Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3298

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
7.16 Mб
Скачать

точно много, как и ученых их изучавших: Томас Гоббс, ЖанЖак Руссо, Джон Локк и др.

Т. Гоббс говорил о том, что «государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их для мира и общей защиты» [3, с.133].

Также Гоббс говорит, что люди, заключившие «общественный договор», должны следовать правилам, которые были прописаны при создании государства. И наконец, верховная власть должна регулировать все политические отношения, при этом граждане не должны протестовать, так как сами и отдали власть правителю.

В свою очередь, Жан-Жак Руссо говорит о том, что народ должен непосредственно участвовать в правлении: «Всегда будет существовать большое различие между тем, чтобы подчинить себе толпу, и тем, чтобы управлять обществом. Если отдельные люди порознь один за другим порабощаются одним человеком, то, каково бы ни было их число, я вижу здесь только господина и рабов, а никак не народ и его главу» [4, с. 11].

Таким образом, рассмотрев и теории конфликта, и теории общественного договора, можно сказать, что эти два понятия неотделимы друг от друга, так как:

1)конфликт базируется на том, что группа или член группы отвергает традиционные правила, которые были оговорены в общественном договоре или подразумевались;

2)посредством конфликта могут быть выявлены новые направления общественного развития, наиболее эффективное осуществление которых требует заключения консенсуса (пусть иногда и временного);

3)цепочка конфликтов и консенсусов способствует продвижению истории и развитию общества, так как за конфликтом следует консенсус (его обеспечение требует развития определенных управленческих средств, психологии), а после на-

291

рушения консенсуса вновь возникает конфликт, для решения которого с каждым разом используются всё более эффективные методы (оружие, психология и др.).

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: социология нуждается в рассмотрении каждого аспекта общественного взаимодействия отдельно, однако некоторые феномены требуют анализа в совокупности, поскольку возникновение одного из них влечет за собой возникновение другого, и так бесконечно. Мы не можем анализировать психоэмоциональное состояние члена семьи без рассмотрения особенностей его семьи, также как и анализировать внутрисемейные отношения, исключив из них одного человека. Следовательно, для того чтобы понять причины возникновение общества, мы должны использовать обе теории в совокупности.

Список литературы

1.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Этюд оборганизациивысшихобществ. – Одесса, 1900.

2.Козер Л. Функции социального конфликта. – М.: Идея-

Пресс, 2000.

3.Гоббс Т. Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1988. – Т. 2.

4.Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического права // Об общественном договоре. Трактаты: пер. сфр. - М.: КАНОН-пресс: Кучковополе, 1998. – 416 с.

Шатрабаева Светлана Михайловна – студентка Пермско-

го национального исследовательского политехнического универ-

ситета, e-mail: sveta.shatrabaeva.96@mail.ru.

292

В.В. Шилов

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАМКИ И ДЕФИНИЦИЯ ПОНЯТИЯ «РЕГИОН»

Рассматривается вопрос о роли и значении регионов в современном мире. Определяется круг научных дисциплин, в сферу которых попадает изучение региональной проблематики. Рассматриваются территориальные рамки различных регионов мира, делается попытка дать определениеэтомусложномуинеоднозначномупонятию.

Ключевые слова: власть, наука, социальная напряженность, политическая безопасность, качество жизни.

V.V. Shilov

DISCIPLINARY, TERRITORIAL FRAMES

DEFINITION OF THE CONCEPT AREA

We consider the important issue of the role and importance of the regions in the world today. It determines the range of scientific disciplines, which falls within the scope of the study of regional problems. We consider the territorial scope of the various regions of the world, an attempt is made to define this complex and ambiguous concept.

Keywords: power, science, social tensions, political security, quality of life.

Игнорирование работ и рекомендаций экономистов, историков, социологов, культурологов региональными и местными властями дискредитирует цель и смысл российских реформ в области управления экономикой регионов, тормозит процессы социокультурного регионального развития. В то же время в последние годы исследователи все чаще обращают внимание на возрастающую роль регионов. Доктор социологических наук В.П. Солонина отмечает: «Региональный фактор в современных условиях приобретает всё большую актуальность, вес и влияние. Прослеживается четко выраженная тенденция к превращению регионализма в общемировую тенденцию, в контексте которой регионы начинают играть всё

293

более возрастающую роль в жизни различных стран и народов, а также в общемировых процессах в целом…» [1, с. 3].

На эту же важную особенность обратил внимание в одном из интервью известнейший западный эксперт по России, директор Центра им. Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике (DGAP), немецкий политолог А.Г. Рар. На вопрос корреспондента «АиФ» Валентины Оберемко: «Сегодня, по-вашему, возможно создание новой Российской империи или Россия слишком слаба для этого?» – он ответил: «Думаю, времена империй закончены. У Евросоюза империя тоже не получается. Мы видим, что великие интеграционные идеи на Западе рушатся. Мир стал другим, и Америка уже за-

вершает век своей империи. Это будет очень сложный мир региональных центров (выделено – В.Ш.)…» [2, с. 9].

Интерес к регионоведению (социально-экономическому районированию своих территорий) характерен и для современных высокоразвитых стран мира: США, КНР, Канады и др. Конкретно «региональные идеи» в конце XX века особенно активизировались в Европе, когда 4 декабря 1996 года более 300 европейских регионов (с различными территориями, по- литико-административным устройством), представляющих интересы более 400 миллионов своих граждан, приняли Декларацию о регионализме в Европе [3]. До этого, в 1985 году, была создана Ассамблея европейских регионов (АЕР) как Совет регионов Европы, включающий 47 регионов и 9 межрегиональных ассоциаций. Россию в этой Ассамблее представляют Ингушетия, Карелия, Самарская область, Мордовия и Татарстан (в качестве членов) и Архангельская область – в качестве наблюдателя.

Главный мотив принятия декларации в 1996 году – стремление к дальнейшей регионализации в институционных рамках своих стран. В декларации записано, что понятие «регион» «представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные по-

294

литические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства» (вопрос о «границах» конкретного региона в РФ остается дискуссионным и сегодня, большое число специалистов в области региональной науки сходятся во мнении, что регионами России следует считать субъекты Федерации).

Возрастающая роль регионов в современном мире подтверждается и опытом проведения наших научных форумов в Березниках, Соликамске и Усолье Пермского края. Автор этих строк с 1991 по 2014 год в Верхнекамском регионе ежегодно проводил научно-практические конференции, всегда с выпуском сборника научных трудов (всего было издано 30 сборников), и все наши форумы, опубликованные материалы, как правило, носили региональную специфику. Сами названия нашего первого сборника научных трудов «Проблемы истори- ко-культурного наследия Верхнекамского региона» [4, с. 100] и последнего «Регионы в современном мире – 2014» [5, с. 422] отмечают региональную специфику. Во всех наших сборниках материалов концептообразующей составляющей является эко-

номическое развитие регионов и формирование их культурно-

исторического облика, что в конечном итоге исследователям и представителям региональной и местной власти помогает делать глубокий и всесторонний «анализ, синтез, прогноз» трансформации, развития территории.

В то же время понятие «регион» довольно многогранное, об этом свидетельствуют и названия многочисленных тем исследования в области региональной истории, региональной политики, региональной культуры, а в современной экономической науке региональная экономика давно признана как самостоятельная и важная отрасль знаний. На последнем понятии остановимся подробней.

295

ВРоссии «Региональная экономика и управление» – сравнительно молодая учебная дисциплина, в советской высшей школе она не преподавалась, ее заменял курс экономической географии, который являлся начальным циклом экономического образования, т.е. изучалсядо экономическойтеории. Однако этот курс оказался слабо связан с дисциплинами современного экономического образования (макроэкономикой и микроэкономикой), он оставлял в стороне изучение сложных проблем трансформационного периода, хотя на Западе еще в 50-е годы XX века сформировалась региональная наука (Regional science), идеологомиорганизаторомкоторойвыступилУ. Айзард(W. Isard).

Данное синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, стремится изучать регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисципли-

нарным исследованиям. Региональный ученый (Regional scientist), как утверждают представители этого направления, может быть экономистом, географом, историком, социологом, политологом, инженером, архитектором, юристом, психологом. Но всех их должен объединять один общий многоаспектный объект исследования – регионы (и у нас еще в советский период сформировались научные школы мирового уровня, среди которых наиболее известной и получившей мировое признание является новосибирская школа, сформировавшаяся в Институте экономики и организации промышленного производства под руководством академика АН СССР А.Г. Гранберга, у нас на Урале – подруководством академикаРАНА.И. Татаркина).

Вначале XXI века, в довольно непростой период развития рыночных отношений в РФ, российские экономисты стали особо отмечать, что одним из важнейших объектов экономической политики в России является регион. По мнению доктора экономических наук, профессора Е.Г. Анимицы: «регион – это целостное пространственное (территориальное) образование, очень часто значительное по размерам, но не обязательно являющееся таксономической единицей в какой-либо системе территориального

296

членения, внутри которого взаимодействуют природногеографические, экономические, социальные, этнодемографические и иные процессы» [6]. При этом исследователи отмечают, что эволюция типов территориально-отраслевых сочетаний исторически идет по спирали: от первичных отраслевых сгустков (районов, агломераций) к «агломерационным отраслям», ориентирующимся на городские агломерации как наиболее подходящуюсреду, иотних кновымотраслевымареаламвтех жесамых районах, гдеэтаформазародилась[7].

Экономисты констатируют: сложность системы «регион» подтверждается тем, что ее можно структурировать и идентифицировать в разных областях – экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной, политической и т.д. [8], т.е. региональная экономика затрагивает области и других наук о регионе: экономические аспекты демографии, истории, социологии, культурологии, политологии и других наук о человекеиобществе, атакжегеологии, биологии, экологииидр.

Для обозначения комплекса знаний о регионах используются и такие термины, как регионоведение, регионология, регионалистика. Но общепринятой дефиниции термина «регион» до сих пор в научном сообществе нет (попытка преодоления однонаправленной трактовки региона в границах частных наук осуществилась в рамках системного подхода Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева и др.).

При этом сегодня можно четко выделить несколько направлений исследований, которые имеют давние корни: географы определяют регион как административно-территориальную единицу, экономисты подразумевают под ним хозяйственноэкономическую общность. Региону как социокультурному пространству (на философско-социологическом уровне) посвящены труды П. Бурдье, П. Бергера, П.А. Сорокина, Э. Гидденса, Р. Коллинза, А.С. Ахиезера, И.А. Иконниковой, А.Я. Гуревича, Г.Е. Зборовского, Б. С. Хорева, Н Г. Агафонова, Н.А. Аитова, А.В. Баранова, В.А. Глазычева, Л.Н. Когана, М.Н. Межевича и другихисследователей.

297

Представители концепции географического детерминизма, основателями которого были Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер (в Германии), Д.Н. Анучин, В.Г. Богораз-Тан (в России), Дж.Ф. Картер, Дж. Спенсер, В. Томас, П. Хаггет (в Америке) и другие авторы, рассматривали регион уже как геокультурное пространство. Вслед за ними идею культурного пространства выдвинули Л.С. Берг и К. Зауэр и активно продолжили изучать в 90-е годы прошлого столетия Ю.А. Веденин и его шко-

ла [9, с. 313].

История России имеет немало примеров географического «прирастания» регионов (например, Верхнекамский регион вошел в состав Российского государства в XV веке), поэтому у историков вызывают интерес работы по проблемам колонизации России, которые озвучили в своих трудах В.О. Ключевский, М.К. Любавский, С.М. Соловьев, Н.А. Бердяев, А.С. Ахиезер, И.В. Кондаков, В.В. Марков, В.В. Алексеев, А.В. Ремнев. Здесь же можно добавить, что на «региональную идентичность» обращали внимание известные отечественные историки еще досоветского периода: Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев, М.П. Погодин, Г.Н. Потанин, А.П. Щапов, Н.М. Ядринцев.

Четкую грань между научными школами провести сложно, так как политическая, экономическая, социальная, культурная сферы, как и границы любого региона, находятся в постоянном движении, видоизменении.

Часто понятию «регион» солидные издания дают несколько разных трактовок. В Большой советской энциклопедии (1986) «регион» и «район» приводятся как слова синонимы, хотя они даже не однокоренные (регион – от лат. «правлю», а район – от древнегреч. «луч»).

Словарь иностранных слов данное понятие расшифровывает следующим образом: «Регион {англ. region < лат. regio} – 1) область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и

298

иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения; 2) группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический, или близкий по национальному составу и культуре, или однотипный по общественно-политическому строю район мира» [10, с. 431]. В этом же словаре даются определение и таким понятиям, какрегионализация, регионализм, региональный[10, с. 432].

В XXI веке специалистами по геополитике часто упоминаются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). АТР – это политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана, и многочисленные островные государства в самом океане [11] Как видно, масштаб (территориальные рамки) любого региона РФ с АТР просто несопоставим.

Можно констатировать, что понятие «регион» довольно многоаспектное и глубокое по смыслу, что не позволяет применить по отношению к нему дефиницию. Тем не менее, не претендуя на истину в последней инстанции, мы все-таки попробуем предложить следующие определение данному термину. Регион – это социально-экономическое организованное пространство с определенной административно-политической территорией расположения и границей, с действием одного круга нормативно-правовой базы, с конкретной природногеографической территорией, с определенным типом и характером производства, историко-культурными, национальными и демографическими специфическими особенностями.

Подводя итог, отметим, что федеральная власть (законодательная, исполнительная) должна осознавать, что угроза политической безопасности России прежде всего исходит от усиления социальной напряженности в регионах: безработица, преступность, низкие уровень и качество жизни. В то же время более качественно решать проблемы жилищно-коммунальной сферы (ЖКХ), строительства жилья, дорог, объектов соцкультбыта может именно региональная и местная власти, ко-

299

торые намного ближе к людям, чем федеральный центр. Исходя из этого в XXI веке проблема самодостаточности регионов выходит на первый план. Бояться «парада суверенитетов» не стоит, так как по сравнению с 1990-ми годами сегодня имеется прочная нормативно-правовая база, которая довольно четко регламентирует отношения между Центром и регионами РФ.

Проблему воспитания национального самосознания (патриотизма) [12, с. 2821], о которой много говорится сегодня на федеральном уровне [13, с. 78], наиболее эффективно можно решать именно на местном и региональных уровнях. Мы уверены, что рост национального самосознания возможен только на примере лучших образцов историко-культурного наследия, а сама общерусская культура складывается именно из региональных компонентов, выражена в локальных вариантах. Потеря традиций, утрата историко-культурного наследия всегда негативно отражаются не только на этнокультурном, но и на социально-экономическом, демографическом, политическом развитии любого региона.

Список литературы

1.Солонина В.П. Региональная безопасность как система направленности и обеспечивания устойчивого социального развития: автореф. дис. … д-ра социол. наук. – Ростов н/Д, 2008. – С. 3.

2.Рар А.Г. Не уважают, зато боятся… Почему Запад настроен к нам агрессивно? // АиФ. – 2012. – № 44. – С. 9.

3.Декларация Ассамблеи европейских регионов о регионализме в Европе (на заседании АЕР Генеральной Ассамблеи

вг. Базеле 4 декабря 1996 года) [Электронный ресурс]. – URL: http://archive.mid.ru/bdomp/sbor.nsf/fe3845c0f6d9b35443256c8a0 04e8835/0bb87e3076058a9443256c8a0047bc02!OpenDocument.

4.Проблемы историко-культурного наследия Верхнекамского региона: тез. докл. респ. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Шилов; Перм. политехн. ин-т. – Березники, 1991. – 100 с.

300

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]