Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
174-257.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
361.98 Кб
Скачать

202

Тема 2.8. Национальные лики культуры в глобализирующемся мире t

не обеспечивает не только более высокую, чем при плановой, эффек­тивность экономики, но даже простое воспроизводство.

Итак, если на Западе модернизация была естественным, органичным этапом социально-экономического развития, то в России проводится модернизация неорганическая, вызванная идеологическими установ­ками, без наличия внутренних факторов буржуазного развития, что привело к нарушению преемственности и угрозе потери культурной самобытности. Кроме того, такая модернизация принципиально явля­ется догоняющей, демонстративной, она не создает глубоких произ­водственных ориентаций рыночного типа. Нашу модернизацию точнее можно назвать «демодернизацией», или имитацией модернизации.

И это не случайно, история показывает, что всякий раз, когда в России предпринимались попытки реформ, всегда возникал конфликт между либерализмом как идеей всемирного развития индивидуальной свободы и так называемым традиционализмом российского общества, этот ли­берализм отторгающим. Традиционализм всегда служил непреодоли­мым препятствием на пути внедрения у нас «западного» образа жизни.

Одним из объяснений этого своеобразного «колебания» России мо­жет быть то особое положение, которое она занимает: с самого своего становления культура России представляла собой особый мир, в кото­ром сталкивались и взаимопроникали культуры Запада и Востока.

2.8.2. Япония

Растущее внимание в конце XX в. вызывает культура Востока. В пер­вую очередь это обусловлено высокими темпами экономического раз­вития, быстрым преодолением социально-экономической отсталости и замкнутости стран с традиционалистской культурой. Прежде всего сказанное относится к Японии, которую иногда называют музеем ази­атских культур (К. Окакура). Современная Япония сохраняет истинно азиатскую душу, свет культуры, что не мешает ей вести равноправный диалог с другими культурами. Японская культура во многих отноше­ниях уникальна и удивительна, она насыщена контрастами в духовной жизни. С одной стороны, изумительная вежливость, гораздо более искренняя и менее церемонная, чем в Китае, с другой — острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к самопожертвованию, которые могут быть сравнимы только со слепым фанатизмом воинов ислама. Редкое трудолюбие сочетается с обостренным чувством чести и глу­бокой преданности императору, учителю или главе фирмы; необыч­ное даже для изысканного Востока чувство прекрасного, в котором

2.8.2. Япония

203

сочетаются скромность и простота, лаконизм и прелестное изящество одежды, убранства, интерьера. Умение отрешиться от суеты повсе­дневности и найти душевный покой в созерцании прекрасной природы, моделируемой в миниатюре крохотным двориком с камнями, мхом, ручейком и карликовыми деревьями.

Японию отличает поразительная способность заимствовать и усваи­вать, перенимать и развивать достижения других народов, культур, со­храняя при этом свое национальное, своеобразное, японское. Особенно сильное влияние на культуру Японии оказали индийская и китайская цивилизации в самых разных аспектах, она впитала и переработала в соответствии со своими потребностями традиции индуизма, конфуци­анства, даосизма, буддизма, придав им свои неповторимые черты.

В XX в. контекстуальность, эмпиризм, повседневность японской культуры, синтоистское восприятие мира как единственной реальности обусловили высокие возможности адаптации страны к новым реалиям (в частности, поражение во Второй мировой войне было воспринято в Японии не с позиций рефлексии, а как стимул для консолидации общества, поиска своего места в послевоенном мире научно-техни­ческого прогресса). Но прежде всего развитие ее культуры связано с националистическим и милитаристским оттенками конфуцианства в его японской версии. После окончания двухсотлетней изоляции, пе­ред лицом угрозы со стороны Запада интеллигенция, воспитанная в духе японско-конфуцианской этики, сумела сплотить страну и создать сильное современное государство. Именно благодаря национальной форме конфуцианства Япония с ее классовыми и региональными про­тиворечиями за сравнительно короткий срок, примерно за 20 лет, легко превратилась в сильную нацию.

Мощный экономический взлет Японии в последние десятилетия побудил многих исследователей к тщательному изучению социокуль­турных основ этого взлета, впервые осуществленного на азиатской почве. После так называемого «переворота Мэйдзи» (1868) японцы предприняли попытку копировать методы передовых стран Европы и США, но не добились больших результатов. После Второй мировой войны был избран принципиально иной путь — модернизация страны на базе традиций, а не вопреки им. По мнению как японских, так и западных ученых, главную роль в успехах социально-экономического развития Японии сыграли принципиальный учет в ходе реформ куль­турных традиций страны, отказ от слепого заимствования западных моделей как не учитывающих специфику ее культуры. Примечательно, что начало «экономического чуда» по времени совпадает с резкой активизацией интереса к родной культуре, который, может быть, и был

Соседние файлы в предмете Культурология