Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3298

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
7.16 Mб
Скачать

О.Н. Некрасова

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Рассматриваются семейно-брачные установки и семейные ориентации современной российской молодежи, семья в иерархии их ценностей. Раскрываются понятия об основных семейных моделях поведения, а также анализируются результаты исследования, проведенного в 2015 году.

Ключевые слова: брак, семья, деторождение, ценности института семьи, мотивы вступления в брак.

O.N. Nekrasova

FAMILY’S ORIENTATION

AND VALUES OF MODERN YOUTH

This article represents family-marriage adjustments, attitude to family and family’s position in a hierarchy of values among modern Russian youth. It concepts about basic models of behavior in families and analyzes the results of a study conducted in 2015.

Keywords: marriage, family, child-birth, values of institution of marriage, reasons for marriage.

В настоящее время проблема изучения отношения современной молодежи к браку актуальна в связи с постоянным ухудшением демографической ситуации в России. Изменения в сфере брачно-семейных отношений приводит к таким проблемам, как снижение показателей рождаемости, увеличение частоты разводов, нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье и т.д.

Прежде всего это связано с тем, что ценности и установки молодых людей не направлены на создание семьи, рождение детей. Они предпочитают однодетную или бездетную семью, если вообщедумаютотом, чтобысоздатьсоюз. Однакорольмолодых людей состоит в том, чтобы заменять предшествующие им поко-

171

ления, воспроизводить социально-демографическую структуру общества. Такчто жесейчаспроисходит?

Ксожалению, в последнее время мы наблюдаем негативное отношение молодежи к семейно-брачным отношениям. Всё чаще сожительство (фактический брак) заменяет юридически оформленные союзы. В таком браке молодежь привлекают свобода и возможность реализации личных интересов, что чаще всего влечет за собой такие последствия, как безответственность в поведении, особенно при рождении и воспитании детей. Молодые семьи сталкиваются с множеством проблем, чаще всего они даже не готовы к браку.

Для того чтобы разобраться в данной проблеме, рассмотрим существующие модели семьи. Основной является традиционная модель, высшая ценность которой – стойкость брака в любых обстоятельствах. Вступающие в такой союз люди либо являются однолюбами по своей натуре, либо воспитывались в благополучной семье, где присутствовало взаимопонимание. Традиционный тип семьи имеет свои преимущества. Например, здесь есть четкое распределение функций между супругами: если мужчина является кормильцем, то женщина обязана быть хранительницей домашнего очага. Кстати, как правило, традиционная семья является многодетной, поскольку одна из концепций супружеской жизни – расширение семьи [1, с. 48].

Наряду с традиционной моделью получают общественное признание и другие модели: временное сожительство, неполная семья, возникающая после развода, материнская семья, сепаративная семья и т.д. Появление этих моделей непроизвольно, это следствие глубинных сдвигов в основополагающих функциях семьи [2, с. 190].

Ккакой же модели семейных отношений склоняется современная молодежь?

По результатам исследования Е.А. Озеровой (студентки ЮФУ), проведенного в 2007 году в г. Ростове-на-Дону, семья для молодых людей является самым ценным в жизни (66 %).

172

Для четверти опрошенных семья стоит на одном уровне с такими ценностями, как работа, здоровье, друзья (24 %). Для 7 % респондентов гораздо важнее личные интересы, карьера. Для 2 % семьянепредставляетникакойценности.

Признаками «счастливой семьи», по мнению молодежи, являются: доверие (16 %), взаимопонимание и уважение (13 %), сексуальная гармония (13 %), преданность (9 %). Наличие детей отметили лишь 6 % опрошенных. И стоит заметить, что идеальная семья в представлениях молодых россиян не обязательно должнабытьофициальнозарегистрирована.

Для молодежи основными мотивами вступления в брак являются любовь (30 %), доверие и взаимопонимание (18 %), общие интересы (17 %).

Что касается отношений в семье, то 57 % ответили, что отношения в семье должны быть эгалитарными (равноправными), 43 % считают, что ведущую роль должен играть мужчина. Никто из респондентов не выбрал вариант ответа о том, что женщина должна быть главой семьи.

Для 76 % наличие детей в семье является обязательным (против 24 %). Хотели иметь двоих детей 50 %, троих – 30 %, одного ребенка – 11 %.

С целью изучения семейно-брачных установок и мотивов вступления в брак автор провел пилотажное исследование, в ходе которого было опрошено 50 человек в возрасте от 18–29 лет. Главной задачей исследования являлось определение роли семьи в иерархии ценностных ориентаций молодежи, выяснение семейно-брачной мотивации и выявление установок молодежи на деторождение.

Основным мотивом вступления в брак является любовь, у лиц как мужского (85,0 %), так и женского (70,0 %) пола. У женщин еще можно отметить такой мотив, как страх одино-

чества (16,7 %).

Что касается основных семейно-брачных ценностей, то респонденты отмечают теплые, искренние взаимоотношения в семье (85,7 %) и поддержку супругами друг друга (83,3 %).

173

Молодыелюдиввозрастеот18 до 20 летхотятиметьтрех и более детей (32,1 % из этой возрастной группы). В основном молодежь предпочитает иметь двух детей, и ярче всего эта тенденция выражена в группереспондентовот 21 года до 24 лет. Те, кто старше24 лет, такжепредпочитаютиметьдвоих детей.

В представлении о «счастливой семье» главную роль у лиц мужского пола играет такой фактор, как любовь между членами семьи (75 %). У респондентов женского пола основным аспектом счастливой семьи является уважение и взаимопонимание (73,3 %). Эти два фактора являются главными в выборе молодых людей. Но также можно заметить, что для обеих гендерных групп важны откровенность и доверие в отношениях (50 % от общего числа респондентов).

Что касается распределения ролей в семье, то мужчины считают, что глава семьи не нужен и все вопросы должны решаться совместно (55 %). Однако женщины предпочитают разделение обязанностей: какие-то вопросы решает муж, а ка- кие-то жена (36,7 %). Также женщины отмечают, что главой семьи должен быть муж (23,3 %).

Должен ли быть семейный союз оформлен официально? И мужчины (35 %) и женщины (30 %) считают, что регистрация брака необходима в связи с юридическими аспектами. Однако можно отметить, что мужчины более склонны к тому, что регистрация брака необходима (25 %). А женщины считают, что регистрация – формальность (26,7 %). Хотя разница между этими показателями невысока.

На основании данного исследования можно сделать выводы о том, что современная молодежь в основном считает любовь основополагающим мотивом при принятии решения о вступлении в брак. Тем не менее существуют полоролевые различия при вступлении в брак юношей и девушек. Юноши основными мотивами при вступлении в брак называют всетаки любовь, девушки, в первую очередь – взаимопонимание, взаимопомощь, а потом уже любовь и страх одиночества.

174

Главной ценностью в семье молодые люди считают взаимоотношения между членами семьи, теплоту и откровенность. Верность супругов тоже является немаловажной ценностью.

Что касается детей, то по сравнению с прошлыми годами доля установки на деторождение снижается, хотя государство всячески старается поддерживать молодых родителей.

Молодежь желает вступать в брак, но настоящая соци- ально-экономическая ситуация не дает им достаточно гарантий на семейное благополучие. Именно поэтому на первый план выходят материальный достаток, образование, высокооплачиваем работа. Ведь молодые люди считают, что для создания семьи необходимо для начала «встать на ноги».

Список литературы

1.Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991.

2.Лисовский В.Т. Социология молодежи. – СПб., 1996.

3.Богоявленский Д.Д. Демографическая ситуация в России: состояние, ситуация, прогноз // Современная женщина, семья, демография / Фонд им. Генриха Белля. – М.: Звенья, 2007. – С. 12–45.

4.Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Социологические исследования. – 1982. – № 2.

5.Шубина О.А. Ценности семьи в сознании студенческой молодежи // Вестник Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского.

Социальные науки. – 2007. – № 5. – С. 218–221.

Некрасова Ольга Николаевна – студентка Пермского национального исследовательского политехнического универ-

ситета, e-mail: O.N.Nekrasova@mail.ru.

175

С.П. Парамонова, А.В. Плискина

МЕРИТОКРАТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕИГРОВОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО НА ПЕРМСКОЙ «ФЛАЭРТИАНЕ»

Рассматривается процесс экспертной оценки и оценки со стороны рядового зрителя стимулирования фильмов, представленных на международном кинофестивале неигрового документального кино «Флаэртиана» в Перми. Показаны параллели в оценке социальных процессов экспертами кино и с помощью социологических методов оценки. Подчеркнут синтетический характер меритократической функции стимулирования фильмов и отмечены расхождения в понимании содержания фильмов МКФ и зрительской аудиторией. Сформулированы некоторые выводы об оценке места «Флаэртианы» в региональной культуре и ожидаемой смены направлений приоритетов в предпочтениях награжденных фильмов с учетом обратной связи.

Ключевые слова: меритократия, брендовый статус кинофестиваля «Флаэртиана» в Перми, политическое стимулирование, меритократическая функция оценки документального кино.

S.P. Paramonova, A.V. Pliskina

THE MERITOCRATIC EVALUАTION OF NON-FICTION DOCUMENTARY FILMS

ON “FLAHERTIANA” FILM FESTIVAL IN PERM

The article discusses the process of peer review and assessment by the ordinary spectator films incentives presented at the international film festival of documentary documentary film “Flahertiana” in Perm. Showing parallels in the assessment of social processes cinema experts and sociological assessment methods. Emphasize the synthetic nature of the meritocratic function stimulating films and marked differences of understanding the content of films ICF and audience. Formulated some conclusions on the assessment of the place “Flahertiana” in the regional culture and the expected change in the priority areas of preference awarded films based on feedback.

Keywords: meritocracy, brand-name status “Flahertiana” Film Festival in Perm, political incentives, meritocratic evaluation feature documentary.

176

Как выглядит страна, представившая свои фильмы о себе и о России, в зазеркалье общих выводов? Это выход в макропространство МКФ документального неигрового кино «Флаэртиана». Чем характеризуется атмосфера и ощущение себя в многочисленных залах кинотеатра «Премьер» на кинопоказах? Вокруг исключительно молодые лица зрителей. Ты входишь в новый для тебя поток нешумных, одетых в сдержанные тона интеллигентных людей. Целевая аудитория «Флаэртианы» – молодежь, студенты гуманитарных вузов Перми: классического и педагогического университетов. Как отметил на «Флаэртиане – 2008» ведущий эксперт Павел Павликовский, польский документалист, работающий на средства Би-Би-Си: «“Флаэртиана” как вид неигрового документального кино претендует лишь на одно: донести зрителю правду среди моря политически ангажированных СМИ. Самое мощное воздействие на сознание, точнее, мировоззрение людей, оказывают опосредованные идеологические формы, в частности искусство кино».

Политика, государство и образование являются тесно связанными между собой социальными институтами, которые через взаимодействие обеспечивают востребованный обществом демократический механизм развития личности и общества. Зарубежный и отечественный опыт меритократического стимулирования свидетельствует о том, что политика, государство и образование являются тесно связанными между собой социальными институтами, участвующимивформированиимировоззрения[7].

Мировоззрение опосредованно формируется практикой. По мнению Н.В. Борисовой, темпы движения Центра и периферии РФ в сторону либерализации различны. В центре движение идет сравнительно быстро, на периферии социальное партнерство бизнеса и власти соединяется с патернализмом. Власть обязывает бизнес вести отчисления на социальную жизнь региона, это расценивается автором как усиление «узаконенного» рэкета, и тем самым усиливает патерналистские тенденции, порождая «патрон-клиентилизм» [3, с. 31].

177

Когда мы, зрители, находясь на показах, слышим и видим перечисления спонсоров-магнатов (это СМИ и властные структуры), когда публика видит отчисления на первую премию «Золотого Нанука» в 250 тысяч, далее 50 тысяч рублей и другие премиальные суммы, нам понятно, что это не столь высокие премии, как на крупных международных фестивалях, и новый фильм на эти деньги снять сложно. Хотя для студенческих и детско-юношеских фильмов это подспорье. Однако неизвестно, за чей счет оплачиваются проезд, проживание и питание экспертов и участников МКФ. Вероятно, за счет региона. Это тоже меритократическая поддержка.

Интересен круг меняющихся экспертов «Флаэртианы», латентным остается способ отбора и премирования лучших фильмов. Экспертами «Флаэртианы – 2016» проговаривалось, что мнение президента МКФ, устроителя «Флаэртианы» П.А. Печёнкина было решающим. Здесь своя меритократическая стратификация. «Меритократия – форма общества, в котором успех в социальном положении является результатом способностей и индивидуальных усилий. Меритократия подчеркивает равенство скорее конкуренции, чем результата, устанавливая, что положение в профессиональной иерархии занимается благодаря заслугам по универсальным, объективным критериям, а не приписанным критериям возраста, гендера, расы или унаследованного богатства» [2, с. 411].

«Флаэртиана», безусловно, не рядовое явление культурной жизни города, региона, страны. Насколько документальное кино недоступно широкому зрителю, видно по фундаментальным, отформатированным по рубрикам программам телевидения. Оно не раскупается, не популяризируется, и уникальные работы, представленные на МКФ неигрового документального кино, пока широкой публике не демонстрируются. Брендовый статус кинофестиваля «Флаэртиана» в Перми имеет два про- странственно-временных измерения. Первый – известность в мире и за пределами региона (фильмы представлены со всех

178

частей света), второй – движение «Флаэртианы» по городам региона и школам как новый вид досуговой занятости молодежи, тесно связанной с информационными технологиями. Соучастие населения в реализации меритократической функции проявляется в посещаемости мероприятий, связанных с просмотром кинодокументалистики. На закрытиях фестиваля по традиции приводятся статистические данные, сколько человек посетили кинопоказы.

Квинтэссенцию «Флаэртианы – 2016» определили две выраженные позиции: первая, высказанная П.А. Печёнкиным, президентом «Флаэртианы», в интервью пермскому телевидению, о том, что на МКФ «Флаэртиана – 2016» отобраны фильмы, в которых представлено всё, что касается человека, содержащееся в основных библейских заповедях. И вторая позиция, высказанная Бен ван Лисхаутом (Голландия): есть документалисты-моралисты, а есть документалисты, скажем так, нейтрального (структурно-функционального) направления. Он, как эксперт и участник кинопоказов, охотно отнес свои работы ко второму направлению.

В первом фильме из двух, под названием «Инвентаризация Родины», Бен ван Лисхаут показал, что по заданию Николая II талантливый русский фотограф Прокудин-Горский представил в цветных фотографиях Россию от севера европейской части до юга. Прокудин-Горский сделал первые пробы создания цветного фото. Он четко композиционно и мягко эстетически выразил прелесть пейзажей, церквей, населяющих Россию людей в традиционной национальной одежде. Человек, получивший царский заказ на «инвентаризацию Родины», не принял революцию 1917 года. Он уехал и умер в безвестности и бедности в Париже. Его потомки продали коллекцию снимков в библиотеку Вашингтона. Прошло столетие, Россию повернули к капитализму, но уже как сырьевой придаток для западной экономики. Снова бедность, демонстрируется убогость торговли снедью на платформах РЖД и дикоросами на жалких рыночках. Следует недалекий

179

вывод и самого Бен ван Лесхаута, и преимущественно женской аудитории: «Ничего не изменилось за сто лет». Комментарий автора фильма, преподавателя киноакадемии в Голландии, состоял в снисходительном замечании о том, что повторившие путь Прокудина-Горского по РЖД и по Волге еще не показали в России те проблемы, которые характерны для всех стран: алкоголизм, наркотизациюит.п.

Во втором фильме Бен ван Лесхаута «Сибирские зарисовки» Россия выглядит также крайне непривлекательно, скорее отвратительно. Описана поездка к драге, добывающей золото. В Красноярском крае дороги в выбоинах и в вымоинах, опасных для водителей мощных грузовиков. Обед дальнобойщиков на обочине в придорожной траве у размытой грязной дороги. На драге, мощной золотодобывающей установке, женщины в резиновых комбинезонах, сапогах и перчатках, вычищают резиновые коврики после промывки золотоносных остатков песка и гравия. Их проверяют мужчины на предмет выноса золота. За год поселок намывает два килограмма золота. В заключение фильма женщины спели в национальных костюмах песни о Сибири на фоне намывающей золото драги. Временами рассказ о поездке вглубь Сибири перемежается картинами бесконечных осенних золотобагряных лесов Сибири.

При просмотре вспомнилась история и возник иной смысл, который не вкладывал в картину Бен ван Лесхаут. Три поколения назад, переброшенные на восток, сибирские части прогнали фашистов под Москвой. Большинство семей сибиряков заплатили за победу, они помнят, что отдали на фронт кормильцев. А по «нейтрально» отснятому фильму видна просто незаселенная Сибирь. На социологических конгрессах некоторые европейские экономсоциологи не стесняются заявлять: плодородной земли на планете мало, население растет, в России пустуют земли, пусть Россия делится землей. На это отечественные экономисты заявляют: «Сумеем обработать самостоя-

тельно» [6, с. 11].

180

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]