Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на экзамен.docx
Скачиваний:
42
Добавлен:
15.10.2022
Размер:
151.49 Кб
Скачать

Как определить “человеческое в человеке”?

Философская антропология ставит вопрос о сущности человека — что же является “человеческим в человеке”, т.е. делает человека именно человеком?

Интуитивное понимание, что такое человек, осуществляется двумя путями:.

  • Во-первых, как самоидентификация, то есть осознание человеком самого себя, это – самосознание.

  • Во-вторых, идентификация другого как человека и общение с ним.

Все остальные определения надстраиваются — они могут подтверждать интуицию или противоречить ей, но они не раскрывают того, что есть человек сам по себе, как человек, а не какая-то отдельная его функция.

Чтобы выявить в человеке свойство, делающее его уникальным, нужно рассмотреть все его свойства и выявить то из них, которое принадлежит именно человеку:

  1. Телесное бытие. Тело человека отличается от тела животного (вид homo sapiens отличается от всех других видов животных) — Человек многофункционален, а животное – нет (Это отличие принципиально).

  2. Разумность.

    1. Свобода мысли — это основа уникальной разумности человека.

    2. Свобода воли человека — определяет способность свободно мыслить, что порождает в свою очередь абстрактное мышление как инструмент разума.

  3. Способность к самообучению. Бесконечная возможность полагать новые мотивации — основа саморазвития человека. Чтобы чему-либо научить, нужно сначала эмоционально заинтересовать, то есть вызвать к чему-то эмоциональную реакцию. Эта реакция и будет мотивом к обучению.

  4. Способность формировать новые ценности — из этого вытекает способность к самообучению. (Ценность – это смысл, который определяет значимость поступков, событий, явлений и вещей.) Мы постигаем ценность как смысл и переоцениваем (переосмысливаем) то, что видим вокруг себя. Это переосмысление приводит к полаганию новых мотиваций, следовательно, к способности саморазвития.

Вывод: Все эти специфически человеческие способности связаны с наличием свободы воли, без нее они невозможны => свобода воли и есть та искомая сущность, которая делает человека человеком. Именно ее воспринимает интуиция человека, когда он ощущает себя человеком и общается с другими людьми как личностями.

Пояснение: человек есть человек, потому что он телесно не зависим от среды обитания, а разумом он свободен в выборе (воля) мотиваций, принятия решения и т.д.

48. М. Бубер о задаче философской антропологии и условиях ее решения. Задача философской антропологии.

Философия либо исключает из своего рассмотрения человека в его целостности и видит в нем лишь частицу природы, как это делает космология, либо, в лице отдельных ее дисциплин, отрывает от человеческой целостности некую специальную область, отделяет ее от смежных областей и устанавливает для нее особые принципы и методы.

Но и сама философская антропология не должна видеть свою задачу в том, чтобы стать основанием либо метафизики, либо отдельных философских дисциплин.

В поисках такого универсального ответа на вопрос "Что есть человек?", который разрешил бы все другие вопросы, антропология рискует упустить из виду реальное содержание своего предмета, ибо вместо подлинной целостности, которая становится видимой лишь в многообразии, она приходит к ложному, далекому от реальности и пустому единству.

Законная философская антропология должна знать, что есть не только человеческий род, но и разные народы, не только человеческая душа, но и различные типы и характеры людей, не только человеческая жизнь вообще, но и отдельные ее возрастные периоды. И лишь благодаря систематическому рассмотрению уже названных и всех иных различий, благодаря познанию их внутренней динамики и динамической взаимосвязи и благодаря постоянному стремлению открывать единое во многом она сможет увидеть и человека в его целостности.

Философская антропология — не рассчитывает свести все проблемы философии к человеческому бытию. Она стремится только к познанию самого человека. В философской антропологии человеку в качестве предмета в самом точном смысле слова дан он сам.

Философское познание человека — самосознание человека, а человек может осознавать себя лишь при условии, что познающая личность, т. е. философ, занимающийся антропологией, осознает себя как личность.

Принцип индивидуализации — бесконечного многообразия человеческих личностей, каждая из которых выходит только такой, а не иной, — не делает антропологическое познание чем-то относительным, но составляет его ядро и остов.

Вокруг того, что обнаружит в себе осознающий себя философ, должно строиться и кристаллизоваться, дабы стать подлинной философской антропологией, все то, что он найдет у людей настоящего и прошлого — у мужчин и женщин, у индейцев и жителей Китая, у бродяг и императоров, у слабоумных и гениев. Философ-антропологу вовсе не достаточно сделать свое собственное "Я" объектом познания. Узнать целостную личность он сможет лишь в том случае, если не упустит из виду своей субъективности и не превратится в бесстрастного наблюдателя. Но для того, чтобы стало возможным познание человеческой целостности, он должен действительным образом и полностью войти в акт самосознания:

  • Он должен совершить акт вхождения в это единственное в своем роде измерение как дело своей жизни, без всякой философской страховки.

  • Сверх того он должен подвергнуть себя всем ударам и случайностям, какие возможны в действительной жизни.

  • До тех пор, пока мы "берем" себя в качестве объекта, мы узнаем человека лишь как вещь среди вещей, его искомая целостность еще не "здесь". И только когда мы есть (и ни при каких других обстоятельствах), она оказывается "здесь" и становится постижимой.

Но так или иначе мы постигаем, и ядро нашего кристалла разрастается.