Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Nachala.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
10.07.2022
Размер:
2.52 Mб
Скачать

Социальные условия повиновения

Отношение к военной институции и к тому принужде­нию, которое она осуществляет, варьирует в зависимо­сти от социальных характеристик агентов1. Для одних по-

1 Факт, который скрывают большинство опубликованных опросов общественного мнения, за редким исключением (опрос французского института общественного мнения, май 1970 года).

[42]

виновение принуждению составляет лишь часть систе­мы аналогичного пережитого опыта; среди представите­лей же привилегированных групп такое принуждение может вызвать скандал или оказать травмирующее воз­действие, особенно если оно не смягчается полученной в дальнейшем возможностью «командовать людьми». Кро­ме того, влияние социальной принадлежности на воспри­ятие военной службы опосредовано отношением, кото­рое устанавливается между периодом службы и фазой жизненного цикла. Значение, которое придается этому периоду существования, зависит от того, вписывается ли оно в ту траекторию биографии, которая считается нор­мальной или желательной. В зависимости от обстоя­тельств служба может расцениваться как некий ритуал перехода, если и не очень желательный, то, во всяком случае, неизбежный, либо же, наоборот, как бессмыслен­ный и ненужный разрыв с нормальным ходом вещей.

Военная служба как ритуал перехода В народе служба в армии в возрасте 18-20 лет считается периодом перехода от молодости к зрелости, от относи­тельной защищенности со стороны родительской среды к риску, связанному с независимостью... Впрочем, слово «ритуал» не есть лишь метафора: вспомним, как отмеча­ются дни, связанные с регистрацией в военкомате, с ме­дицинским освидетельствованием, с проводами в армию, а также многочисленные ритуалы, сопровождающие жизнь в казарме. В таком смысле служба выступает как момент переходного периода, короткого, но одновремен­но особенного: молодой человек может уже работать, но зачастую в ожидании лучшего его работа носит характер временной; он еще не «устроился», поскольку еще не имеет собственного жилья, и даже если он уже «гуляет», то все равно женитьба (или свободный брак) откладыва­ется на более поздний срок. После службы наступает время «обустройства», поиска более постоянной работы, а может быть, и окончательного трудоустройства, «осте-пенения», прекращения «тусовок» с дружками. Наконец, чем более вероятна безработица, что как раз характерно

[43]

для наименее образованных — выходцев из народных классов в кризисные периоды, тем реже военная служба воспринимается как помеха в развитии «карьеры». Служ­ба представляется частью универсума почти неизбежных обстоятельств, которые навязывает «жизнь» и от кото­рых нет смысла уклоняться, разве только в том случае, если страдаешь какими-то тайными пороками — «все рав­но в конце концов все узнают» — постыдными или смеш­ными (непроизвольное мочеиспускание, низкий коэффи­циент умственного развития...).

- Военная служба как ярмо

Что касается молодых людей с дипломами, выходцев из средних и высших слоев, то здесь армия сталкивается с проблемой: либо призывать их как можно раньше, ослаб­ляя тем самым их позиции в жесткой конкурентной об­разовательной борьбе, либо откладывать их призыв, а тем самым и момент их стабилизации. Таким образом, когда бы призыв ни осуществлялся, военная служба может представлять собой лишь препятствие в жизни, не тер­пящей «простоев». Нарушая течение жизни, военная служба, тем не менее, никогда не воспринимается как совершенно исключаемый вариант, однако, во всяком случае в периоды мирного времени, всегда есть возмож­ность поиска альтернатив, позволяющих надеяться на смягчение навязываемых обстоятельств. Необходимо сте­чение самых неудачных обстоятельств, чтобы в качестве простого солдата отдать столько времени строевой служ­бе; с другой стороны, существует масса примеров тех, кто «неплохо выкрутился».