Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК_МПП.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.87 Mб
Скачать

Вопрос 1.

Правопреемство – это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны:

1. государство-предшественник, которого сменяет новый носитель ответственности;

2. государство-преемник, т.е. государство, к которому эта ответственность переходит.

Понятие «момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за международные отношения территории, являющейся объектом правопреемства государств.

Как уже отмечалось, в международном праве государство понимается как совокупность 3 элементов: население, территория, суверенная власть. Правопреемство связано с изменением только одного элемента – территории, т.е. изменение численности населения или формы организации власти таких последствий не порождает. Т.о., объектом правопреемства является территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения. В целях международно-правового регулирования выделяют следующие сферы, в которых осуществляется правопреемство:

• международные договоры;

• государственная собственность, государственные архивы и государственные долги;

• государственные границы;

• членство государства в международных организациях и органах.

Вопрос правопреемства встает в следующих случаях:

1. при возникновении нового государства в результате социальной революции;

2. при возникновеннии нового независимого государства в результате национально-освободительной борьбы (в результате деколонизации);

3. при разделении государства на несколько новых государств;

4. при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства;

5. при переходе части территории от одного государства к другому;

6. при объединении нескольких государств в одно.

Т.о., основой абсолютного большинства случаев правопреемства является юридический факт образования нового государства как субъекта международного права, однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не выработано. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса о том, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств либо путем принятия соответствующего акта международной организации или вынесения решения международного судебного органа.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.

Так, согласно теории универсального правопреемства, получившей развитие в XVII – XIX в.в. и ярко проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника. Разновидностью этой теории стала доктрина континуитета, представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в т.ч. все существующие договоры, переходят к наследнику, т.к. личность государства остается одной и той же. По своей сути эта доктрина, обосновывая идентичность международной правосубъектности государства, является отрицанием какого-либо правопреемства. В настоящее время эта теория несколько видоизменилась и означает переход всех международных прав и обязанностей государства-предшественника к государству-преемнику, что, с одной стороны, обеспечивает стабильность международных отношений, но, с другой стороны, ущемляет суверенитет вновь созданного государства.

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет международной правосубъектности отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью другого, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью этой теории является концепция tabula rasa, согласно которой новое государство начинает свои международные связи с чистой доски, чистого листа, т.е. не считает себя связанным никакими обязательствами государства-предшественника. Так, например, ст.16 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. устанавливает, что «новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государства».

На практике государство может воспользоваться свободой выбора, т.е. самостоятельно определить, участником каких международных соглашений оно будет являться. Кроме того, ему может быть предоставлено время на раздумье, при этом действие международных договоров приостанавливается.

Действующие международно-правовые нормы о правопреемстве носят в основном характер обычно-правовых, а также определяются соглашением заинтересованных государств. Кроме того, были приняты 2 кодифицирующие конвенции:

1. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;

2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. (не вступила в илу в виду отсутствия необходимого количества ратификаций – 15).

Обе конвенции исходят из принципа, согласно которому вопросы правопреемства могут решаться по соглашению между заинтересованными государствами, а положения соостветствующей конвенции применяются только в случае отсутствия подобного соглашения. В конвенциях также оговаривается, что не предусмотренные ими вопросы правопреемства регулируются нормами и принципами обычного права.

Сформулированные в конвенциях правила относятся только к правопреемству, которое осуществляется в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе ООН, т.е. речь не идет о правопреемстве, если на ведение международных дел какой-либо территории претендует государство, совершившее в отношении этой территории акт агрессии, аннексии или оккупации. Немаловажно и наличие в обеих конвенциях положений о порядке урегулирования споров по вопросам правопреемства.