ирина Викторовна – ст. преподаватель ка-

федры экономики и управления Мурманского арктического государственного университета, e-mail: felysite@yandex.ru.

75

Н.А. Войнова СОЦИОЛОГИЯ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Поднимается проблема значимости социологии как науки. Приводятся важные социологические выводы Р. Коллинза. Кратко изложены размышления социального психолога Девида Майерса о феномене «Так я и знал!», в которых поясняется способ работы здравого смысла. На основании анализа сделан вывод о противоречивости этого феномена и о безусловном преимуществе научных социологических знаний перед жизненными.

Ключевые слова: социология, здравый смысл, научность.

N.A. Voynova

SOCIOLOGY AND COMMON SENSE

The problem of importance of sociology as a science is covered in the article. The important sociological conclusions by Randall Collins was given in the text. David Mayers's considerations, the social psychologist, about the phenomenon “OH! I knew it!” which explain the way of common sense operation were given in the text. The idea of contradiction of common sense and unconditional superiority of scientific sociological knowledge was proved.

Keywords: sociology, common sense, scientific.

Правда ли, что выводы, сделанные социологами, являются научной точкой зрения на вещи или они лишь представляют то, что уже известно на уровне здравого смысла?

Социология достигла многого в изучении, интерпретации (объяснении, трактовке), моделировании и конструировании социальных процессов [1, c. 8]. Однако в настоящее время отношение к социологии неоднозначное. Существует мнение, что социология – это псевдонаука, так как все социальные явления, изменения, процессы и так понятны на уровне здравого смысла, и что после почти ста лет исследований социологи еще не пришли ни к достоверным обобщениям, ни к более или

76

менее корректно сформулированным законам, поэтому проблема научности социологии актуальна до сих пор.

Некоторые контраргументы мы находим в трудах доктора философии, профессора Пенсильванского университета Р. Коллинза [2]. Обобщая результаты исследований социологов, Коллинзформулируеттриважныхположения:

Во-первых, положение, имеющее значение для понимания характера взаимодействия между людьми: находясь в группе достаточно долго, при этом внутри нее интенсивно взаимодействуя, человек будет отождествлять себя с группой, что повлечет неизбежное подчинение образцам поведения при условии, что все субъекты группы равны и не конкурируют за какие-либо ресурсы.

Во-вторых, Коллинз формулирует обобщенные факты, касающиеся познавательной деятельности: ограниченность способностей познавательной деятельности человека является причиной обращения к установившейся рутинной практике в каких-либо неопределенных ситуациях или проблемах, с конкретизированием определенной области последних.

В-третьих, он предлагает взгляд на общество как на систему формальных общественных отношений: соперничество или открытая вражда между элитами общества может стать причиной политического кризиса, в частности во время военных неудач, экономической нестабильности, к которой приводят большие расходы на военные нужды, превышающие возможности государства.

Скорее всего, такие результаты кажутся весьма очевидными. Американский социальный психолог Девид Майерс в своем труде «Социальная психология» описывает феномен «Так я и знал!». Суть заключается в том, что мы обращаемся к здравому смыслу после того, как становятся известны факты, т.е. события представляются более очевидными только после того, как они произошли. Существование такого феномена порождает то, что результаты социальных наук воспринима-

77

ются как сами собой разумеющиеся, тем самым они теряют статус научности. И если следовать данной логике, то здравый смысл имеет бо́льшее значение, чем результаты социальных наук. Однако Майерс утверждает, что люди преувеличивают значимость здравого смысла. В действительности мы сталкиваемся с тем, что здравый смысл бывает весьма противоречив. В нашей речи существует множество пословиц, которыми мы пользуемся изо дня в день, не задумываясь, что на каждую пословицу есть противоположная ей по смыслу [3, с. 26].

Конкурирующие пословицы:

У семи нянек дитя без глаза

Ум хорошо, а два – лучше

Что написано пером, того

Очеловекесудятнепоегословам,

не вырубишь топором

апоегоделам

Старую собаку новым трюкам

Век живи – век учись

не научишь

 

Кровь людская – не водица

Одного кровного родства для

 

дружбы мало

Промедление смерти подобно

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Кто предупрежден, тот вооружен

Не говори «гоп», пока не пере-

 

прыгнешь

Мы совершаем ошибки, но только лишь после произошедшего понимаем, как нужно было поступить. То же происходит и с результатами социальных исследований, которые многим обывателям кажутся очевидными и вполне предсказуемыми после их оглашения, что ставит под сомнение статус социологии как науки. Часто мы необъективно судим людей за их поступки. Видим результат их действий, затем даем характеристику и присваиваем ярлык исходя из выводов здравого смысла. Это опасно тем, что мы можем ошибаться в людях, оценивая их противоречивым здравым смыслом. В связи с этим важнейшая задача социолога – оставаться беспристрастным созерцателем социальных явлений, максимально отстраняться от своего собственного взгляда на мир и оценивать общественные явления ис-

78

ключительно с помощью социологических методов. Только так можно приблизитьсякистиневещей, происходящихвсоциуме.

Здравый смысл оказывается прав после того, как событие свершилось. Это значит, что мы легко обманываем сами себя, полагая, что выводы социологов очевидны и предсказуемы, что результаты каких-либо явлений такими и должны были быть, хотя сами всерьез и не предполагали эти результаты, просто здравый смысл сам всё объяснил, когда мы о них узнали. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что мнение об очевидности результатов социологических исследований – это огромное заблуждение здравого смысла. Именно для этого и нужна наука: чтобы помочь отделить реальность от иллюзий и подлинные прогнозы от «крепости задним умом»

[3, с. 26, 27].

Список литературы

1.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.

2.Коллинз Р. Социология: наука или антинаука? // THESIS. – 1994. – №4. – С. 72–74.

3.Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 800 с. (Серия «Мастера психологии»).

Войнова Нелли Андреевна – студентка Пермского на-

ционального исследовательского политехнического универси-

тета, e-mail: savage_nelli97@mail.ru.

79

Н.В. Вяткина

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Рассмотрены специфика профессиональной деятельности и особенности функционирования социально-профессиональной группы менеджеров среднего звена в современном российском обществе.

Ключевые слова: менеджеры среднего звена, профессиональная деятельность, современное российское общество.

N.V. Vyatkina

FEATURES OF PROFESSIONAL

ACTIVITIES OF MIDDLE MANAGERS

IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

The specificity of professional work and the particular qualities of the socio-professional group of middle managers in the modern Russian society.

Keywords: middle managers, professional activity, modern Russian society.

Профессия «менеджер» в современной России приобрела особую актуальность сравнительно недавно, время ее появления совпало с процессами коренной трансформации общественного устройства, производственных процессов и отношений, изменениями институтов собственности и сложившихся десятилетиями в советском обществе практик управления, смены ценностных императивов.

Отношение к менеджерам в современной России со стороны общества и бизнес-сообщества достаточно противоречивое. С одной стороны, больше 50 % выпускников школ хотели бы связать свою будущую работу с экономикой и управлением [1, с. 17], что говорит о высоком престиже управленцев. Практически четверть века функционирует институт подготовки

80

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]