Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии. Т.2 - Кефели.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
2.34 Mб
Скачать

Примечания

1 Материалы рукописи «Диалектика идеального» были опубликованы посмертно в журнале «Вопросы философии» (1979. № 6 – 7) под названием «Проблема идеального».

2 Платон (427 – 347 до н. э.) — древнегреческий философ.

3 Чайковский Петр Ильич (1840 – 1893) — русский композитор, дирижер, педагог, музыкальный деятель.

4 Шекспир Уильям (1564 – 1616) — английский драматург.

5 Декарт Ренэ (1596 – 1650) — французский философ, ученый.

6 Фихте Иоганн Готлиб (1762 – 1814) — немецкий философ.

7 Кабанис Пьер Жан Жорж (1757 – 1808) — французский философ и врач.

8 Бюхнер Людвиг (1824 – 1899) — немецкий врач, естествоиспытатель и философ.

9 Молешотт Якоб (1822 – 1893) — немецкий физиолог и философ.

10 Полностью этот раздел опубликован в книге Э. В. Ильенкова «Об идолах и идеалах». М., 1968.

11 Данная статья была опубликована в книге: Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964.

12 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 731.

Мераб Константинович мамардашвили

1930 –1990

МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович философ, культуролог, доктор философских наук, профессор. Окончил философский факультет МГУ в 1954г. После окончания аспирантуры с 1957 г. работает в журнале «Вопросы философии», ас 1961 г. — в Праге в журнале «Проблемы мира и социализма». С 1966 г. Мамардашвили в Москве работает вначале зав. отделом Института международного рабочего движения, затем в Институте истории естествознания и техники АН СССР, а с 1968 по 1974 г. — заместителем главного редактора журнала «Вопросы философии». С 1980 г. — главный научный сотрудник Института философии АН Грузинской ССР.

Исходной в культурологических исследованиях Мамардашвили была постановка вопроса о том, каков смысл возвышения человека над самим собой. Мамардашвили считает, что именно к этому сводится предназначение и европейской, и русской культуры, у истоков которой два исторических начала:

античное и христианское. Если античность оставила в наследство европейской культуре веру во всемогущество разума, то христианство внесло в западное сознание идею нравственного восхождения человека.

Именно эти две культурологические предпосылки, исторически содержательно меняясь, предопределяют своеобразие европейской культуры, служат основой возвышения личности. В этой связи Мамардашвили постоянно любил повторять, что человек рождается дважды: первый раз как природное, биологическое существо, т. е. от родителей, второй раз — как культурное нравственное существо.

Это означает, что человек в культурном контексте — это не какой-то эмпирически наглядный индивид, обладающий теми или иными природными свойствами — это «возможный человек», находящийся в состоянии постоянного «заново-рождения», которому только собственными усилиями удается оторваться от «колеса рождения» и тем самым перевести себя, свою мысль, свою нравственность, свои поступки в состояние личностного становления. Это, как полагает Мамардашвили, невозможно без культуры, которая, будучи сферой символов, упорядочивает человеческие состояния и смыслы, благодаря чему мы и можем жить по-человечески.

Память человеку не дана. Ее не было бы, если она зависела бы от природного материала: от нашей физической способности сохранять ее во времени. И тогда человек обращается к культуре. Вначале к мифу, к философии, затем к религии, к искусству, поскольку именно эти культурные формы есть способы организации и конструирования человеческих сил или самого человека. Стало быть, человек как личность есть искусственное существо, рождаемое не природой, а саморождаемое через культурно изобретенные устройства, стремление к которым философы обозначили термином трансцендирование. Тем самым личность есть нечто трансцендентное по отношению к культуре, по отношению к обществу.

Остро переживая за все происходящее в культурной жизни нашей страны, Мамардашвили считал, что в России долгое время не было автономной философии. Она возникает с Чаадаевым. Потом уже, после Вл. Соловьева, появился феномен светской автономной философии, хотя русская философия была религиозной. Свой творческий путь Мамардашвили начинал с изучения истории философии, а в 70-е гг. он формулирует идею своего философского дискурса как события мысли. Мамардашвили обращается к анализу трансцендентальных оснований европейской культуры эпохи нового времени и Просвещения. Его органичным жанром было философствование вслух, за что его называли «грузинским Сократом». Изданием наследия Мамардашвили, представленного многочисленными лекциями, которые он читал в Москве, Тбилиси, Риге, Вильнюсе, Ростове-на-Дону, занимается специальный Фонд, названный его именем.

Сочинения

1. Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления. М., 1968.

2. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси,1984.

3. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992.

4. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993.

5. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996.

6. Мамардашвили М. К. Путь к очевидности. Лекции по античной философии. М.,1997.

7. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. М., 1995.

Литература

1. Встреча с Декартом. Материалы чтений / Под ред. В. А. Кругликова и Ю. П. Сенокосова. М., 1996.

2. Зинченко В. Л. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. М., 1997.