Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
2.02 Mб
Скачать

§ 2. Юридические гарантии реализации

правового статуса личности

Юридическими гарантиями реализации прав, свобод и обязанностей личности являются закрепленные законодательством: конкретизация пределов (границ) прав и обязанностей; установление юридических фактов, с которыми связывается их реализация; определение процессуально-процедурных форм реализации прав, свобод и обязанностей, законных интересов; меры поощрения и льготы для стимулирования эффективной их реализации.

Пределы прав, свобод и обязанностей личности. Право личности, как уже отмечалось, есть юридическая мера ее возможного поведения, так как пределы такой меры определены нормами права. Необходимость точного определения пределов субъективных прав и знание их носителями обусловлены действием принципов конституционности и законности в отношениях между личностью, обществом и государством. Не совсем четкое указание на границы права лица может служить препятствием к его активному использованию. В литературе определение пределов права лица справедливо рассматривается как юридическое средство, обеспечивающее наиболее полную реализацию этого права. Одновременно такое уточнение пределов права выступает и в качестве юридического средства, которое предупреждает нарушения этого права.

Установление пределов прав личности осуществляется по-разному, главным образом путем определения характера действий, выходящих за рамки содержания прав.

Универсальным критерием определения пределов содержания права и его реализации служит указание на цели реализации права. Цель - всеобщий момент формальной определенности всякого права. И.С. Самощенко, на наш взгляд, пришел к правильному заключению, что предусмотренная законом цель может быть самостоятельным указателем пределов содержания права. При этом цель права определяется через материальный результат, достижению которого должно служить поведение субъекта права в границах этого права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Самощенко И.С. О нормативно-правовых средствах регулирования поведения людей // Правоведение. 1977. N 1. С. 37 - 38. Однако вряд ли можно согласиться с автором, когда он конструирует категорию целевого права, не имеющего формальной определенности, в отличие от конкретного (формально определенного) права, содержание которого определяется через указание на формальные признаки возможного поведения. По нашему мнению, можно и нужно видеть юридически значимые возможности лица, вытекающие из правовых целей как материального результата. Эти возможности вполне охватываются категорией законных интересов лица. Они осуществляются в совокупности с формально определенными правами.

Использование любого права в соответствии с его назначением и целями, признаваемыми демократическим правовым государством, является одним из всеобщих критериев правомерного поведения в обществе. Это - один из основных принципов права. Как уже отмечалось, в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ устанавливается универсальный критерий использования прав и свобод, который одновременно служит критерием самого содержания прав и свобод: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Конституция РФ и законы специально указывают на недопустимость использования ряда конкретных прав в противоречии с общественными, коллективными и иными интересами.

В отраслевом законодательстве содержатся прямые указания на невозможность использования прав в противоречии с их назначением, например, на недопустимость заключения сделок с целью, противной интересам общества и государства, и т.д. Обобщающий характер в отношении пределов содержания гражданских прав и их реализации носит положение ч. 1 ст. 10 ГК РФ о пределах осуществления гражданских прав: "Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке".

В качестве своеобразных правовых средств, при помощи которых устанавливаются пределы многих, в частности, политических и личных прав и свобод личности, выступают существующие в демократическом обществе запреты.

Пределы содержания многих прав (большинства социально-экономических, культурных и др.) определяются через ту или иную совокупность правомочий. Так, ст. 28 Конституции РФ устанавливает, что гражданам гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду.

Права личности находятся между собой в определенной субординации с точки зрения их конкретизации, что обусловливается иерархией самих норм права. Поэтому пределы ряда прав личности определяются через указание конкретизирующих прав и уяснение их связи между собой. Именно такой метод чаще всего применяется к конституционным правам (главным образом социально-экономическим и культурным правам), составляющим основу правового статуса личности. Так, конституционные права в сфере трудовых отношений реализуются в виде предусмотренных нормами трудового права конкретных (отраслевых) прав, материальное содержание которых зависит от профессии личности, той отрасли производства, в которой она работает, климатических условий и др. В подобных связях субординации, вызываемых необходимостью конкретизации, могут находиться и отраслевые права.

Пределы прав личности можно правильно установить только в том случае, если исходить из принципа единства прав и обязанностей, выражающего сочетание, гармонию общественных, корпоративных, личных интересов. Юридические обязанности в известном смысле вытекают из прав, ибо всякое право не безгранично, имеет рамки, переступить которые нельзя. Юридические обязанности обеспечивают само существование и реализацию прав и законных интересов личности. Таким образом, исходя из системы юридических запретов и обязанностей, их содержания, можно судить в определенных случаях и о пределах содержания конкретных прав, свобод и законных интересов личности.

Суды и другие органы государства, применяющие и толкующие нормы права, сами никаких границ относительно прав, свобод и обязанностей проводить не должны и не могут, ибо это не их компетенция. Установление пределов содержания прав индивидов судом или другими государственными органами открывало бы путь к нарушениям прав, создавало бы атмосферу неуверенности граждан в своих правах, противоречило бы принципам конституционности и законности. Указанные правовые режимы характеризуются как раз определенностью, стабильностью и гарантированностью прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, что создает твердую ее уверенность в их реальности и незыблемости.

Нельзя согласиться с теми исследователями, которые полагали, что суд устанавливает или конкретизирует субъективные права участников правоотношений <1>. Наиболее близки к истине те авторы, которые, учитывая, что суд не творит нового права (норм права и субъективных прав сторон), рассматривали судебное решение как акт правосудия, содержащий вывод суда о существующем между сторонами правоотношении, и предписание суда, направленное на защиту прав участников этого правоотношения <2>. "В процессе применения норм права, - как правильно отмечал А.В. Мицкевич, - происходит не "конкретизация нормы", а учет конкретных обстоятельств, обусловливающих правильное применение нормы к данному случаю. Оценка этих обстоятельств судом при рассмотрении конкретного дела сводится к выработке авторитетной практики, обобщаемой верховными судами и служащей в подлежащих случаях основанием для осуществления ими права законодательной инициативы. Но за рамками конкретного дела этой практике нельзя придавать юридического значения во избежание подмены судом законодателя или других правотворческих органов..." <3>. По нашему мнению, нельзя согласиться и с теми авторами, которые считали, что в случае применения правовых норм граждане наделяются конкретными субъективными правами и юридическими обязанностями, а соответствующие акты применения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений служат основанием возникновения этих прав и обязанностей <4>. Правильнее исходить из того, что в процессе правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц лишь устанавливается наличие у лица соответствующих субъективных прав и юридических обязанностей, момент их действия или прекращения, а также осуществляется контроль за приобретением прав и наделением обязанностями <5>.

--------------------------------

<1> См., например: Зейдер Н.Б. Судебное решение и спорное право // Правоведение. 1958. N 2. С. 80.

<2> См.: Самощенко И.С. Охрана режима законности Советским государством. М., 1960. С. 156.

<3> Мицкевич А.В. Юридическая природа актов правотворчества высших органов государственной власти и управления СССР: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1967. С. 15.

<4> См., например: Горшенев В.М. О демократизации правового регулирования в современный период // Право и коммунизм. М., 1965. С. 100; Он же. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. С. 166; Явич Л.С. Формы реализации (осуществления) советского права // Общая теория советского права. М., 1966. С. 268; и др.

<5> См.: Лазарев В.В. Рецензия на книгу В.М. Горшенева "Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе" // Советское государство и право. 1973. N 11. С. 143.

Для реализации права или обязанности личности в большинстве случаев необходимо, чтобы нормы права указывали на юридические факты, с которыми связан их переход в стадию непосредственного пользования или исполнения. Отсутствие закрепления в законе юридических фактов (юридического состава) делает подчас невозможной реализацию лицом права или обязанности.

Юридические факты есть предусмотренные нормами права обстоятельства, которые выступают в качестве оснований возникновения, изменения или прекращения обладания и пользования правами и свободами (лично либо через законных представителей). Юридические факты - это не просто промежуточное звено между нормой права и реализацией предусмотренных ею прав или свобод, а самостоятельный активный элемент процесса такой реализации, который опосредуется соответствующей системой прав личности как материального, так и процессуального характера. В число этих прав входят и правообразовательные (секундарные) права, которые возникают в процессе развития правообразующего (правоизменяющего, правопрекращающего) юридического состава и выступают как его промежуточное правовое последствие <1>. Юридическими фактами являются и акты применения правовых норм, необходимые для реализации прав и свобод личности.

--------------------------------

<1> См.: Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1975. С. 15; Реутов В.П. К вопросу о секундарных правомочиях в советском праве // Государство, право, законность. Пермь, 1972. С. 159 - 173.

Юридические факты, как правило, опосредуются документами <1>. Документы представляют собой средства фиксации в письменном, электронном или ином виде сведений о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. В силу этого основного свойства они играют важную, активную роль в процессе реализации прав и свобод личности как факторы, воздействующие на динамику их осуществления.

--------------------------------

<1> См.: Власенко Н.А., Стародубцев С.В. Основы теории юридических документов. М., 2006. С. 50 - 72.

Виды и назначение документов определяются содержанием тех юридических фактов, которые они опосредуют, и другими факторами. Документы вырабатываются на практике и устанавливаются правовыми нормами. Есть документы, которые удостоверяют фактические и юридические характеристики личности, ее гражданское, служебное, семейное и иное положение (свидетельство о рождении, паспорт, удостоверение личности, свидетельство о браке, диплом об образовании, мандат и т.д.). Следует выделить инициативные документы (заявления, жалобы, иски и др.) и деловые документы, которые определяют правомочия совершать определенные действия или требовать совершения их другими лицами, в том числе с целью фактического пользования определенными социальными благами (завещание, исполнительный лист, договоры, удостоверение на право голосования, именные ценные бумаги, ордер на занятие жилой площади, удостоверение на право бесплатного проезда в общественном транспорте и проч.). Особое место среди документов занимают правоприменительные акты (приказы, решения, приговоры и др.), которые делятся на два вида: акты применения диспозиций правовых норм и акты применения санкций правовых норм (юрисдикционные акты).

Процессуальная форма реализации прав и обязанностей личности. Для реализации прав и обязанностей личности как права необходимо законодательное определение процессуальной формы такой реализации.

Процессуальная форма реализации прав и обязанностей личности состоит в определенном (как правило, закрепленном нормами права) порядке использования ими своих прав и исполнения юридических обязанностей.

При реализации ряда прав лицо само определяет порядок их реализации, организует их осуществление. Именно так реализуются многие политические и личные свободы индивида: свободы слова, митингов, собраний, уличных шествий и демонстраций, свободы совести и др. В указанных случаях закон не определяет порядок их реализации. Такую процессуальную форму реализации юридических прав и обязанностей личности можно условно назвать инициативной.

Когда закон с той или иной степенью определенности предусматривает порядок реализации личностью своих прав и обязанностей, можно говорить о процессуально-правовой форме их реализации. Здесь закон устанавливает известную алгоритмичность процесса реализации, его процедуру: последовательность поведения самого носителя права, а также содержание действий обязанных органов и лиц, направленных на достижение цели наиболее полного и точного использования права или исполнения обязанности.

Так, один из видов процессуально-процедурной формы обязательно включает правоприменительную деятельность компетентных органов публичной власти и должностных лиц. Такая деятельность необходима для того, чтобы наиболее полно гарантировать исполнение юридических обязанностей и использование прав, а также обеспечить государственный контроль за правильностью и точностью их осуществления. Акт применения означает по существу официальное признание перевода права или обязанности в стадию фактической реализации (использования или исполнения). При этом сама правоприменительная деятельность во всех своих видах (применение диспозиций и санкций правовых норм) имеет всегда определенные процессуально-процедурные формы.

Примером такого вида процессуально-процедурной формы является реализация права на пенсию. Здесь, кроме заявления гражданина, обязательно вынесение акта применения компетентным органом о назначении конкретного вида и размера пенсии. Реализация акта применения в этом случае и будет реализацией права на пенсию. Для исполнения всеобщей воинской обязанности мало одного желания гражданина исполнить эту обязанность. Необходимо вынесение акта применения, т.е. решения призывной комиссии о привлечении гражданина на действительную военную службу с определением рода войск, места и срока службы.

Указание в праве на процессуально-процедурный порядок реализации прав крайне важно, когда он зависит от действий не только самого носителя права, но и от других лиц и организаций, когда необходимо их взаимодействие, сотрудничество и помощь друг другу в рамках конкретных правоотношений. Особенно это касается тех прав граждан, в основе которых лежат определенные материальные блага и пользование которыми означает одновременно распределение последних между носителями данных прав. Это касается также тех прав, при реализации которых непосредственно затрагиваются общественные, коллективные интересы, когда необходимо гармоничное сочетание их с индивидуальным интересом личности (например, избирательных прав, свободы печати, права на объединение и др.).

Отсутствие юридической регламентации процессуально-процедурных форм реализации прав и обязанностей подчас затрудняет их осуществление либо делает невозможным их реализацию.

Эффективность, быстрота и максимальная полнота положительной реализации прав и обязанностей, в особенности в случаях, где необходимо сотрудничество граждан и органов публичной власти, общественных объединений, во многом определяются тем, насколько рациональна процессуальная форма и ее регламентация. Совершенная и целесообразно налаженная процедурно-процессуальная форма усиливает гарантии реализации прав и свобод личности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. С. 210.

Процессуально-процедурные формы реализации прав и обязанностей граждан в целом должны характеризоваться удобством, простотой и эффективностью. Чем организованнее осуществляются права и свободы, тем больше гарантированность их реализации. Поэтому одна из основных тенденций в развитии юридических гарантий реализации прав, свобод и обязанностей граждан в современный период должна состоять в усилении процессуальных гарантий, в повышении процессуальной упорядоченности их реализации, в постоянном совершенствовании, рационализации, в создании более удобных, простых и эффективных процессуально-процедурных форм. Это относится ко всем правам и обязанностям граждан, в том числе к конституционным. Особенно это касается тех прав и обязанностей, реализация которых связана с деятельностью органов публичной власти <1>.

--------------------------------

<1> См.: Юридическая процессуальная форма: теория и практика. М., 1976. Гл. IV.

Поощрения и льготы как стимулы в реализации прав и обязанностей личности. Поощрения и льготы выступают как средства, способствующие осуществлению прав и свобод личности, исполнению ее юридических обязанностей. К сожалению, в общетеоретическом плане этот вид юридических гарантий прав, обязанностей и законных интересов личности не привлек должного внимания исследователей <1>. В отраслевых науках, например в трудовом, административном праве, поощрения и льготы рассматриваются как специальный вид прав личности.

--------------------------------

<1> См.: Баранов В.П. Поощрительная норма советского социалистического права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1975; Он же. Правовые формы поощрения в развитом социалистическом обществе: сущность, назначение, эффективность. Саратов, 1975; Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд. М., 2003.