Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Братко А Г Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступны-1.rtf
Скачиваний:
67
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
2.99 Mб
Скачать

3.2. Криптовалюты

В современном мире государства, владеющие национальными криптографическими технологиями, могут реализовать для себя цифровой суверенитет*(520), который необходим для обеспечения национальной безопасности.

В различных странах правопорядки по-разному относятся к криптовалютам. Например, В Швейцарии на фоне разработки регулирующего законодательства криптовалюты фактически уже приобрели статус денег в реальном секторе экономики. В Республике Беларусь принят и уже вступил в законную силу декрет "О развитии цифровой экономики", позволяющий физическим лицам свободно получать, продавать или покупать криптовалюту без специального лицензирования и налогообложения. В России разработаны сразу несколько законопроектов, вводящих соответствующий понятийный аппарат*(521).

В общем, есть страны, в которых они разрешены. Есть страны, в которых они допускаются, но при некоторых, предусмотренных в законах условиях. И есть страны, в которых к этому вопросу относятся нейтрально.

Российская арбитражная судебная практика считает возможным использование криптовалюты в гражданском обороте, относя ее понятию "иное имущество". К примеру по делу N А40-124668/2017 Девятый арбитражный апелляционный суд 15 мая 2018 г. вынес постановление опираясь на ст. 128 ГК РФ., включив криптовалюту должника в конкурсную массу по делу о банкротстве.

В государствах, прежде всего в тех, где распространены технологии криптовалют, уже постоянно совершаются преступления с использованием криптовалюты. Во-первых, это те преступления, которые связаны с кибербезопасностью, позволяющие осуществлять хищения, вымогательства и иные противоправные действия в отношении как держателей криптовалют, так и тех, кто лишь намерен их приобрести или совершить иные оборотные операции. (DDoS-атаки на платформы ICO, целью которых также является хищение криптовалют либо техническая остановка деятельности биржи с целью дальнейшего получения выкупа за возобновление ее работы.) Во-вторых, это такие преступления, как незаконный оборот товаров и услуг в обмен на криптовалюту (незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, оружия, торговлю людьми, сексуальными услугами, детской порнографией, похищенными культурными ценностями и т.п.). Например, согласно данным в ООН из Всемирного антинаркотического доклада (World Drug Report), в 2016 г. более 25% наркотических средств в мире были приобретены через Интернет*(522).

В этой связи становится очевидным, что там, где криптобиржи анонимны и находятся вне поля правового регулирования, получить соответствующую защиту со стороны правоохранительных органов становится маловероятным, а чаще всего невозможным по причине отсутствия предмета преступления как такового. И вместе с тем существует проблема правового регулирования в данной предметной области, идентификации клиентов финансовых организаций и, соответственно этому, - специфики финансовых расследований использования криптовалют в криминальных целях*(523).

Как отмечают зарубежные специалисты, изначально считалось, что децентрализованные криптовалюты обеспечивают анонимность, но сегодня пришло понимание, что это не так: при расследовании может использоваться связность операций и идентификация разными участниками экосистемы. Проблема анонимности в децентрализованных криптовалютах обусловлена тем, что здесь нет центрального контрагента. Однако идентификация клиентов происходит, как правило, на стыке регулируемого и не регулируемого сектора, то есть в обменных пунктах, на биржах и т.д., что, вероятно, является наиболее целесообразным подходом к идентификации участников в децентрализованных системах*(524).

В п. 1 Заявления ФАТФ по виртуальным активам сказано, что "виртуальные активы и связанные финансовые услуги имеют потенциал содействовать финансовой инновации и результативности, а также улучшению финансовой доступности, но и создают новые возможности для преступников и террористов по отмыванию их доходов или финансированию их незаконной деятельности. В этой связи ФАТФ активно осуществляет мониторинг рисков в данной области и выпустил руководство по рискориентированному подходу к виртуальным валютам в 2015 г. Существует срочная необходимость для всех стран принять скоординированные меры по предотвращению использования виртуальных активов в преступных целях и в целях терроризма"*(525).

В п.п. 3-4 Заявления ФАТФ сказано: "С учетом срочной необходимости в эффективном глобальном риск-ориентированном ответе на риски ПОД/ФТ, связанные с финансовой деятельностью с использованием виртуальных активов, ФАТФ принял изменения в Рекомендации ФАТФ и Глоссарий, которые разъясняют, как они применяются в случае финансовой деятельности с использованием виртуальных активов. Указанные изменения добавляют в Глоссарий новое определение "виртуальных активов" и "провайдеров услуг в сфере виртуальных активов" - таких как обменники, определенные виды провайдеров кошельков, и провайдеры финансовых услуг для ICO. Такие изменения четко обозначают, что юрисдикции должны обеспечить, что провайдеры услуг в сфере виртуальных активов подлежат регулированию ПОД/ФТ, например, по осуществлению надлежащей проверки клиентов, включая текущий мониторинг, хранение данных и направление СПО. Они должны лицензироваться или регистрироваться и подлежать мониторингу для обеспечения соблюдения требований. ФАТФ далее разработает, как такие требования должны применяться в отношении виртуальных активов.

Все юрисдикции должны срочно принять законодательные и практические шаги по предотвращению злоупотребления виртуальными активами. Указанное включает оценку и понимание рисков, связанных с виртуальными активами в своих юрисдикциях, применение риск-ориентированного регулирования ПОД/ФТ к провайдерам услуг в сфере виртуальных активов и определение эффективных систем осуществления риск-ориентированного мониторинга или надзора за такими провайдерами. Некоторые юрисдикции уже регулируют деятельность в сфере виртуальных активов в соответствии с руководством 2015 г. Сегодняшние разъяснения в стандартах ФАТФ в большинстве своем сопоставимы с их существующими регулятивными требованиями. ФАТФ особо отмечает, что юрисдикциям предоставлена гибкость в решении относительно регулирования провайдеров услуг в сфере виртуальных активов в рамках соответствующей категории регулируемых для целей ПОД/ФТ видов деятельности, например, как финансовые организаций, УНФПП или в качестве иной определенной категории".

В п. 5 Заявления ФАТФ говорится: "ФАТФ использует термин "виртуальный актив" для обозначения цифрового выражения ценности, которая может цифровым образом обращаться или переводиться и может быть использована в целях платежа или инвестиций, включая цифровое выражение ценности, которое выполняет функции средства обмена, единицы счета и/или хранилища ценности. ФАТФ особо отмечает, что виртуальные активы отличаются от фиатной валюты (также известной как реальная валюта, реальные деньги или национальная валюта), которая является денежными средствами страны, обозначенными как законное средство платежа"*(526).

Проблема виртуальных активов - это комплексная проблема всей правоохранительной системы. Поэтому вносить изменения придется во множество законов и подзаконных актов публичного и частного права.

Между тем проблема актуальна с учетом того что идет изменение законодательства в других странах на основе рекомендаций ФАТФ. Да и есть уже судебные рассмотрения споров.

Как отмечается в литературе, новые технологии, в том числе вопросы Финтех (финансовые технологии), Регтех (регулятивные технологии), Саптех (надзорные технологии) сегодня вызывают интерес у всего мирового сообщества. Не стало исключением и сообщество, которое занимается вопросами совершенствования системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Высокорисковые сферы видят все, но при этом вопросы регулирования, минимизации этих рисков законодательными средствами находятся в настоящее время только на стадии обсуждения. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других юрисдикций и международных организаций. Но это не означает, что данная сфера не регулируется - все противоправные действия подпадают под соответствующие нормы уголовного права.

Таким образом, вполне очевидно, что нужны научные исследования в данной сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.