Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хрестоматия 1.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.61 Mб
Скачать

Федеральное агентство по образованию

Южно-уральский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра «Теория и история государства и права»

Хрестоматия по курсу «история отечественного государства и права»

Челябинск

Издательство ООО «Полиграф-Мастер»

2007

ББК

Оглавление древнерусское государство и право (X – середина XII вв.)

«Откуда есть пошла Русская земля?». Этот вопрос задает себе уже не одно поколение ученых. Недостаток источников очень затрудняет решение проблемы и способствует продолжению научной дискуссии, начало которой было положено в XVIII в. спором норманистов с антинорманистами.

В современной науке утвердилось мнение о том, что уже в IX в. восточно-славянские племена переживали процесс складывания государственности при участии соседних скандинавских, финно-угорских, тюркских этнических групп.

Великорусская равнина находилась вне влияния античных традиций права и государства. Часть исследователей связывает с этим обстоятельством медленное формирование русской государственной власти, специфическая черта которой заключалась в отсутствии единства земель. Каждая из них имела своего князя, который держал совет с Думой. В старших городах функционировало вече как символ древней традиции участия народа в решении дел общеземской важности. Принятая в Древнерусском государстве очередная система престолонаследия отражала отношение потомков Рюрика к власти как к коллективной собственности княжеского рода. Земля являлась частной вотчиной князя, а его слуги наделялись административными полномочиями. К XI в. в Киевской Руси сложилась система родового сюзеренитета-вассалитета с наличием патриархальной власти старейшего князя-родоначальника над удельными. Межкняжеские отношения регулировались княжескими съездами, которые собирались по мере надобности.

В первом тысячелетии нашей эры у восточных славян начинает формироваться обычное право. По мнению российского историка права М.Ф. Владимирского-Буданова, переход от обычного права к законодательству в русских землях происходил в основном под влиянием быстрого развития территориального начала1, что создавало возможность возникновения многочисленных юридических коллизий.

К Х в. усиливающиеся военные столкновения восточных славян с Византией способствуют расширению двусторонних дипломатических и торговых контактов и приводят к активизации законотворческой деятельности киевских князей. В договорах Руси с Византией 912, 944 и 971 гг. упоминается существование Закона русского, на основе которого разрешаются спорные ситуации между сторонами в случае правонарушений. Эти договоры представляют собой наиболее ранние (из дошедших до нас) источники письменного древнерусского права.

В историко-правовой литературе утвердилось мнение о компилятивном характере норм, внесенных в договоры. Однако большинство современных исследователей находят в них гораздо больше следов отечественного права, чем византийского: досудебная месть рукою родственников убитого, замена смертной казни имущественным взысканием, двойное возвращение цены украденной вещи.

Одновременно в договорах предусмотрены нормы, запрещающие руссам казнить грека, подданного империи, до суда по византийским законам. Взаимные обязательства сторон возвращать друг другу имущество потерпевших кораблекрушение и выкупать друг у друга пленников носят компромиссный характер. Это позволяет отнести договоры Руси с Византией к ранним памятникам международного права с богатым юридическим содержанием. Наличие в договорах статей уголовного и процессуального характера, а также норм, регулирующих порядок судопроизводства, правила торговли, наследования, процедуру возмещения убытков, позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне юридических представлений, господствовавших в древнерусских землях языческого периода.

Принятие христианства в 988г. привело к рецепции византийского права, так как языческие обычаи славян во многом противоречили нормам христианской морали. Для правовой системы Древнерусского государства Х-ХI вв. характерно смешение норм обычного права с постановлениями византийских светских кодексов, проникавших на Русь через греческое духовенство и книжников. В ряде случаев византийские нормы приспосабливались к обычному древнерусскому праву. Таковы, например, отказ от смертной казни и членовредительских наказаний, развитие принципа частных композиций, смешение деликтной и уголовно-правовой ответственности, высокая роль общины в процессуальной процедуре.

Вопрос о характере и формах законотворческой деятельности древнерусских князей не нашел однозначного ответа в историко-правовой литературе. По мнению Л. В. Черепнина, уже в начале Х в. существовали княжеские «уставы и уроки», положенные в основу позднейшего сборника законов Русской Правды1. В списках XVI-XVII вв. до нас дошли церковные уставы князей Владимира I и Ярослава Мудрого, определяющие сферу церковной юрисдикции. Менее распространена точка зрения И.Я. Фроянова, который утверждает, что законодательные права киевских князей были ограничены, так как раннефеодальная монархия на Руси сложилась только в XIV-XV вв.2. Различие мнений по данной проблеме объясняется отсутствием рукописных подлинников древнерусского законодательства и летописных свидетельств о процедуре законотворчества.

В целом Киевская Русь сформировала княжеско-дружинный тип власти с противовесом в форме вечевых собраний. Усиление княжеской власти под влиянием церковной византийской культуры способствовало формализации обычного права и созданию новых норм для регулирования отношений между различными социальными группами, князьями, властью и населением на территории всего Древнерусского государства.

Крупнейшим памятником древнерусского права, составленным в форме сборника законов, является Русская Правда. Создание его приписывается Ярославу Мудрому, который дал в 1016 г. «правду» новгородцам за участие в походе на Киев после смерти Владимира I. В 1072 г. на съезде князей в Вышгороде по случаю перенесения мощей Бориса и Глеба в новую церковь сыновья Ярослава внесли ряд изменений в традиционные нормы уголовного и процессуального права. Большинство исследователей единодушно высказывают мнение о том, что Русская Правда это официальный акт нормотворчества светской власти, не вторгающийся в церковную юрисдикцию.

Первая редакция Русской Правды была обнаружена и подготовлена к печати В.Н. Татищевым в 1738 г. В распоряжении современных исследователей имеется более ста списков, сильно отличающихся по объему и структуре.

В Русскую Правду входит три редакции памятника, в которых объединены хронологическими рамками большие группы статей.

Древнейшая или Краткая Правда состоит из Правды Ярослава (около 1016г.), Правды Ярославичей (вторая половина XI в.) и дополнительных статей. Первая часть включает ст. 1-18, вторая ст. 19-43 по Академическому списку середины XV в. новгородского происхождения.

Пространная Правда формируется со второй половины XI по ХII в. Наряду с новыми нормами в нее входят и видоизмененные статьи Краткой Правды. Данная редакция, по мнению С.В. Юшкова, представляет собой два разновременных памятника Суд Ярослава Владимировича (конец XI начало XII в.), который возник в результате развития норм Краткой Правды, и Устав Владимира Мономаха (1113 г.), охватывающий статьи с 53 по 1211. Уровень развития правовых институтов достаточно высок для того времени. В Пространной Правде представлено законодательство в сфере наследования, регулирования имущественных отношений, определен правовой статус различных групп населения, разработана система договоров и т. д.

В XV-XVII вв. возникла Сокращенная Правда, в которой сделана попытка отделить действующие нормы права от архаичных, но она малоинтересна с историко-правовой точки зрения.