Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК_МПП.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.87 Mб
Скачать

Вопрос 4.

К иным видам признания относят признание организаций сопротивления и национального освобождения , восставшей и воюющей стороны, являющиеся временными, переходными видами признания, ведущими к основным.

В случае иностранной оккупации зачастую создаются органы национального сопротивления. Объем и последствия признания этих органов весьма различны. Признание органов сопротивления получило широкое распространение со стороны стран антигитлеровской коалиции в годы II Мировой войны. При этом одни органы национального сопротивления находились в эмиграции, а другие – на оккупированной территории. Вместе с признанием органы национального сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся, что означало распространение на них правил ведения войны, а также юридически обоснованное право на получение помощи.

Национально-освободительное движение основано на реализации права народа (нации) на самоопределение. Довольно обширной была практика признания органов национального освобождения в годы деколонизации, причем порой признание носило коллективный характер и осуществлялось международными организациями. Так, ЛАГ и немалое число правительств многие годы признают ООП законным представителем палестинского народа. Своеобразие этого вида признания состоит в том, что оно предоставляется не народу (нации) как таковым, а именно национально-освободительным движениям, причем даже не самим движениям, а организациям, их возглавляющим. Такое признание связано с приобретением права на получение помощи, на участие в международных конференциях, на получение статуса наблюдателя при международных организациях и т.п.

Истории гражданских войн прошлого известны случаи признания восставшей или воюющей стороны (XIX – I пол. XX вв.). Так, еще в 1823 г. Великобритания признала греков, боровшихся против Турции за создание собственного государства, воюющей стороной. Признание восставшей стороны имело место тогда, когда интересы иностранного государства были связаны с территорией, контролируемой вооруженными силами, ведущими борьбу с правительством. Признание «восставших» означало, что признающее государство признает факт восстания против правительства и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников. При этом нередко заявлялось о признании за повстанцами определенных прав, например, права убежища, права на получение гуманитарной помощи.

Признание «воюющих» является несколько более широким. В этом случае на них распространяется право вооруженных конфликтов практически в том же объеме, что и на государства, включая нейтралитет. Условием признания является наличие значительной территории государства, устойчиво контролируемой повстанцами, и эффективное командование вооруженными силами, обеспечивающее соблюдение воинской дисциплины и норм международного гуманитарного права.

В связи с изменениями в праве вооруженных конфликтов, признавшем за восставшим наелением и партизанами определенный статус, оба вида признания перестали использоваться.

Вопрос 5.

В зависимости от объема юридических последствий, которые влечет за собой международно-правовое признание, различают 2 формы признания: юридическую и фактическую. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание de jure и признание de facto.

Различие между de jure и de facto также заключается в объеме правовых последствий, котрые они влекут за собой для признающего и признаваемого в их взаимных отношениях: при признании de facto объем этих последствий уже. Никаких точных ориентиров или тем более норм для выбора той или иной формы признания нет. Практика показывает, что в основе их использования лежат политические соображения.

В качестве общего правила признание является полным и окончательным – признание de jure. Оно не может быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных требований, оно также не может быть отозвано. В случае признания de jure с признаваемым в полном объеме устанавливаются дипломатические, консульские и иные официальные отношения.

Что касается признания de facto, то оно, в отличие от признания de jure, является ограниченным (неполным) и временным, т.е. может быть взято назад. В случае подобного признания устанавливаются обычно только консульские или торгово-экономические отношения. Это признание используется довольно редко и в основном в отношении правительств, а не государств как выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство долговечны, жизнеспособны.

От юридического, официального признания следует отличать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляется в форме эпизодических, разовых контактов на различном уровне. Как правило, государства вступают в подобные контакты вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, часто не желая при этом признавать друг друга (так, подобные контакты нередко сопровождаются заявлением, что они не должны рассматриваться как признание нового государства или правительства со стороны государства, вступающего в эти отношения). Вариантом фактического признания является признание ad hoc (разовое, на конкретный случай). Так, например, целью таких контактов может быть заключение международного договора.

Таким образом, признание имет большое юридическое и политическое значение, т.к. оно облегчает существование нового субъекта (государства), укрепляет его позиции в межлународной системе, открывая перед ним возможности развития сотрудничества путем установления политических и экономических отношений с другими государствами, выводит его из изоляции. Оно делает его полноправным членом международного сообщества, которому легче в полной мере реализовать свою правосубъектность.

Лекция 9.

Институт правопреемства в международном праве.

Вопросы:

1. Понятие правопреемства, его объекты и кодификация.

2. Правопреемство в отношении международных договоров.

3. Правопреемство в отношении государственной.