Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Е. Чиркин конституционно! Право зарубежных с...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
3.44 Mб
Скачать

Глава 7. Формы правления в зарубежных странах

(но не президентом) в 1994 г. Институт пожизненного президента и особенно объявление этого поста наследственным сближают данную республиканскую форму правления с монархией.

Как отмечалось, многих республиканских черт лишена форма прав­ления, создаваемая в условиях военных режимов. Президенты таких республик не избираются населением или каким-либо легитимным конституционным органом, например парламентом или особой изби­рательной коллегией. Они провозглашаются президентами группой своих сообщников по государственному перевороту, которая образует военный, революционный или иной совет. Парламент в этих условиях распускается, конституция целиком или в значительной части отменя­ется (иногда приостанавливается, что фактически не меняет положе­ния вещей), выборы местных органов бывают редким исключением, управление строится на основе жесткой иерархии военных властей. Таким образом, создается необычная разновидность республики, в ко­торой фактически отсутствуют республиканские учреждения.

Особая форма республики — теократическая (или клерикальная) республика, где правит мусульманское духовенство, — существует в Иране. В этой стране в соответствии с Конституцией 1979 п имеются избранные президент и парламент, но главную роль играет Руководи- _ тель государства (рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусуль­манского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном мусульманском государстве — халифате. Пост Ру­ководителя государства принадлежит высшему духовному лицу, кото­рое подбирается мусульманским Советом экспертов. В случае ва.кан-сии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководству­ясь прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя госу­дарства.

Глава 8

ФОРМЫ ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА

§ 1. Понятие политико-территориального устройства государства и классификация его форм

Понятие политико-территориального устройства государства. В конституционном праве есть понятия государственной территории и государственных границ, определяющих ее параметры. Цределы тер­ритории государства в тех или иных формулировках обозначаются в конституциях. Такие конституционные нормы нередко отражают лишь принципиальный подход к этому вопросу с позиций международного права: говорится о суше, внутренних водах, о 12-мильной полосе тер­риториального моря у берегов страны, континентальном шельфе, воз­душном столбе над этими сухопутными и водными пространствами на практически досягаемую высоту. Иногда конституции фиксируют гра­ницы государства по параллелям и меридианам (как, например, в За­падном Самоа), называют государства-соседей (Коста-Рика), перечис­ляют острова (Куба), определяют «свой» сектор моря и его границы с некоторыми государствами (например, сектор Каспийского моря в Конституции Азербайджана 1995 г.) и т.д.

Территория государства всегда определенным образом организова­на, разделена на части административного или политического значе­ния, в которых проживает население, с целью управления им. Соответ­ствующие главы конституций иногда так и называются: «Об организа­ции государства». В данном случае речь идет не о системе государст­венных органов, а о территориальной организации государства.

В качестве обобщающего для такой организации в отечественной литературе долгое время использовался термин «форма государствен­ного устройства». Однако из-за многозначности слова «устройство» этот термин подвергается критике, ибо «государственное устройство» иногда понимается в предельно широком значении — как устройство государства в целом, включая некоторые социально-экономические и политические моменты, систему органов государства и т.д. В некото­рых новых изданиях понятие «государственное устройство» заменено понятием «территориальная организация публичной власти». По-

166 Глава 8. Формы политико-территориального устройства государства

скольку публичной властью является и государственная власть, и власть территориального коллектива, представленная местным само­управлением, в главу о территориальной организации публичной влас­ти включаются вопросы, относящиеся не только к государственным формам, но и к территориальной организации местного самоуправле­ния. Однако, как известно, местное самоуправление обычно не входит в систему государственной власти. Вопросы территориальной органи­зации государственной власти (например, в федерации) и вопросы ор­ганизации власти территориального коллектива (например, в муници­пальном образовании) решаются в конституционном праве по-разно­му. Объединение этих разнородных явлений имеет свои негативные стороны. В связи со всем этим в данном учебнике соответствующие вопросы разделены, термин «форма государственного устройства» не употребляется, а словосочетания «формы политико-территориального устройства государства» и «формы политикоттерриториальной орга­низации государства» использованы как синонимы.

Классификация форм территориально-политического устройства государства. Традиционно различаются две основные формы полити­ко-территориального устройства государства: унитарное и федератив­ное государство. Особой формой политико-территориального устрой­ства государства является территориальная автономия. В последние десятилетия возникла также форма регионалистского (регионального) государства. Что же касается конфедерации, то она является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение (ре­шения конфедеративных органов вступают в силу в государствах — членах федерации только после их ратификации членами, которые об­ладают право нуллификации — отказа от их применения). Вместе с тем в конфедерации есть некоторые конституционно-правовые элементы, и потому о конфедерациях тоже иногда упоминается в конституцион­ном праве. В настоящее время конфедерацией фактически является Республика Босния и Герцеговина, состоящая из двух республик — мусульманско-хорватской федерации и Республики Сербской, назва­ния же конфедерации, применяемые в конституциях Канады и Швей­царии, являются лишь данью традиции. Обе страны давно преврати­лись в федерации. Существуют и другие союзы и содружества госу­дарств (Европейский Союз, британское Содружество, СНГ и т.д.), в отдельных из них также есть более (Европейский Союз) или менее (СНГ) значительные элементы конституционно-правового регулиро­вания. В созданном в 1996 г. Сообществе Белоруссии и России (в 1997 г. преобразовано в Союз) существуют общие органы, решения которых могут иметь обязательную силу для обоих государств. Эти