Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии. Т.2 - Кефели.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
2.34 Mб
Скачать

Искусство и нравственность. Новые grubeleien по поводу старого вопроса3

<...> Я приписывал и приписываю искусству предугадывающие, предусматривающие, предопределяющие жизнь силы, и притом не инстинктивно только чуткие, а разумно чуткие, — органическую связь с жизнью и первенством между органами ее выражения. В «искусстве для искусства» я не видел, да и до сих пор видеть не могу ничего, кроме праздной игры в слова, звуки или краски: в искусстве, рабски отражающем жизнь без осмысления ее разумным (но не рассудочным) светом, — ничего, кроме ненужного и бледного повторения жизни, которому — и притом только к которому — прямо относится известное положение г. Чернышевского4, что красавица нарисованная никогда не может быть так хороша, как настоящая, и что яблоко на картине никогда не может быть вкусно, как яблоко на яблоне...<...>

<.. .> Искусство как органически сознательный отзыв органической жизни, как творческая сила и как деятельность творческой силы — ничему условному, в том числе и нравственности, не подчиняется и подчиняться не может, ничем условным, стало быть, и нравственностью, судимо и измеряемо быть не должно. В этом веровании я готов идти, пожалуй, до парадоксальной крайности. Не искусство должно учиться у нравственности, а нравственность учиться (да и училась и учится) у искусства; и, право, этот парадокс в сущности своей вовсе не так безнравственен, как он может показаться с первого раза всем высоко нравственным теоретикам, кто бы они ни были и к каким бы различным лагерям ни принадлежали, к лагерю «Современника» или к лагерю «Домашней беседы», столь дружно подающим друг другу руки в «нравственном» вопросе о Пушкине.

Ведь под нравственностью разумеют все говорящие о ней, не исключая даже и «Домашней беседы», — когда противополагают ее искусству — более или менее условное выражение понятий существующего общества. Безусловная нравственность есть или чисто отрицательная (не убей, не украдь), или положительная (любите врагов ваших). Искусство, которое восставало бы на естественную, отрицательную нравственность, которое рекомендовало бы человечеству убивать, красть и т. п., — такого искусства не бывало, да и не будет.<...>

Примечания

1 Статья была опубликована в журнале «Библиотека для чтения». 1858. №2.

2 Статья опубликована в журнале «Русское слово». 1859. № 2.

3 Статья была опубликована в журнале «Светоч». 1861. № 1. Grubeleien — отвлеченные размышления.

4 Изложение идеи диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности».

Николай Гаврилович чернышевский

1828 – 1889

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович революционный демократ, мыслитель, ученый, писатель и литературный критик. Учился в Саратовской духовной семинарии, в 1846 г. поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета. После окончания университета Чернышевский в течение двух лет (1851 – 1853 гг.) работал преподавателем русской словесности в саратовской гимназии. В 1853 г. вернулся в Петербург и вскоре начал печататься в «Отечественных записках»; в конце того же года стал ближайшим сотрудником, а затем и руководителем наиболее передового тогда журнала «Современник». В 1853 г. Чернышевский написал, а через два года опубликовал и защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». Кратковременный период сотрудничества Чернышевского в «Современнике» (1853 – 1862) оставил неизгладимый след в истории русской общественной мысли и литературы. В это время он становится идейным вдохновителем и вождем назревавшего в 60-е гг. XIX в. в России народного революционного движения. В 1861 г. Чернышевским была написана прокламация «Барским крестьянам», в которой он обличал царизм и призывал народ к восстанию. Царское правительство решило пресечь деятельность Чернышевского. 7 июля 1862 г. он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где пробыл около двух лет, а затем приговорен к семи годам каторжных работ и к вечному поселению в Сибири, где томился около 20 лет, продолжая, однако, настойчиво и неутомимо работать. Только в 1883 г. Чернышевскому было разрешено переехать в Астрахань, а в 1889 г. ему разрешили поселиться в родном городе Саратове.

Из огромного количества сочинений, написанных в Сибири, наибольшую ценность представляет «Пролог», посвященный осмыслению уроков эпохи 1861 г. Большинство других произведений того периода Чернышевский уничтожил.

Чернышевский разрабатывает «идею всеобщей истории», подчеркивая особое значение в исторических событиях «материальных условий быта, играющих едва ли не первую роль в жизни». Важнейшим элементом исторической концепции Чернышевского является идея цикличности исторического процесса. В своих философских воззрениях Чернышевский следовал антропологическому материализму Л. Фейербаха, согласно которому человек, познав самого себя, становится мерилом всех жизненных отношений. На этой основе Чернышевский формирует представление о «природе» человека как об универсальной точке отсчета «нравственных наук». Следует учесть, что идеалом научного знания для Чернышевского было по преимуществу естествознание, поэтому по образцу естествознания он строит и «нравственные науки». Чернышевский ставит перед ними задачу объективно-натуралистического описания общества. «Нравственные науки», которым он придает нормативный характер, призваны дать ответ на вопрос о том, что хорошо и что плохо для человека, что способствует его благу. Антропологическое мировоззрение Чернышевского явилось основой для наиболее разработанного раздела его творческого наследия — эстетики. В единстве человека и природы он усматривал основу эстетического наслаждения. Человек есть высший продукт развития природы, и самое дорогое и прекрасное для него — жизнь. Основы новой культуры, культурного творчества, основанного на принципах «разумного эгоизма», были представлены Чернышевским в его антропологической этике. Благодаря ей мыслитель стремится к созданию новой морали, направляющей поведение «новых людей». Суть принципа «разумного эгоизма» — поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями. Так Чернышевский предварил появление в России «новых людей» — борцов за народное счастье.

Сочинения

1. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 16 т. М., 1939 –1953.

2. Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения. М., 1950 –1951.Т. 1-3.

3. Чернышевский Н. Г. Сочинения. М., 1987. Т. 1–2.

Литература

1. Стеклов Ю. М. Н. Г. Чернышевский. Его жизнь и деятельность. М.;Л, 1928.Т. 1–2.

2.Азнауров А. А. Эстетическое учение Н. Г. Чернышевского. М., 1960.

3. Велик А. П. Эстетика Чернышевского. М., 1961.

4. Лебедев А. Герои Чернышевского. М., 1962.

5. Водолазов Г. Г. От Чернышевского к Плеханову (Об особенностях развития социалистической мысли в России). М., 1969.

6. Соловьев Г. А. Эстетические воззрения Чернышевского и Добролюбова. М., 1974.

7. Чернышевский Н. Г. Статьи, исследования, материалы. Саратов, 1958–1975. Т. 1–7.

8. Пантин И. К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М., 1973.