Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
2.02 Mб
Скачать

§ 5. Общий, специальный и индивидуальный

правовые статусы личности

Общий правовой статус личности. В правовой литературе, как правило, подчеркивается единство правового статуса граждан, определяемого принципом равноправия всех перед законом и судом.

Если правовой статус един для всех граждан, то отсюда закономерно, на наш взгляд, раскрывать его содержание через общие права, свободы и обязанности, которые могут быть приобретены и реализованы любым гражданином.

Так, Н.И. Матузов подчеркивает, что правовой статус един: рабочий, колхозник, ученый, инженер, государственный служащий и другие находятся в одинаковом правовом положении, обладают равными правами и возможностями. Здесь имеются в виду те права и обязанности, которые характерны для всех и каждого члена общества.

В то же время автор правильно говорит, что понятие правового статуса гражданина обобщает лишь то, что одинаково присуще правовому положению всех граждан, оставляя за рамками те особенности, которые характерны для положения отдельных лиц. Правовой статус гражданина и правовое положение конкретных лиц соотносится между собой, по мнению Матузова, как общее и единичное <1>.

--------------------------------

<1> См.: Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. С. 86 - 87.

Такой подход к понятию правового статуса граждан требует уточнения, поскольку вопрос о том, какие именно права и обязанности входят в его содержание, остается, как правило, открытым в общетеоретической литературе.

Если правовой статус един для всех граждан, то отсюда закономерным, на наш взгляд, является раскрытие его содержания через общие (по выражению Н.Г. Александрова, базисные) права и обязанности, которые предусмотрены законодательством и следовательно, могут быть приобретены и реализованы в жизни любым гражданином.

Общие права и обязанности характеризуются тем, что они принадлежат всем гражданам независимо от каких-либо групповых особенностей, социального, служебного, семейного положения, пола, возраста и т.д.

К общим правам и обязанностям относятся как общие конституционные, так и общие отраслевые права, свободы и обязанности личности. Таким образом, следует признать необходимым выделение общего правового статуса личности.

Специальные правовые статусы личности. Общие права, свободы и обязанности не исключают, а, наоборот, предполагают наличие прав и обязанностей применительно к разным людям, характеризующимся специфическими чертами социального, служебного, семейного и тому подобного положения. В этом случае речь идет о специальных правах и обязанностях предпринимателей, рабочих и служащих, военнослужащих, депутатов, судей, учащихся, учителей, родителей, детей и других, т.е. об особенных правах и обязанностях, предусмотренных законодательством для отдельных групп населения, объединенных общеспецифическими чертами их положения в обществе и государстве.

По мнению В.В. Копейчикова, в правовой статус советских граждан входили: а) основные права и обязанности, закрепленные в советских конституциях; б) иные общие для всех советских граждан права и обязанности, закрепленные иными государственными актами; в) права и обязанности отдельных категорий советских граждан (например, родителей, лиц, находящихся на государственной службе, представителей отдельных ее профессий и т.д.); г) права и обязанности каждого конкретного гражданина, которые присущи ему как гражданину СССР в соответствии с его индивидуальными особенностями (возраст, состояние здоровья, занимаемая должность и т.п.) <1>. Копейчиков в содержание правового статуса гражданина включал общие, в том числе конституционные, права и обязанности граждан, специальные права и обязанности отдельных категорий граждан в зависимости от их социальной, служебной, профессиональной и тому подобной принадлежности и права и обязанности конкретного гражданина, направленные индивидуальными качествами (признаками).

--------------------------------

<1> См.: Копейчиков В.В. Охрана прав граждан в деятельности местных Советов депутатов трудящихся // Ученые записки Харьковского юридического института. Вып. XII. 1958. С. 65.

Здесь необходимо сделать два замечания. Во-первых, конституционные права и обязанности граждан могут быть и специальными (например, права и обязанности депутатов), поэтому их нельзя полностью отождествлять с общими. Во-вторых, права и обязанности последней группы (п. "г"), которые на первый взгляд могут показаться специальными, подобно правам и обязанностям, выделенным в п. "в", представляют собой приобретенные и фактически реализуемые отдельными гражданами права и обязанности. А это уже другой критерий деления прав и обязанностей граждан - по стадиям их проявления. Приобретенные и реализуемые (используемые) права и обязанности входят в содержание индивидуального правового статуса лица.

В литературе совокупность специальных прав и обязанностей той или иной группы лиц, объединенных специфическими чертами их положения, определяется через категорию специального правового статуса. С этим нужно согласиться. Это более правильно, чем включение специальных прав и обязанностей отдельных категорий граждан в единый для всех граждан правовой статус, как это делал Копейчиков.

Введение категории вполне оправданно, так как специальные права и обязанности рабочих определенных профессий, служащих, родителей и проч. - это общее по отношению к конкретным лицам данной группы. Речь в данном случае идет о специальных правах и обязанностях не просто граждан А., Б., В., выступающих, например, в качестве депутатов, а о специальных правах вообще любого депутата, каковыми могут выступать граждане А., Б., В.

В качестве примера специального правового статуса личности в силу особенностей ее социально-этнической принадлежности можно привести специальный правовой статус граждан, являющихся представителями национальных меньшинств <1>, коренных малочисленных народов России. Под коренными малочисленными народами понимают народы, которые проживают на территории традиционного расселения своих предков, сохраняют самобытный уклад жизни, насчитывают менее 50 тыс. человек и осознают себя самостоятельными этническими общностями. Самые крупные из этих народов в настоящее время не достигли и 35 тыс. человек. Состав коренных малочисленных народов до сих пор уточняется (сейчас их более 65).

--------------------------------

<1> См.: Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты). М., 2000.

В отличие от иных национальных меньшинств коренные малочисленные народы не имеют национально-государственных образований, издревле проживают на территориях своих предков в инонациональной среде, но сохраняют самобытность языка, культуры, хозяйственной деятельности и в целом образа жизни, несущего на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития.

В соответствии со ст. 69 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В данном конституционном положении речь идет о дополнительных правах лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, в отношении к общему правовому статусу российских граждан.

Дополнительные права, льготы и гарантии лиц из числа коренных малочисленных народов, в особенности Севера, Сибири и Дальнего Востока, устанавливаются конституциями (уставами) ряда субъектов РФ, актами текущего (отраслевого) законодательства разных уровней при пользовании землей, лесами, недрами, другими природными ресурсами, при приватизации предприятий традиционных промыслов, по вопросам налогообложения, финансовой, материальной поддержки, при исполнении воинской обязанности, в области языка, получения образования, культуры <1>. Указанные специальные права, льготы и гарантии в комплексном виде закреплены в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Указанный Федеральный закон направлен на этническое выживание и возрождение, сохранение самобытности, свободное социально-экономическое и культурное развитие, обеспечение реализации дополнительных прав и льгот этих народов. Он гарантирует:

--------------------------------

<1> См.: Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы / Сост. В.А. Кряжков. М., 1994. Разд. II и III.

закрепление за малочисленными народами исконной среды их обитания, хозяйственной деятельности, промыслов в границах, достаточных для обеспечения самобытного развития, сохранения окружающей природной среды и гарантированного воспроизводства потребляемых природных ресурсов;

создание необходимых условий для сохранения традиционного образа жизни этнической самобытности, культурного, социального и экономического развития малочисленных народов;

уважение национального достоинства малочисленных народов, их культуры, языка, традиции, обычаев и верований;

функционирование общин и иных форм общественного самоуправления малочисленных народов;

судебную защиту от какой бы то ни было дискриминации, ущемления их прав и законных интересов с обязательным учетом при рассмотрении в судах гражданских и уголовных дел традиций и обычаев этих народов, не противоречащих законам Российской Федерации;

ответственность компетентных органов, должностных лиц за обеспечение прав и льгот;

ответственность организаций, должностных лиц, граждан, допускающих нарушение прав и законных интересов коренных малочисленных народов.

К сожалению, многие специальные права, льготы и преимущества, установленные для коренных малочисленных народов, зачастую не реализуются в силу отсутствия соответствующего материально-финансового обеспечения, надлежащего их государственного протекционизма.

Следует, на наш взгляд, осуществить ряд мер:

разработать с участием коренных малочисленных народов в лице их общественных объединений (ассоциаций) государственные программы экономического и социального развития коренных малочисленных народов Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях;

установить, что в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов территории традиционного природопользования, которые являются неотъемлемым достоянием этих народов, без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием; передавать бесплатно оленьи пастбища, охотничьи, рыболовные и другие угодья для комплексного использования родовыми общинами и семьями в пожизненное наследуемое владение либо в аренду;

определить основания и порядок выплаты коренным малочисленным (аборигенным) народам Севера компенсации за ущерб, нанесенный землям их компактного проживания и хозяйственной деятельности в результате отчуждения и промышленного освоения этих земель;

учредить институт уполномоченных по правам коренных малочисленных народов России <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее о ситуации с правами коренных малочисленных народов в России см.: Витрук Н.В. Федерализм, автономия и права национальных меньшинств: современная ситуация в России // Право и жизнь. 1997. N 11. С. 64 - 82. В основу статьи положен доклад на семинаре UniDem 25 - 27 апреля 1996 г. в Лозанне, организованном Комиссией Совета Европы "За демократию через право" совместно с Швейцарским институтом сравнительного права (Local Self Government, Territorial Integrity and Protection of Minorities. Council of Europe Publishing. 1996. P. 114 - 134). Также см.: Витрук Н.В. Права национальных меньшинств в Российской Федерации // Россия и Совет Европы: перспективы взаимодействия: Сб. докладов. М., 2001. С. 264 - 297.

Специальные правовые статусы лица могут также различаться по видам в зависимости от степени их конкретизации <1>. Отсюда разнообразие видов специальных статусов лица. Так, возможно выделение специального правового статуса гражданина как депутата вообще и специальных правовых статусов гражданина как депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления. В сравнении с общим правовым статусом гражданина различают специальный правовой статус гражданина как судьи, специальные правовые статусы как судьи Конституционного Суда РФ, как судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, федеральных судей общей и арбитражной юрисдикции, мировых судей. Специальный правовой статус лица сохраняет общий характер и тогда, когда не связан с существованием и деятельностью одного персонифицированного лица, например Президента РФ, Председателя Правительства РФ и др.

--------------------------------

<1> См.: Новоселов В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления.

Следует различать два вида специальных правовых статусов лица. Первый вид специального правового статуса является конкретизацией и дополнением общего (единого) правового статуса личности.

Иностранные граждане и лица без гражданства также имеют общий, единый для всех них правовой статус. В то же время иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь специальные права и обязанности, обусловленные их правовым режимом пребывания на территории Российской Федерации. Отсюда идет различие специальных правовых статусов дипломатов, консулов, туристов, моряков, военнослужащих и т.д.

Второй вид специального правового статуса лица по существу представляет собой известное ограничение общих прав и обязанностей, например, для лиц, совершивших преступления, отбывающих наказание в виде лишения свободы, т.е. речь в данном случае идет о специальных правовых статусах подозреваемых, подследственных, осужденных к лишению свободы <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Маркова М.Г. Гражданско-правовое положение осужденных к лишению свободы // Правоведение. 1971. N 4. С. 87 - 94; Басков В.И. Правовой статус осужденных // Правоведение. 1978. N 2. С. 57 - 63; Селиверстов В.И. Теоретическая проблема правового положения лиц, отбывающих наказания. М., 1992.

Одно конкретное лицо может быть носителем одновременно различных специальных правовых статусов в зависимости от тех социальных позиций, которые оно занимает в обществе.

Тенденциями развития прав и обязанностей личности является как их унификация, так и дифференциация, т.е. возрастание количества и разнообразия специальных прав и обязанностей, льгот и преимуществ с целью все более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей, углубления фактического равенства людей в обществе.

Патюлин ввел понятие правового модуса лица (от лат. modus - способ, мера, вид) для обозначения прав и обязанностей субъектов права определенного вида в зависимости от специально-классовой, профессиональной, семейной и тому подобной принадлежности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Патюлин В.А. Субъективные права граждан: основные черты, стадии, гарантии реализации // Советское государство и право. 1971. N 6. С. 28.

Правовой модус В.А. Патюлин определяет как "совокупность норм объективного права, закрепляющих на основе правового статуса гражданина права и обязанности субъектов права данного вида по признаку возраста, пола, рода занятий и т.д. (например, правовой модус пенсионеров, правовой модус работников профессий с тяжелыми условиями труда, правовой модус работников Крайнего Севера и т.д.)" (Там же. С. 28). Правовой модус, на наш взгляд, представляет собой явление субъективного права, а не объективного права. Поэтому не совсем точным является определение правового модуса как совокупности норм объективного права.

Нами была предпринята попытка поддержать Патюлина в его стремлении ввести новый термин для обозначения специального правового статуса, придав понятию правового модуса лица более широкое содержание в качестве видов правового состояния лица относительно его гражданства, правосубъектности и правового статуса. Правовые модусы относительно правового статуса означали бы специальные правовые статусы личности, относительно гражданства - правовое состояние личности в качестве отечественного гражданина, иностранного гражданина и лица без гражданства, а относительно правосубъектности - правовые состояния правоспособного, дееспособного и деликтоспособного лица, исходя из состояния его воли и возраста <1>. Однако термин правового модуса не был воспринят в научной литературе и к нему мы более не возвращались.

--------------------------------

<1> См.: Витрук Н.В. Правовой модус личности: содержание и виды // Проблемы государства и права. Труды научных сотрудников и аспирантов Института государства и права АН СССР. Вып. 9. М., 1974. С. 43 - 50.

Индивидуальный правовой статус личности. Помимо понятий единого, общего правового статуса, специальных правовых статусов, необходимо выделить понятие индивидуального правового статуса личности, т.е. правовой статус определенного лица, конкретной личности (гражданина, иностранного гражданина, апатрида), выступающей в том или ином качестве. Индивидуальный правовой статус личности определяется общим правовым статусом и набором специальных правовых статусов.

Индивидуальный правовой статус личности характеризуется еще одним важным признаком.

Характеризуя стадии проявления прав и обязанностей личности, мы подчеркивали, что не все права и обязанности приобретаются и реализуются ею в данный момент (как, например, гражданские имущественные и связанные с ними права и обязанности граждан). Содержание индивидуального правового статуса одного и того же лица в разные моменты неодинаково. Оно зависит от взаимоотношений гражданина с другими физическими и юридическими лицами, органами государства, от доли его участия в общественном труде, от его социальной активности. Индивидуальный правовой статус личности является изменяющимся, динамическим во времени. Это изменение, динамика индивидуального правового статуса личности происходят в рамках единого правового статуса и разнообразных специальных правовых статусов, характерных для данного лица. Поэтому индивидуальный правовой статус личности показывает, какие именно права и обязанности личности фактически реализуются, используются на данный момент. Таким образом, индивидуальный правовой статус личности характеризуется правами, свободами, обязанностями и законными интересами в стадии их обладания и реализации.

Общий правовой статус, специальные правовые статусы и индивидуальный правовой статус, носителем которого выступает конкретное лицо, соотносятся между собой как общее, особенное и единичное.

Выделение указанных видов правового статуса личности важно для практики реализации юридических прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, так как нацеливает на обеспечение и их реализацию, на воспитание и поощрение личности в деле активного использования принадлежащих ей прав, свобод, удовлетворения законных интересов и добросовестного исполнения юридических обязанностей.