Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анна Фрейд Норма и патология детского развития.rtf
Скачиваний:
30
Добавлен:
12.08.2019
Размер:
1.51 Mб
Скачать

Развитие функций "я" как необходимое условие процесса социализации

До того как различные функции "Я" достигнут определенных ступеней развития, продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности (и тем самым, к возможности социализации) не может наступить. Только когда в психическом аппарате будут заложены воспоминания, т. е. возникнет память, действия ребенка смогут осуществляться на основе опыта и предвидения, а следовательно, станут реально направленными. Без контроля реальности нет никакого различия между внутренним и внешним, фантазией и реальностью, а значит, нет и никакого основания для замены галлюцинаторного осуществления желаний приспособленными действиями. Лишь овладение речью делает ребенка членом человеческого общества. Связанные с речевой способностью такие вторичные процессы, как логика и разумное мышление, способствуют пониманию взаимосвязи между причиной и следствием, не сводя каждое приспособление к требованиям окружающего мира лишь к слепому подчинению. Нога в ногу с этим развитием идет продвижение от импульсивного поведения к ориентировочному обдумыванию действий, посредством которого интеллектуальные процессы включаются между желанием и удовлетворяющим действием. Возможно, одним из важнейших шагов к социализации является овладение мышечной деятельностью посредством "Я", что означает конец инстинктивным действиям. И, наконец, социальная позиция человека формируется посредством синтетической функции, которая регулирует ранее хаотически разрозненную работу импульсов, желаний, настроений, склонностей и не превращает "Я" в единое целое с ответственностью за себя самого и за окружающий мир.

Поскольку то обстоятельство, что человек должен вырасти за пределы первичного процесса до возникновения проблемы социального приспособления, является абсолютно очевидным, то, возможно, именно из-за этого все другие направления во внимание не принимаются. Мы не ждем от маленького ребенка социального поведения до того, как он сможет вспоминать, говорить, думать и разумно анализировать. Поэтому, если умственно отсталый и органически дефективный ребенок окажется совершенно неприспособленным социально (за исключением случаев, основанных на дрессуре поведения), или патологические регрессии "Я" в более поздней жизни уничтожат достигнутые им ранее успехи, мы не удивимся.

Механизмы действия "я" в процессе социализации

Внутренние оценки ребенка начинают сближаться с оценками его окружения благодаря становлению принципа реальности и вторичных мыслительных процессов. Однако лишь в том случае, если дальнейшие влияния станут действенными, т. е. появятся механизмы "Я", имеющие дело с любовными связями ребенка, и начнут сглаживаться основополагающие различия между личностью и объектным миром, дистанция между ними может исчезнуть.

Главное значение здесь имеет стремление к подражанию, которое становится заметным весьма рано и усиливается по мере обращения внимания на внешний мир. Маленький ребенок не остается пассивным. По меньшей мере, в своей фантазии (а позднее и во многих других действиях) он пытается отнять у матери некоторую часть всемогущего господства над процессами удовлетворения, представляя себя в ее роли.

Если подражание доставляет ему удовольствие, то, начиная с преэдипальной стадии, возникает идентификация, которая означает желание изменить себя самого таким образом, чтобы становиться все более и более привлекательным для родителей, превратив случайное подражание в нечто прочное и продолжительное. Тем самым социальные действия родителей переводятся из внешнего мира во внутренний мир ребенка, становятся его идеалом и предпосылкой возникновения "Сверх-Я" ("Ступень в «Я»"). Даже если это новое единство ребенка и матери ограничивается областью морали и образования идеала, подобные идентификации дают ребенку возможность снова почувствовать себя единым с матерью, как в былые времена.

Эта новая внутренняя инстанция во время и после отступления эдипального периода наделяется авторитетом, который берется "в долг" у родителей, и получает посредством интроекции (перенос субъектных ощущений на объект) роль внутреннего законодателя. Притязания на инстинктивную регуляцию, которые прежде были лишь желательным образцом, заменяются теперь требованиями "Сверх-Я". Пока "Я" их выполняет, оно получает вознаграждение (со стороны "Сверх-Я") в виде чувства самоудовлетворения и самоуважения; если "Я" занимает позицию инстинктивного желания и следует запретам "Сверх-Я", оно наказывается чувством вины со стороны "Сверх-Я". Таким образом, прежняя борьба между ребенком и родителями за социальное приспособление повторяется в виде внутреннего конфликта между побуждениями ребенка и его внутренними императивами, созданными по образу внешнего мира.

Достижение решающего прогресса в социализации ребенка происходит с образованием эффективного "Сверх-Я". Теперь, вместо того чтобы быть подверженным моральным требованиям своего социального окружения, он сам может чувствовать себя их представителем и принимать в них участие. Но нельзя переоценивать независимость даже жесткого детского "Сверх-Я". Дело в том, что внутренний авторитет может разрушиться, если объектные отношения с родителями либо идентификация с ними будут подвергнуты сильным разочарованиям или шоковым переживаниям, а поэтому еще долгие годы ребенок будет нуждаться в поддержке со стороны авторитетной фигуры из внешнего мира.