Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзамен_по антропологии шпора.DOC
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
437.25 Кб
Скачать

Вопрос 14.

Факторы и гипотезы гоминизации: экологические и генетические.

Гоминизация – процесс очеловечивания обезьяны – от появления первых специфических человеческих особенностей до возникновения вида Homo sapiens. Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивного преобразования мозга ( особенно неокортекса ), адаптацию руки к трудовой деятельности, изменение зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации и др. аспекты.

Предположен ряд гипотез о факторах, которые могли вызвать первоначальные изменения в морфологии или поведении предковой формы и повлиять на ход гоминизации и ее темпы. Среди них: кратковременное повышение фона радиации, обусловленное тектоническими перемещениями, разломами земной коры и усиленным вулканизмом, инверсии геомагнитного поля земли, иные стрессовые ситуации, изоляция, гетерозис, а также вызванные изменениями экологической обстановки перемены в поведении. Важным и даже первостепенным фактором гоминизации многие исследователи считают развитие механизма защиты с помощью бросания камней и особенно охоту, которая могла повлечь за собой переход к бипедии, изготовление орудий, развитие руки и мозга.

На ранних этапах антропогенеза естественный отбор, видимо, играл весьма существенную роль в реализации и закреплении качественных изменений, в том числе, возможно, и в развитии большей социальности. Указывается и на вероятную роль в эволюции человека полового отбора. Одним из факторов, обусловивших изменения поведения в ходе гоминизации, была нейроэндокринная система, которая могла быть точкой приложения отбора.

Другая позиция исходит из первичной роли крупных мутаций, вызвавших значительные анатомические изменения при переходе к прямохождению. Под влиянием мутагенного фактора ( повышение радиации) в Восточной и Южной Африке появляются гоминиды, а приматы Экваториальной и Западной Африки не изменились, однако палеонтологические данные ока не подтвердили эту гипотезу.

Вопрос15

Прародина гоминид.

Широкое распространение высокоразвитых гоминоидов в Афроевразии на рубеже миоцена и плиоцена дает возможность в припципе рассматривать каждый из этих континентов как возможную зону оче­ловечения- древнейшую прародину человечества. Однако накоплен­ные к настоящему времени палеонтологические, археологические и. биомолекулярные факты позволяют заключить, что и ныне, как и во времена Ч. Дарвина, наиболее, вероятной. прародиной человечества представляется Африка, и в первую очередь область Восточноафриканского рифта — гигантского горного разлома, протянувшегося с севера на юг, от Ближнего Востока до Южной Африки, на 8000 км.

В пользу этого мнения можно привести следующие аргументы;

Восточная (как и Южная) Африка являлась областью обитания и широкого расселения древнейших гоминид —австралопитеков и ранних представителей рода Homo, здесь же обнаружены и самые ран­ние каменные орудия. Наиболее древняя пока датировка получена для артефактов из стоянки Гона в Афаре (Эфиопия): 2,70—2,89 млн лет (Дж. Харрис, Д. Джохансон, 1982).

Указанные районы обладали комплексом природно-экологических факторов вполне соответствующим теоретическим представлениям об экологической нише первых гоминид. Сюда относятся: а) повышенная геологическая активность с периодическими, .смещениями земной коры, область Восточноафриканского рифта изобилует вулканами и следами прошлой вулканической деятельности в виде мощных слоев пепла, вулканизм сопровождался изменениями ландшафта, сменой фаун. пе­риодическими уничтожениями растительности, которые могли стимули­ровать переход к всеядности; б) повышенный уровень ионизирующей радиации, инверсии геомагнитного поля Земли, что могло способствоватъ возникновению и закреплению мутаторных генотипов; в) преобла­дание богатой источниками водоснабжения, сравнительно открытой местности типа саванны или лесосаванны (Омо, Олдувай, оз. Туркана, Хадар и другие местонахождения Восточной Африки располагались на берегах водоемов), что имело немаловажное значение в изменении по­веденческих реакций. Обилие фауны могло побудить наряду с другими причинами к более широкому использованию мясной пищи—важного условия для развития мозга; типичный для многих восточноафриканских стоянок гоминид скалистый ландшафт благоприятствовал зарож­дению ранних форм изготовления орудий.

Наконец., в Африке представлены и самые ранние стадии эволюции гоминоидов (египтопитек, праконсул и др.); здесь и в настоящее время обитают и наиболее близкие к человеку и тесно связанные с ним общ­ностью происхождения понгиды (шимпанзе, горилла). В пользу афри­канской прародины свидетельствуют и биомолекулярные данные. В начале ХХ в. в науке обсуждалась гипотеза о центральноазиатском происхождении человечества. Переход понгидных предков к прямохождению связывался с климатическими изменениями, обезлесением, как следствием горнообразовательных процессов на рубеже третичного и четвертичного периодов. Данные палеогеографии, палеонтологии и археологии не подтвердили эту концепцию. Конечно, Азия не может быть полностью исключена из числавозможных территорий очеловечивания, учитывая тесную связь между Африкой и Азией в период от 18 до 5—6 млн лет назад, как и некоторые находки каменных артефактов олдувайского облика в Азии, впрочем, с недостаточно яс­ной датировкой. Высказывалось также предположеяие, что в зону очеловечивания могли входить и южные. Районы Европы, в том числе терри­тория Закавказья. Но, вне сомнения, концепция африканской прароди­ны аргументирована сейчас гораздо лучше, и, по существу, только в Африке и представлены все этапы эволюции человеческой линии. Находки самых ранних гоминид в Южной Евразии пока единичны или вообще сомнительны.

Появление человека явилось величайшим событием четвертичного периода, который предложено именовать «антропогеном» (А. П. Пав­лов). При определении границы третичного и четвертичного периодов принимают во внимание и данные первобытной археологии и палео­антропологии, хотя понятно, что этот рубеж должен быть универсаль­ным эталоном для датирования событий на всем земном шаре, с уче­том всего комплекса биологических, геологических и хроностратиграфических фактов. Что касается палеоантропологических и археологиче­ских материалов, то они, как мы видели, больше согласуются с теми из применяющихся сейчас датировок нижней границы антропогена, которые отражают тенденцию к ее удревнению.