Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
174-257.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
361.98 Кб
Скачать

2.8.3. Китай

207

Будущее покажет, кто был прав: те, кто утверждает, что японцам и близким к ним по культуре азиатским народам будет принадлежать решающа^ роль в мире XXI в. как не потерявшим основы коллекти­вистской культуры, или те, кто считает, что японцы превратятся в придаток бесконечно совершенствующегося научно-технического про­гресса, станут бездушными микропроцессорными существами. Ясно одно — культура Японии будет иметь большое значение в развитии межкультурных процессов нового тысячелетия.

2.8.3. Китай

Большой интерес для осмысления культурного многообразия совре­менного мира имеет культура Китая, и дело не только в его огромном населении. Уникальность и значимость культуры нынешнего китай­ского общества состоит в том, что страна с традиционной культурой, разительно отличной от западной, успешно осуществляет рыночную модернизацию без вестернизации и под руководством коммунистиче­ской партии. Элите страны удалось найти оптимальный вариант соот­ношения культурных традиций и новаций, своего и чужого. Более того, именно верность традициям, опора на них и являются основой успеха страны, претендующей на освободившуюся после разрушения СССР роль сверхдержавы. Вопреки широко распространенному мнению об универсальности глобальных «общечеловеческих» ценностей, разви­тие культуры современного Китая опирается на ценности, во многом противоположные культуре Западной Европы.

Например, если Запад воплощает индивидуализм как систему, в рамках которой эмоциональный компонент регулируется рацио­нальным, а человек стремится сделать карьеру за счет личных усилий и позитивного имиджа у окружающих, то в Китае отдельный человек тра­диционно рассматривается как физическое тело, которое может быть «целым», только если его сердце обращено к другим людям. Отсюда стремление к созданию как бы «коллективного» тела, выходу за рамки собственного интереса, намерение гармонизировать его в единстве с интересами других людей, посвятить себя коллективу, государствен­ным делам, даже отождествить себя с ними на основе чувства долга: личность вне коллектива демонстрирует «низменное» в культуре. В современном китайском обществе успешно функционируют такие непреходящие ценности традиционной культуры, как основанный на нерасчлененном представлении о мире интуитивный способ мышления (созвучный идеям современной физики, в частности, квантовой теории

208

Тема 2.8. Национальные лики культуры в глобализирующемся мире

t

поля и других наук XXI в.), акцент на моральное самосоверщенство- вание человека, гармонию межличностных отношений и отношений между личностью и обществом, уважение старших, помощь ближнему, согласие в обществе, приоритет морально-этических нород, авторитет семейных отношений, стремление к сочетанию власти и долга, спра­ведливости и выгоды, интересов личности и массы.

На современную экономическую и политическую жизнь Китая оказывают большое влияние такие конфуцианские традиции, как рациональность управления, строгий контроль государства во всех сферах жизни, стремление к стабильности и порядку, персонификация социальных отношений.

Вместе с тем, следует отметить, что китайская культура, при всей ее монолитности и непрерывности развития, открыта для диалога, и пре­жде всего с западной культурой. Но он не затрагивает основ китайской культуры, она обнаруживает большую адаптивность без разрушения культурного ядра.

Стремительный подъем экономики Китая нанес удар по «универса­листской» трактовке воззрений Вебера, а именно: в сфере конфуциан­ской культуры, не пропитанной духом протестантской этики, достиг­нуты высокие темпы роста экономики. В традиционной китайской культуре конфуцианское учение занимает ведущее положение, и эко­номические концепции следует рассматривать в свете этого. Однако содержание китайского «конфуцианства» определяется конкретной обстановкой, содержит в себе факторы эволюционного и временного характера. Отдельно взятые идеи и взгляды, характерные для опреде­ленного периода и определенного района, не могут рассматриваться как категорически обусловленные идеями конфуцианства повсемест­ного значения. Это положение чрезвычайно важно при характеристике вопросов традиционной китайской экономической культуры.

Поэтому нужно иметь в виду определенную противоречивость традиционных китайских экономических взглядов. Например, обычно полагают, что конфуцианцы «избегают говорить о выгоде» и приводят в качестве доказательств высказывание Мэн-цзы: «Гуманность и справед­ливость стоят выше всего! Зачем же непременно говорить о выгоде?», а также изречение из произведений Конфуция: «Совершенный чело­век разбирается в справедливости, низкий человек толкует о выгоде» и др. Но вместе с тем можно вспомнить мнение Ли Бу, что «человека без выгоды не существует», и суждение Чжу-цзы, много сделавшего для учения об «основном принципе», который рассматривал справед­ливость и выгоду как неотъемлемые части вещей и явлений, при этом считал, что выгода появляется из глубины самой справедливости, что

2.8.3. Китай

209

справедливость прослеживается во всех делах, и выгода их сопровож­дает. Поэтому говорят, что выгода гармонирует со справедливостью.

Подобные мнения высказывали многие конфуцианцы разных вре­мен эпохи Сун, да и сам Конфуций говорил, что люди желают богатства и знатности. Если не руководствоваться правильными принципами, их не получишь. Людям ненавистна бедность и низкое положение в об­ществе; если не опираться на правильные идеи, от них не избавишься. Конфуций также констатирует, что «бедность трудно переносить безро­потно». Он отнюдь не отрицает желание и стремление людей стать бо­гатыми, однако подчеркивает, что «богатство и знатность, полученные не по справедливости, подобны облакам, плывущим по небу». Наряду с этим, Конфуций считал, что простой народ не должен быть беден, и только при обогащении простого народа и государства его правители смогут жить в достатке.

Мэн-цзы также признавал желание и стремление людей стать бога­тыми. Он говорил, что человек не может не стремиться к богатству и знатности. В то же время Мэн-цзы высказывал идеи о способах «обога­щения народа», в частности, полагал, что людям следует обрабатывать свои поля и конопляники, а власти надо облегчить налоги, взимаемые с них, и тогда народ может стать богатым; не следует взимать налог с торговцев, надо помогать им в торговле и добиться, чтобы все торговцы в Поднебесной были довольны.

Из приведенных высказываний ясно, что экономические идеи конфуцианства отнюдь не игнорировали выгоду, а взгляды различных школ на данный экономический элемент разнились незначительно. Но, тем не менее, общая идеология конфуцианства несравнима с про­тестантской идеологией труда и обогащения. В настоящее время пред­ставляют большой теоретический и практический интерес положения о так называемых материальных и духовных цивилизациях, выдвинутые руководством современного Китая. Оно считает пагубным развитие экономики за счет разрушения традиционных духовных ценностей нации, видит отличие западной культуры от восточной, которая нравс­твенными соображениями регулировала развитие материальной куль­туры, ставит оригинальную задачу строительства «социалистической духовной цивилизации», опирающейся на материальную. Бурный рост экономики Китая осуществлялся под жестким управлением и контро­лем государства, что прямо вытекает из его конфуцианской трактовки, принципиально отвергаемым экономическим либерализмом, при строгом соблюдении законности, корни которой лежат в идеологии легизма. Примечательно, что в истории Китая легисты были главной силой, противостоящей конфуцианству именно в сфере социальной

Соседние файлы в предмете Культурология