Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мол. движение в России. 2008. Черновик.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
910.85 Кб
Скачать

Комсомол и проблемы защиты государства в годы гражданской войны

Каждая политическая система нуждается в защите и в органах ее осуществляющих. Не была исключением и советская система. Практически сразу же после революции 1917 г. ее противники выступили с оружием в руках, стремясь уничтожить систему, кардинально отличавшуюся от буржуазной. Функцию защиты государства в любой системе выполняют специальные организации.

Особенностью советской системы, в частности, стало то, что выполнение властных функций производилось отнюдь не законодательной и исполнительной властью как при демократическом политическом режиме. Во всяком случае, в первые годы существования РСФСР, в годы гражданской войны, наряду с Советами, которые соединяли в себе законодательные и исполнительные, а на местах часто и судебные функции, властные функции выполняла и господствующая партия. Это относилось и к функции безопасности государства. Коммунистическая партия, как известно, являлась ядром советской политической системы, а комсомол был ее кадровым резервом, средством политической социализации, проводником коммунистических идей в наиболее активную среду, молодежную.

Деятели РКП(б) понимали важность развития молодежного движения, подтверждением чему может выступление А.М. Коллонтай на II съезде Российского Коммунистического союза молодежи (РКСМ). Она заявила, что в советской республике для молодых людей «открыта полная возможность творить. Раньше старики занимали места и говорили молодежи: подождите, это мы, умудренные опытом, строим жизнь. А теперь… нет области где бы мы (РКП(б) – Е.К.) не звали вас, и где бы вы не проявляли своего сознания и творчества… старики поглядывают на то, что совершается и многого не понимают… Сила молодежи в том, что она все стремится и стремится вперед»1.

Молодежное коммунистическое движение на Урале получило развитие уже после Февральской революции. Так, уже в марте 1917 г. был организован Социалистический союз рабочей молодежи III Интернационала (ССРМ) в Кунгурском депо, в апреле – союз молодежи на городской электростанции Перми, 21 августа – Социалистический союз молодежи III Интернационала Мотовилихинского завода. После Октября формирование союзов молодежи продолжилось. В ноябре 1917 г. в Екатеринбурге состоялся областной съезд союзов молодежи, в котором участвовали и делегаты от Прикамья2.

В начале своего существования члены союзов молодежи на практике выполняли функцию защиты системы, участвуя в военных действиях. В начале 1918 г. для борьбы с выступлением А.И. Дутова на Южном Урале были созданы рабочие отряды. 28 февраля Уральский областной комитет Социалистического союза молодежи призвал всех в ряды Красной армии. Он нашел отклик, как правило, в крупных заводских центрах. Лысьвенский союз выделил 27 добровольцев, Чусовская организация целиком ушла на фронт, в Мотовилихе более 100 человек вступили в отряды А.Л. Борчанинова, А.П. Калганова, М.П. Зайцева, в Перми – в отряд М.Д. Соловьева. После захвата Екатеринбурга войсками А.В. Колчака в июне 1918 г., Уральский обком ССРМ переместился в Пермь. 1 октября открылся II областной съезд союза молодежи. На нем присутствовали 40 делегатов, в том числе представители с фронта. Были избраны делегаты на Всероссийский съезд Н. Хазан, Р. Юровская, К. Матвеев, П. Сорвин, И. Яковлев1.

I Всероссийский съезд РКСМ (29 октября – 4 ноября 1918 г.) решал, в основном, организационные задачи. Н. Хазан отметил, что «Урал красен кровью той молодежи, которая умирала за революцию… Почти все члены наших Союзов ушли на фронт…»2.

Для отражения наступления А.В. Колчака комсомол объявил первую всероссийскую мобилизацию своих членов. На Восточный фронт были направлены более 3000 комсомольцев3. После освобождения территории Урала комсомольские организации восстанавливались, частично при прямом участии комитетов РКП(б). Так произошло, например, в Чердыни. Уделяя большое внимание вопросам безопасности государства, I Пермский губернский съезд РКСМ (5 сентября 1919 г.) принял резолюцию о военном обучении комсомольцев, об обязанности всех членов союза вести политическую работу в военно-спортивных клубах4.

II съезд РКСМ проходил 5 – 8 октября 1919 г. Самой большой была Екатеринбургская организация (8500 членов, объединенных в 68 ячеек), хотя она начала работу буквально за два месяца до съезда. На съезде присутствовали 27 делегатов от Екатеринбургской губернии, 24 – от Пермской. В президиум съезда от Урала была избрана Р. Юровская1. На съезде были подведены итоги мобилизации на Восточный фронт. Секретарь ЦК РКСМ О. Рывкин отметил, что «из этой мобилизации наш союз вышел еще более окрепшим и здоровым… Партия стала обращать на наш союз самое серьезное внимание… Весь рабочий класс увидел, что наша организация производит громаднейшую работу». Представитель Симбирской губернии Варейкис доложил, что было мобилизовано только около 100 человек, т.к. союз был создан уже после мобилизации. В Самарской губернии мобилизация на Восточный фронт целенаправленно не проводилась, на фронт ушли 100 активных работников2.

Значимость проблемы защиты государства подчеркнуло выступление председателя Реввоенсовета республики Л.Д. Троцкого. Он заявил, что «Красная Армия… держится на молодом поколении рабочих и крестьян». Поэтому комсомольцы должны, в условиях наступления войск А.И. Деникина, бросить все силы на участие в боевых действиях в рядах «красной кавалерии», лыжных отрядов, разведки, частей связи. А также на агитацию по поводу их создания и вообще на всемерную помощь Красной армии3.

Представители с мест доложили о результатах своей деятельности. Так, представитель Самарской губернии Филиппов отметил, что были мобилизованы комсомольцы в лыжные отряды, 30 человек было направлено на курсы командиров, проводился всевобуч. В Екатеринбургской губернии на командные курсы было направлено 220 чел. Важным вопросом стала политическая работа в госпиталях среди раненых. В докладе ЦК РКСМ О. Рывкин отметил, что «эта работа имеет громадное значение в смысле увеличения влияния нашего союза и пропаганды идеи коммунизма». Так, в Самарской губернии был создан отдельный отряд сестер милосердия1. Проблемы, связанные с защитой государства, были осознаны местными комсомольскими организациями. В регионах проводилась практическая работа по решению этих важных задач.

На съезде был поднят вопрос о создании в Красной армии отдельных ячеек РКСМ. Эту идею не поддержали делегаты Симбирской губернии, там работа велась через политотделы Красной армии. Екатеринбургский губернский съезд РКСМ принял резолюцию о возможности политической работы только в госпиталях, а не в воинских частях. В ходе дискуссии военная секция съезда высказалась за создание ячеек РКСМ в армейских частях. Возражения были связаны с возможным распылением сил коммунистов и комсомольцев, с тем, что массы могли и не разобраться в этих организациях.

129 делегатов съезда против 98 приняли следующую резолюцию: «1. Все члены РКСМ, находящиеся в рядах Красной армии… должны служить примером стойких революционных борцов. 2. В целях сохранения единства коммунистического строительства в Красной армии РКСМ своих ячеек… не создает. 3. РКСМ оказывает всякое участие в политическом просвещении красноармейской молодежи, привлекая ее в свои организации, клубы, митинги и собрания. 4. РКСМ помогает Красной армии, выделяя наиболее стойких членов организации на курсы командного состава… 6. РКСМ принимает активное участие в работе среди раненых красноармейцев… 7. РКСМ выделяет из рядов своих членов… на курсы красных сестер»1.

II Съезд РКСМ объявил вторую всероссийскую мобилизацию членов союза. На борьбу с А.И. Деникиным мобилизовалось 30% состава местных организаций2. В Пермской губернии ушло на фронт более 1000 комсомольцев, которые были переданы для обучения в местный территориальный полк. Политическую работу среди них проводил член губкома РКП(б) Е.М. Ярославский. В дальнейшем большинство были направлены в Пермский эскадрон Уральской Красной кавалерийской дивизии, а 61 – на Северный (Чердынский) фронт. Пермские комсомольцы выделили на курсы красных командиров 60 человек. Всего по второй мобилизации ушло на фронт почти 6000 комсомольцев Урала, по стране эта цифра составила более 10 тыс. человек3.

22 апреля 1918 г. декретом ВЦИК было введено всеобщее военное обучение граждан, только рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян. Первая ступень всевобуча начиналась со школы, подготовительная с 16 до 18 лет, призывная – с 18 до 40 лет. ЦК РКСМ принял решение о всеобщем военном обучении комсомольцев, что подтвердил и II съезд РКСМ. Сразу же после освобождения губернии 24 июля 1919 г. бюро Пермского губкома РКСМ постановило: «Все без исключения члены Союза молодежи… обязаны проходить допризывную военную подготовку и всеобщее военное обучение и состоять поголовно членами спортивных клубов Всевобуча… » 1.

13 мая 1920 г. ЦК РКСМ разослал телеграмму о проведении третьей мобилизации в связи с наступлением белополяков. Она проводилась вместе с партийной. III губернский съезд РКСМ решил мобилизовать треть состава делегатов, всего 672 комсомольца. 25 мая 1920 г. ЦК РКСМ отдал распоряжение направлять комсомольцев на командные курсы. В Пермской губернии летом было направлено 174 комсомольца2. В целом в 1919 – 1920 гг. на фронт добровольно ушло не менее 10 тыс. комсомольцев Урала, около 2,5 тыс. из них составляли пермяки3.

Итак, РКМ в качестве молодежного резерва правящей коммунистической партии активно поддерживал все ее мероприятия, в том числе и связанные с защитой советского государства.

Функции защиты государства от внутренних врагов выполняют органы государственной безопасности. В РСФСР таковыми являлись чрезвычайные комиссии. Вопрос о роли комсомола в органах ЧК значительно менее изучен в историографии. Как правило, исследователи приводил отдельные факты работы комсомольцев в ЧК. Так, в Бугурусланской ЧК работал В. Симагин. Руководство характеризовало его как «честного чекиста». «Делу революции предан» – было написано в его служебной характеристике4.

В связи с достаточно поздним организационным оформлением РКСМ в конце 1918 г., когда значительная часть территории Урала была захвачена белыми войсками, комсомольские организации на данной территории переживали кризис. В основу формирования органов ВЧК как «боевого отряда партии» был положен основополагающий принцип партийности, который перевешивал все остальные. Поэтому комсомольцев в ЧК имелось небольшое количество.

Так, в декабре 1919 г. Пермская губЧК состояла из 321 человека, членами РКСМ были всего 5 (1,5 %). Они занимали различные должности. Сотрудник Особого отдела В. Никандров состоял в союзе молодежи с 1917 г. Сотрудник Контрольно-пропускного пункта Особого отдела Пермской губЧК на ст. Пермь-2 Д. Соколов, помощник коменданта губЧК К. Куклин, канцелярист Юридического отдела И. Коновалов и делопроизводитель того же отдела И. Петухов не указали год вступления в комсомол. Наличие членов РКСМ в губернских органах госбезопасности является проявлением кадрового кризиса в советской системе, т.к. по Уставу РКСМ, принятом на 1 съезде, членом союза могли быть лица до 23 лет1.

При партийной перерегистрации, предпринятой по решению Х съезда РКП(б) (8 – 16 марта 1921 г.), в ячейке Пермской губЧК было выявлено 2 комсомольца. 25 сентября проходило обсуждение членов ячейки. А. Пеккерман вступил в РКП(б) в 1920 г., после освобождения губернии от белых организовал союз молодежи. Н.Ф. Казаринов был комсомольцем с 1919 г., в том же году поступил работать в ЧК2. В составе органов ВЧК, в особенности на местах, было немало молодых людей. Однако в силу специфики своей работы, в силу стремления РКП(б) увеличить партийную прослойку в этих органах, лица, молодые по возрасту, но уже имевшие определенный опыт, чаще вступали в партию, чем в комсомол.

Подобная ситуация складывалась и в соседних с Прикамьем регионах. В конце 1919 г. 15-летний И.И. Кавкун поступил на работу в Томскую губЧК, в 1920 г. он уже становится уполномоченным районной транспортной ЧК (РТЧК). После этого Кавкун перешел на комсомольскую работу. В 1920 г. 16-летний И.В. Завьялов возглавил Курганский уком РКСМ, а через несколько месяцев поступил в Омскую губЧК. С.М. Аржаков в 20-летнем возрасте возглавлял в Якутске Следственную комиссию (февраль – июнь 1920 г.). И.Б. Альперович в 19-летнем возрасте стал в 1920 г. председателем Якутской губЧК1.

Несколько лучше была ситуация на Украине. В 1920 г. в составе Центрального управления чрезвычайными комиссиями Украины (Цупрчрезком) было 173 комсомольца, что составило 3,2% от общего количества сотрудников. Наибольшее число комсомольцев работало в Полтавской (41 человек) и Одесской (34) губернских ЧК2. Тем не менее, принципиального значения для формирования и функционирования такой процент членов РКСМ в органах ЧК не имел. Следует отметить, что количество комсомольцев в органах государственной безопасности в 1920-е гг. постепенно увеличивалось.

Таким образом, армия любого государства выполняет функцию защиты существующего общественно-полити-ческого строя, обороны государства от внешних врагов, не была исключением и Красная армия. В ее формировании, в ее практической деятельности по защите Советского государства активно принимал участие и комсомол как кадровый резерв РКП(б). Выполнение охранительной функции требовало большего опыта, политической грамотности, партийности, специализированных навыков, которые молодые люди пока не имели. Служба в Красной армии, деятельность по укреплению тыла не предъявляли таких высоких требований. Поэтому роль Российского Коммунистического союза молодежи в укреплении безопасности, в формировании и деятельности специализированных органов государственной безопасности, была значительно меньшей, чем при практическом решении вопросов защиты Советского государства.

А.Ф. Невоструева, Н.А. Невоструев1