Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анна Фрейд Норма и патология детского развития.rtf
Скачиваний:
30
Добавлен:
12.08.2019
Размер:
1.51 Mб
Скачать

От воспитания опрятности к самостоятельному поддержанию опрятности

Сейчас, в отличие от двух описанных выше линий развития, речь пойдет о замещении уретрального и анального частных инстинктов их противоположностями, а не о принципиальной поддержке инстинктивных производных при их постепенном переводе с непосредственного на ограниченное инстинктивное удовлетворение. Иными словами, речь пойдет о фазах выработки реактивных образований. При этом особенно отчетливо проявляется борьба между инстанциями "Оно", "Я", "Сверх-Я" и внешним миром.

1. Первая фаза совпадает с периодом ничем не ограниченного опорожнения мочевого пузыря и кишечника. Ее продолжительность зависит не от присущих новорожденным процессов созревания, а от обычаев, привычек и врачебных предписаний, влияющих на действия матери. В настоящее время мы выделяем следующие различия: в некоторых местностях, странах и в некоторых социальных слоях населения воспитание опрятности начинается сразу через несколько дней после рождения (удерживание младенца, выработка условного рефлекса); в других подобное воспитание откладывается до развития объектных отношений и овладения ребенком своего "Я", что происходит на втором или третьем году жизни. 2. Переход к следующей фазе, в которой главную роль играет не влияние внешнего мира, а процессы созревания. После перехода от оральной фазы развития к анальной увеличивается либидоносное заполнение тела, усиливая сопротивление ребенка любому вмешательству в эти, ставшие для него необычайно важными, процессы. Содержимое желудка в это время представляет для ребенка необычайную ценность и отдается только "ради матери", в качестве подарка для нее; в то же время опорожнение желудка служит для выражения досады и разочарования по отношению к матери, приобретая агрессивное значение.

Эмоциональная амбивалентность, которая является вполне нормальной для анально-садистической фазы, со стороны инстинкта выражается в двойственном, посредством либидо и агрессивности, замещении телесных продуктов и двойственной эмоциональной установке к матери в виде смены любви на ненависть и наоборот. При этом одновременно проявляются побуждения "Я" — любопытство и любознательность по отношению ко внутренностям тела, радость от игр с водой, песком и пластилином, получение удовольствия от протекания жидкости из переполненных сосудов и т. п.; а также сопутствующие агрессивные проявления в виде страсти к овладению, замещению, разрушению и т. п.

И здесь условия окружения неизбежно вступают в свои права. Насколько похожи друг на друга все маленькие дети, пока дело касается инстинктивных и "Я" - процессов, настолько они различны в этой фазе развития личности в целом, зависящей от мер, принимаемых няней и воспитателем, и от приспособления ребенка к ним. Некоторые матери остаются связанными с внутренними потребностями своих детей в анальных побуждениях не меньше, чем до этого в оральных желаниях; им удается играть роль посредника между стремлением ребенка к грязи и требованием со стороны внешнего мира к поддержанию чистоты, а также постепенно и терпеливо приучать ребенка к контролю над собственными снимающими мышцами (сфинктер). У других же матерей их собственные вытеснения анального отвращения, реактивные образования, опрятность и аккуратность делают такое поведение невозможным. В таких случаях мы встречаем воспитание опрятности в самых неожиданных формах: мать со всей строгостью настаивает на требовании испражняться только в определенное время и в определенном месте, а ребенок со своей стороны также упрямо и бескомпромиссно защищает свое право на самостоятельное отношение к моче и калу. В результате ведется борьба между матерью и ребенком с отрицательными последствиями как для объектных отношений между ними, так и для характера ребенка, что выражается в воспитании упрямства, закостенелости реактивных образований, появлении навязчиво-невротических склонностей и т. п.

3. В течении третьей фазы ребенок уступает установке окружающего мира на поддержание опрятности и идентифицирует себя с ней, превращая в свою собственную. По своей моральной сути овладение процессами испражнения становится простейшим "Сверх-Я", и в дальнейшем борьба продолжается в форме внутреннего конфликта между анальными и уретральными побуждениями, с одной стороны, и направленными против них механизмами защиты — с другой. В конечном итоге появляются отвращение к грязи, аккуратность и пунктуальность как гарантии против возвращения вытесненного. С регулярностью опорожнения желудка "Я" приобретает такие свойства, как пунктуальность, добросовестность и надежность. Высокая оценка телесного содержания смещается в другие области и к иным интересам, таким как накопление, собирание и т. п. В своей совокупности все это является значительным преобразованием прегенитальных анальных и уретральных инстинктивных производных. Если подобное преобразование проходит постепенно и не сопровождается шоковыми переживаниями, оно придает индивидуальному характеру желанную твердость, становясь источником самообладания.

Однако нельзя забывать, что подобные приобретения основываются на идентификациях и интернализациях и становятся гарантированной активной принадлежностью личности лишь после прохождения стадии эдипова комплекса. В преэдипальное время (особенно к началу третьей ступени) контроль "Я" над анальными процессами все еще зависит от положительного качества и стабильности объектных отношений. Например, в собственном доме ребенок уже может быть приучен к пользованию горшком или уборной. Но он не переносит автоматически эту способность на чужие, непривычные ситуации и вспомогательные средства. При вызванном матерью разочаровании, разделении с ней и т. п., дети, с одной стороны, вновь аннулируют собственное требование к чистоте и возрождают, с другой, агрессивное использование процесса испражнения. Это приводит к случаям дефекации и мочеиспускания, которые очень часто неправильно воспринимаются со стороны взрослого мира.

4. Окончательное и надежное овладение сфинктером достигается лишь в четвертой фазе. После окончания эдиповой фазы рассматриваемые установки утрачивают зависимость от объектного мира и отношения к нему, достигая уровня нейтрализованного и автономного содержимого "Я" и "Сверх-Я" (Г. Гартман, 1950 г.).