Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ 17-18.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
521.73 Кб
Скачать
  1. Реализм Мольера и комедия нравов

Этот конфликт с большей полнотой был реализован в одной из лучших комедий Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670). В центре коллизия «непонимания» жизни. Замысел восходит к предложению короля написать пародию на турецкие нравы. В результате Мольер создает пародию на одну из актуальнейших проблем современности – проблему недворянина, парвеню.

В центре образ г-на Журдена и его неадекватный взгляд на вещи: восприятие дворянства как непререкаемого идеала в мифологизированном свете (роскошь платья, титул, светские манеры). В результате возникает комический диссонанс – несоответствие «кодов». Но то же самое можно сказать и дворянах: эти благородные по рождению люди ведут себя как завзятые прощелыги и плуты (маркиз и маркиза). Г-н Журден начинает пробовать себя в новом качестве, открывая мир заново. Эффект «второго рождения» (проза и стихи, любовные послания): герой открывает давно известные вещи. Фарсовые эффекты создаются на основе комизма ситуаций узнавания, переодевания, речевых несоответствий (абракадабра турков, «высокий» слог г-на Журдена).

Амплуа соответствуют традиционным коллизиям: обманутый простак (г-н Журден), сварливая жена, резонер (Клеонт), слуга-плут (Ковель), субретка, лжеученый (учитель философии) и т.п.

Н. Буало: «Поэт, что глубоко познал людей сердца, что понял чудака и мота, и ленивца, и фата глупого, и старого ревнивца». Создание характеров путем типизации как воплощения одной, утрированной черты, при этом цель драматурга сделать характеры узнаваемыми. Этот способ создания характеров отчасти продиктован автору традицией комедии дель арте, но наполняется иным пафосом. Это не просто способ вызвать хохот, создать комизм, но и порицание пороков, их высмеивание. С этой целью в комедии выведен герой-резонер, герой положительный, изобличающий ложный взгляд на реальность. Клеонт – добропорядочный буржуа – отказывается претендовать на ложный дворянский титул. Резонером в этой пьесе выступает и г-жа Журден, которая видит пройдох насквозь. Но специфика театра Мольера в том, что нет ни одного не высмеянного персонажа, даже резонеры оказываются в дураках (финальная сцена).

Любовная линия проводит ту же тему ложных взглядов, стереотипов. Клеонт отказывается поверить в искренность Люсиль, т.к. видит только то, что хочет видеть. Это порождает эффект непонимания между персонажами, который, дублируясь во взаимоотношениях персонажей-слуг, дополнительно пародируется.

Противоречия снимаются буффонадой – маскарадом: клеонт переодевается, по совету Ковьеля, турком и выдает себя за сына турецкого султана. Лестью и псевдотурецкой тарабарщиной он задуряет Журдену голову, посвящает его в несуществующий чин «мамамуши» (сцена сопровождается плясками и «колотушками»). В результате довольный Журден, считая себя дворянином, отдает дочь за Клеонта, не зная, что это он. Комедия заканчивается тройной свадьбой (Клеонт – Люсиль; слуги Ковьель и Николь; дворяне Дорант и Доримена). При позитивном завершении любовного конфликта, центральный – социально-психологический – конфликт остается незавершенным: оттого что Журдена поколотили палками по заду мало что изменится, он навряд ли перестанет играть в дворянина. Таким образом. Мольер, по сути, предлагает открытый финал, заставляя зрителя задуматься об основных проблемах, показанных в пьесе, что было несомненным н6оваторством, так как классицистические комедии заканчивались четкой моральной сен6тенцией о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ольер не навязывает читатлеям своего мнения, не впадает в назидательный тон, не предлагает готовых истин, а с помощью фарса создает неразрешимые комические коллизии, развивать которые должен сам читатель.

Реалистическая линия в отношении комедии нравов, в которой центральной фигурой является буржуа. Продолжается Мольером в комедии «Скупой» (1668). Написанная по античным источникам («Кубышка» Плавта, рассказы Плутарха о Тимоне и т.п.), под пером Мольера комедия превращается в жесткую сатиру на третье сословие. Если Плавт желает страсть своего героя к деньгам чем-то сродни одержимости, патологии, которая исчезает в финале, стоит герою одуматься, то Мольер вообще не оставляет места человечности в образе главного героя – ростовщика Гарпагона. Это имя уже в эпоху классицизма стало нарицательным, став синонимом безумной скупости. Страсть Гарпагона к деньгам, к накопительству приводит к разложению семьи и к деградации личности: он готов женить сына на престарелой богатой вдове ради ее наследства, а дочь выдать за нелюбимого, сам же он пылает страстью к Марианне – девушке-бесприданнице. Дома в это время разворачивается закулисная интрига: дворецкий оказывается возлюбленным дочери Гарпагона, обманом проникшим в его дом, сын проматывает состояние отца и берет деньги в долг у некоего ростовщика, который и оказывается в финале Гарпагоном. Опасность образа Гарпагона – в его несхематизме. Это живой характер, олицетворяющий не отдельную патологию, а коренную черту всего третьего сословия.. Данная особенность вызвала неодобрение А. С. Пушкина: «У Мольера Скупой скуп, да и только». То есть, Мольер не оставляет положительного выхода в финале и ме5сть его детей – лишь злобная, хотя и справедливая выходка судьбы. В сюжете пьесы множество фарсовых моментов (обман Валера, интрига с Клеоном, битье Жана и т.п.). Но неправдоподобная, сложная интрига, строящаяся на цепи совпадений и случайностей, приводит к ослаблению сюжетной пружины: история со шкатулкой оказывается на заднем плане, а стратьс к Марианне становится нелогичной – так как Гарпагон ее не любит. Это свидетельствует о том. Что Мольер попытался превратить комедию фарсовую в комедию характеров, где все работает на раскрытие заглавного образа – метафоры скупости.