Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Братко А Г Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступны-1.rtf
Скачиваний:
67
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
2.99 Mб
Скачать

4.2. Определение терроризма по российскому законодательству

Определение терроризма в законодательстве Российской Федерации появилось в Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" в 1998 г.

Под терроризмом понимали насилие или угрозу его применения как против граждан, так и в отношении государственных и общественных деятелей. При этом цель насилия не имела значения.

В нынешнем виде, с учетом внесенных изменений в Федеральный закон, о котором идет речь, под терроризмом понимается идеология насилия или применение насилия с целью повлиять на политику государства.

В действующем законодательстве применяется три основных способа противодействия терроризму: суровые наказания для террористов и их пособников, закрепление прав спецслужб в этой области и противодействие финансированию терроризма.

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361. Предусмотрены составы преступлений терроризма, такие как захват заложника, помощь в подготовке теракта (например, предоставление информации), вербовка сторонников, организация, сбор пожертвований на террористическую деятельность. Установлена ответственность и за оправдание идеологии терроризма.

Есть и ответственность за обучение терроризму (специальным навыкам для совершения террористического акта). От уголовной ответственности за любое из этих преступлений освобождаются те, кто добровольно помог спецслужбам предотвратить трагедию и если они не совершили других преступлений.

Это только некоторые составы преступлений. Закон предусматривает и другие составы преступлений терроризма, а также меры уголовной ответственности за их совершение.

По российскому законодательству терроризм и экстремизм определяются составами преступлений, предусмотренных в Уголовном кодексе Российской Федерации.

Экстремизм тоже преследуется по Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Закон N 114). В ст. 17 "Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом" Закона N 114 сказано, что на территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством. Им, помимо прочего, запрещается ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

В той же ст. 17 Закона N 114 сказано, что Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

В литературе показаны основные тенденции экстремизма в современном мире и опасности возрождения нацизма*(73).

Указом Президента РФ от 05.12.2016 N 646 утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в которой обращается внимание на необходимость противодействия использованию специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств*(74).

В ней, в частности, отмечается, что в эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий.

Видна тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации. Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности*(75). При этом наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Такими организациями в противоправных целях активно создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры*(76). В п. 14 Доктрины информационной безопасности сказано, что возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее*(77).

По сути, современное развитие информационных технологий превращает компьютерные сети в средство информационных атак. В том числе с использованием возможности создавать финансовые кризисы и дестабилизацию в той или иной стране.

Развитие информационных технологий требует принятия комплексных мер информационной безопасности*(78).