Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ 17-18.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
521.73 Кб
Скачать
  1. Классицистическая трагедия и категория «трагического». Расин

Поворот в творчестве Корнеля отражает культурно-политическую ситуацию 40-х годов, времен фронды (аристократического заговора против короля). «Фронда принцев» – авантюра, интриги; теперь идея сильной государственной власти переходит в политику. «Государственный интерес» в частных сферах. Просыпается интерес к частной жизни, в центре – борьба со своими страстями. Лидером в драматургии становится Жан Расин (1639 – 1699). Это время противоречий в мировоззрениях: пессимизм Паскаля, Ларошфуко, Лафонтена; янсенизм в католичестве, течение, выступающее против иезуитов, порицающее роскошь, страсти, «отшельники Пор-Рояля», вера в изначальную благость человека, к которой он придет путем аскезы.

Трагедия приближается к жизни, уходят высокие идеалы, углубляется психологизм; на смену цельных героев Корнеля, вовлеченных в политическую интригу, приходит «волнующая картина страстей»; галантность, изысканность слога прикрывает глубокую психологическую пропасть.

Расин осиротел в возрасте 3 лет, по происхождению буржуа. Воспитывался в Пор-Рояле, где учили блестящие философы, филологи, юристы Арю, Николь, Леметр. Человек греховен изначально, лишь путь благости ему поможет Расин не дает втянуть себя в богословские споры и увлекается литературой (греческими и римскими авторами). Через янсенистов Расин обрастает влиятельными связями. В 1660 году первое произведение «Амория» и ода «Нимфа Сены». В 1664 году труппа Мольера ставит «Фиванду», в 1665 году – «Александр Великий» вызвал скандал, поскольку спустя 2 недели после постановки она прошла в Бургундском отеле, куда ушла и актриса Мольера Тереза Дюпарк. С этого времени Расин был в конфликте с Мольером.

Периодизация творчества:

    1. середина 60-х годов: «Фиваида» (1664). «Александр Великий»(1665) – в пику Корнелю;

    2. конец 1660-х – начало 1670-х годов: «Андромаха» (1667), «Британник» (1669), «Береника» (1670) – битва с Корнелем.

    3. 1670-е годы: «Баязет» (1672), «Митридат» (1673), «Ифигения в Авлиде» (1674), «Федра» (1677)

    4. Конец 16780-х – начало 1690-х годов: «Эсфирь» (1689), «Гофолия» (1691)

В 1673 году 35-летний Расин становится членом Академии, в которой многие были недовольны выскочкой-буржуа, начались интриги, трижды ставились конкурирующие пьесы: «Береника» Корнеля (1670), «Ифигения» Вилерна и Кора (1675), «Федра и Ипполит» Прадона (1677). Последняя была сфабрикована его врагами (герцогиня Бульонская и герцог Неверский). Постановка «Федры» была освистана 2 раза (зал был откуплен). Но драматургу удалось восстановить справедливость по отношению к своей лучшей пьесе.

После «Федры» наступает кризис и перерыв. С 1677 года Расин – историограф короля, оставляет театр, примиряется с янсенистами, женится на девушке из буржуазной семьи, пишет историю царствования Людовика XІV. После гонений на янсенистов пишет пьесы на сюжеты библейской тематики. Пишет «Краткую историю Пор-Рояля» и все более уходит от двора.

Античная мифология заменяет исторические реалии – вызов Корнелю. Источники «Федры»: «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки. Расин перерабатывает античный сюжет трагедии рока. Расин реконструирует психологию страсти. Сильно здесь влияние ясенитов. В предисловии Расин об изменении сюжетной линии; она нагружается 2 интригой – любовью Ипполита к Арикии. Коллизия такова: жена царя Тесея Федра воспылала страстью к пасынку, но он любит Арикию, пленницу царя Тесея, дочь его врагов. Известие о смерти Тесея заставляет Федру признаться, невыносимая страсть, долго ею удерживаемая, вырывается на свободу. Ипполит убегает, оставив меч. Энона, служанка Федры, предлагает ей оклеветать Ипполита, что и делает (этот поступок Расин объясняет «низким» происхождением). Федра узнает о любви Ипполита к Арикии и подтверждает слова Эноны, хотя хочет раскаяться. Вернувшийся Тесей проклинает сына, но начинает разбираться в ситуации. В финале гибнет Энона, затем Ипполит, после Федра признается в клевете и умирает. Сам автор считает, что Федра не вполне преступна, не вполне невиновна. Судьба и гнев «богов разбудили в ней греховную страсть, которая ужасает ее самое. Она прилагает все усилия, чтобы ее превозмочь. <…> Ни в одной из моих трагедий добродетель не была выведена столь отчетливо. Здесь <…> один лишь помысел преступный ужасает, несколько само преступление; слабость любящей души приравнивается к слабодушию. Страсти изображаются с един6ственной целью показать смятение, а порок рисуется уродливо. Это и есть та цель, которую прежде всего должен ставить каждый, кто творит для театра: Театр – школа». Эта трагедия мирит Расина с янсенистами.

Образ Федры – это то, что позволяет трагедии стать цельной (сюжетно-образный фактор). Трагедия строится на эволюции чувства Федры (драматический характер = борьба с собой) – то, что отличает Расина от Корнеля. В трагедии нет резко отрицательных персонажей, есть страдальцы по воли страсти (Энона) и жертвы обстоятельств (Тесей, Ипполит). Но нет ни одного идеального героя (в противоположность Корнелю): Ипполит пылает страстью к Арикии – врагу отца, Тесей – сластолюбец (история с Ариадной); Федра, являясь причиной катастрофы, все-таки в первую очередь вызывает симпатии читателя. Н. Буало: «Кто Федру зрел хоть раз, кто слышал стоны боли царицы горестной, преступной поневоле», отсюда произошла идея мирового неустройства. Аббат-покровитель Расин Арно (янсенист): «Федра – христианка, которую не осенила благодать». Тема суда над собой и высшего суда судьбы объединяется с мифологическими образами, тесно переплетается с христианским учением с его янсенистском варианте. Тема предопределения заявлены с первых слов Федры, появляющейся перед зрителями. Тема смерти проходит через всю трагедию (мнимая смерть Тесея, гибель Ипполита, гибель части семьи Тесея). Мифологический аспект этой темы заключается в сюжетной линии, когда Тесей сходит в Аид после смерти и встречается там с судьей Аида, отцом Федры – Миносом. Таким образом, нет границы между земным существованием и потусторонним, создается целостная картина мироустройства. Конфликт в отличии от Еврипида и Сенеки переносится вовнутрь, но сохраняется комплекс вины, отступления от нравственности.

Расин спорит с Корнелем: не восхищение, а сострадание – залог катарсиса (ср. с Аристотелем и Буало) + оправдание, ведь герой – преступник поневоле. Тем самым в исключительности положения Федры фиксируются общечеловеческие качества, то, что делает ее похожей на всех нас – в этом кроется дидактический пафос трагедии

Трагедия Расина – анатомия страсти, заключенная в монологах заглавной героини. В 1 монологе Федра говорит о своем чувстве, посланном богами как кара, это болезненная страсть (ср. Сапфо):

Давно уже больна ужасным я недугом<…>

То пламень, то озноб мое терзают тело,

Покинули меня и зрение, и слух,

В смятенье тягостном затрепетал мой дух,

Узнала тот час я зловещий жар, разлитый

В моей крови, – огонь всевластной Афродиты.

2-й монолог о Тесее (псевдомонолог), в котором происходит подмена чувства к Тесею чувством к Ипполиту:

Его Федрою любим не нынешний Тесей,

Усталый ветреник, раб собственных страстей,

Спустившийся в Аид, чтоб осквернить там ложе

Туземного царя! Нет мой Тесей моложе!

Немного нелюдим, он полон чистоты,

Он горд, прекрасен, смел … как юный бог! Как ты!

Лабиринт – любовь, страсть; Минотавр – метафора страсти. Монолог венчается приговором самой себе:

Я жертва жалкая небесного отмщенья,

Тебя – гневлю, себе – внушаю отвращенье.

То боги! Послана богами мне любовь!

Мой одурманен мозг, воспламенилась кровь <…>

О пусть твой меч пронзит ей сердце

Что жаждет искупленья и рвется из груди к мечу, орудью мщенье!

Дай меч свой!

3-й монолог – ненависть к Ипполиту по вине любви его к Аринии:

Мне избавленье даст лишь смерть – вот мой оплот,

А в ожидании, пока она придет,

Питаюсь желчью я, слезами умываюсь.

Я сладость горечи вкушаю лишь тобой,

С томлением в душе, но поднятым челом

Величественные я принимаю позы,

Лишенная всех прав, и даже прав на слезы. <…>

Нет, преступленье мне не принесет плодов.

Был рок враждебен мне вплоть до могилы хладной,

И в муках расстаюсь я с жизнью безотрадной.

В предпоследнем монологе Федра исповедуется Тесею, снимая скверну с души признанием, это исповедь очищения:

Могла б я оборвать клинком свои мученья,

Но снять с невинного должна я прегрешенья,

Чтоб имя доброе погибшему вернуть.

Ипполит – тоже герой преступный поневоле, честь отца не дает ему выдать Федру.

Это трагедия – классицистическая трагедия Рока, где страсти возводятся в космический масштаб, а осуждаются с точки зрения разума и высшей воли; это трагедия с вплетением барочных тем и с надеждой на Божью благодать.