Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Братко А Г Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступны-1.rtf
Скачиваний:
67
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
2.99 Mб
Скачать

1.8. Международные стандарты по борьбе с киберпреступностью

Здесь следует принимать во внимание:

1. Конвенцию против киберпреступности (СДСЕ 185-2001).

2. Будапештскую конвенцию.

3. Дополнительный протокол к Дополнительному протоколу к Конвенции о киберпреступности (СДСЕ 189) (далее - Конвенция).

В 2001 г. Советом Европы был разработан и с 2004 г. действует единственный пока в своем роде международно-правовой документ - Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS N 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.).

По мнению представителей многих государств, а также специалистов в области IT-технологий и международного права, подход в Конвенции несовершенен и во многом неприемлем по разным соображениям, поскольку в ней доминируют интересы некоторых государств, и при этом не учитываются геополитические интересы многих других стран мира. Поэтому Россия не участвует в этой Конвенции.

Как отмечается в литературе, за время после принятия Конвенции уже появились новые интернет-услуги, а также и новые способы преступлений в киберпространстве. Поэтому за пределами данного соглашения оказался кибертерроризм, который требует адекватного ответа со стороны мирового сообщества. И главное в том, что разработчиками Конвенции были в своем большинстве те страны традиционной Европы, которые связаны тесными и прочными политико-правовыми узами, общей судьбой и историей. Поэтому для этих стран считается вполне нормальным свободный допуск своих партнеров к "святая, святых IT-контента национальной безопасности". Для остальных же государств, в том числе и для России, которая, как известно, имеет конкурирующие политические и экономические интересы в региональном и общемировом масштабе, положение о полной прозрачности собственного информационного пространства может выглядеть неприемлемым*(169). В первой главе учебника, где речь шла о развитии науки финансового мониторинга, уже обращалось внимание на тот факт, что у России несколько иное геополитическое положение, чем у других стран, и этот момент должен учитываться, когда предлагаются какие-то способы правового регулирования применения информационных технологий в сфере ПОД/ФТ.

По мнению специалистов в области международного права, нужно создавать основу для гармонизации законодательств государств - участников договора, формирования правил взаимодействия правоохранительных органов для пресечения и предотвращения подобных деяний, выработки универсальных юрисдикционных подходов в случае совершения транснационального преступления. При этом необходимо выработать универсальные нормы, которые бы устанавливали единые для всего мира правила функционирования Всемирной сети*(170).

Россия предложила в 2011 г. новый вариант соглашения, для того чтобы его можно было бы обсуждать в рамках ООН, - Конвенцию о международной информационной безопасности (концепция)*(171).

1.9. Международные стандарты о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма

Совет Европы. На этом уровне действует ряд документов, среди которых, на наш взгляд, можно в первую очередь назвать следующие:

- Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (СДСЕ 141, 1990 г.);

- Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (СДСЕ 198, 2005 г.).

Европейский союз. Наиболее значимые международные нормы, которые относятся к ПОД/ФТ:

1. Директива Европейского парламента и Европейского совета 2005/60/ЕС от 26 октября 2005 г. о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма и мерах по ее реализации.

2. Регламент (ЕС) N 1781/2006 об обязательном включении информации о плательщике при осуществлении перевода.

3. Регламент (ЕС) N 1889/2005 по контролю за наличными денежными средствами, ввозимыми в Сообщество или вывозимыми из него.

4. Директива Европейского парламента и совета 2007/64/ЕС о платежных услугах на внутреннем рынке.